Краткая биография Кристины Буста

1915-1987

Австрийская поэтесса

С 14 лет из-за болезни матери была вынуждена зарабатывать на жизнь репетиторством. В 1933 г. окончила реальную гимназию и начала изучать германистику и англистику в Венском университете. В том же году выступила с чтением своих стихов в католической программе на радио.

В 1936 г. после тяжёлой болезни прекратила обучение и устроилась на должность внештатного учителя в Коммерческом училище Вены. В 1938 г. вступила в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. В 1940 г. вышла замуж за музыканта и литератора Максимилиана Димта (1909 – после 1944), убеждённого национал-социалиста. Под его воздействием Буста отказалась от католической веры. В её стихах этих лет прослеживается влияние австрийского поэта Й. Вайнхебера (1892–1945).

В 1945–1947 гг., в период денацификации, Буста работала переводчицей и управляющей гостиницей при британской оккупационной армии. В 1946 г. состоялась её первая публикация – стихотворение «К боли» («An den Schmerz») в католическом еженедельнике «Furche». В 1947 г. Буста опубликовала семь стихотворений в журнале «Plan», одном из наиболее влиятельных периодических изданий послевоенной Австрии. В декабре 1949 г. вступила в Союз демократических писателей и журналистов Австрии.

В 1950–1976 гг. работала библиотекарем в объединении Венских городских библиотек, с 1951 г. – директором головной библиотеки. Первый опубликованный сборник стихов «Год за годом» («Jahr um Jahr», 1950) и последовавший за ним стихотворный цикл «Дерево дождя» («Der Regenbaum», 1951) свидетельствуют о следовании поэтессы литературной традиции Г. Тракля, Й. Вайнхебера и Х. Кароссы и позволяют отнести пронизанную христианскими мотивами поэзию Бусты к так называемому «умеренному» модернизму.

В сборнике «Лампа и дельфин» («Lampe und Delphin», 1955) поэтическая манера Бусты меняется от первоначальной метафорической перегруженности слога и ритмического традиционализма к языку лаконичному, приближенному к повседневной речи, тяготеющему к свободным ритмам. Наиболее отчётливо эти изменения прослеживаются в стихотворном сборнике «Птичий амбар» («Die Scheune der Vögel», 1958). В 1959 г. опубликован сборник стихотворений для детей «Звёздная мельница» («Die Sternenmühle»), пользовавшийся большой популярностью. Стихи более позднего времени, вошедшие в сборники «По дороге к старым кострам» («Unterwegs zu älteren Feuern», 1965), «Соляные садки» («Salzgärten», 1975), «Когда ты рисуешь герб любви» («Wenn du das Wappen der Liebe malst», 1981) тяготеют к редукции, минимализации высказывания, нередко облекаются в поэтическую форму, близкую к хайку или эпиграмме.

Последняя книга стихов «Посреди всего преходящего» («Inmitten aller Vergänglichkeit», 1985) воспринимается как поэтическое завещание Бусты. Название сборника отсылает к барочному «memento mori», в стихах же утверждается то, что противостоит бренности жизни: любовь-эрос, любовь-милосердие и сама поэзия. Тематика поэзии Бусты связана с мотивами таинства жизни, вечной изменчивости, вины и одиночества. По словам поэтессы, её основная тема – «претворение страха, ужаса и вины в радость, любовь и искупление» (Busta Ch. Das andere Schaf. Graz; Wien, 1959.  S. 31).

Многие стихотворения Бусты положены на музыку австрийским композитором Г. фон Эйнемом (1918–1996).

Марданова Залина Акимовна