Биография Сони Принс

Биография озвучена в эфире радиостанции “Свобода”*

Соня Принс

1912-2009

Иван Толстой: Самая пожилая поэтесса Нидерландов – Соня Принс – прожила драматическую жизнь. Места в обществе ей так и не нашлось. Только сегодня Голландия открывает свою забытую большую писательницу. Рассказывает Софья Корниенко.

Софья Корниенко: Посреди леса в местечке Барле в Голландии живет самая пожилая писательница страны, Соня Принс. Живет одна и каждый день продолжает писать. Огромными буквами, перелистывая страницы блокнота, потому что почти ничего не видит. Не слышит она уже много лет.

Родилась Соня Принс в 1912 году. Ее мать была адвокатом и содержала очень прогрессивный по тем временам детсад свободного воспитания. Бабушка Сони Принс была членом законодательного собрания города Харлема. В детстве Соня все время переезжала с матерью из страны в страну, жила и в Англии, и в Америке, и в Канаде, и в Швейцарии. В 17 лет она приехала учиться в Амстердам, в 18 уже издавала собственный антифашистский поэтический журнал. Рассказывает биограф Вим Хазеу.

Вим Хазеу: В 1931 году Соня Принс вступила в коммунистическую партию. Свою дебютную работу она выпустила под псевдонимом, так как происходила из буржуазной семьи, а коммунисты в то время интеллигенцию презирали. Тогда же Соня Принс влюбилась, забеременела, но вскоре оказалось, что ее возлюбленный чрезмерно симпатизировал фашистам и собирался даже вступить в Эн-Эс-Бе, нидерландскую профашистскую партию. Они разошлись, но от их союза успела родиться дочь. Впоследствии у нее диагностируют шизофрению, в 38 лет она погибнет. А молодая Соня Принс вышла замуж во второй раз, за священника, и родила от него еще двоих детей. Однако вскоре священник уехал воевать в Испанию. После его возвращения супруги развелись. Когда Соня Принс осталась одна с тремя маленькими детьми, началась война. Бежав из Роттердама в более безопасный Харлем, она долго не могла найти работу. Работала в прачечной, затем устроилась секретаршей на сталелитейный завод. Во время работы на заводе, который обслуживал нужды немецко-фашистской армии, Соня Принс тайно берет на себя руководство подпольной коммунистической газетой «Де Вонк», что означает «искра». Название газеты было позаимствовано из голландского перевода пушкинской цитаты «Из искры возгорится пламя». Предыдущую редакцию газеты поголовно арестовали немцы.

Софья Корниенко: Через некоторое время, когда Соне Принс исполнилось всего 29 лет, ее арестовали как инакомыслящую и отправили в лагерь Равенсбрюк. Там содержались полячки, арестованные в Германии просто за то, что они не принадлежали к арийской расе, и политические заключенные-женщины из Голландии. В лагере Соня Принс провела три года, выполняя тяжелую физическую работу. Слабых сначала перенаправляли в другие лагеря, а затем, после установки газовых камер, уничтожали на месте. Впоследствии Соня Принс подробно описала это время в своем документальном романе 1950 года «Зеленая рубаха», а также в сборнике стихов и воспоминаний «Равенсбрюк – не конец, а только начало». Как это ни парадоксально, в жутких лагерных условиях Соня Принс не перестает заниматься творчеством. Она частично переводит на немецкий пьесу Шекспира «Сон в летнюю ночь», которую выучила наизусть в британской средней школе, и устраивает постановку для местных жителей и немецких солдат. В постановке участвуют и польские, и нидерландские заключенные. По словам самой Сони Принс, любительский театр был единственной доступной заключенным формой сопротивления принудительному лагерному труду и как нельзя лучше помогал объединить людей разных национальностей.

Вим Хазеу: Когда вскоре русские начали наступление на Германию, фашисты приказали женщинам-заключенным в свободное от работы время рыть защитные рвы. Все как одна заключенные отказались подчиниться. Немцы отправили заключенных глубже в Германию, пешком, но Соне Принс удалось сбежать. Некоторое время она провела среди русских солдат в лесу, затем с группой других бывших голландских пленных она смогла вернуться на родину. Однако по возвращении Соня Принс обнаружила, что ей не удалось выбраться из ада войны целой и невредимой. Да и как могло быть иначе? Прогрессировала глухота, которую она заработала в тяжелых условиях лагеря. Вот ее поэтические строки:

Аммиак концлагеря выжег мой мозг
Я думать должна научиться вновь

Софья Корниенко: Вернувшись из лагеря, Соня Принс поняла, что нет у нее иной защиты, кроме собственного слова. О том, чтобы обеспечить заботу о детях заключенных лагеря Равенсбрюк в Нидерландах и речи быть в военное время не могло, детей взяла на воспитание бабушка. От Сони Принс дети за годы ее отсутствия отвыкли, их отношения охладели. К тому же она опять никак не могла устроиться на работу. Несмотря на то, что была участницей движения сопротивления, несмотря на то, что сидела в концлагере. Куда бы она ни подавала документы, везде уже поработала нидерландская служба безопасности. Какое-то время ее хоть как-то поддерживала Компартия Нидерландов, как «голландского Маяковского», но она не знала основ марксизма, была интеллектуалкой, и за это ее недолюбливали и коммунисты. Лишь в начале пятидесятых удалось Соне Принс опубликовать некоторые свои произведения, однако вскоре она лишилась последней протекции коммунистической партии. То есть из партии она попросту вышла, после дела врачей в Москве, разоблачения культа личности Сталина, после трагических событий в Венгрии в 1956-м, она поместила несколько статей с жесткой критикой СССР в газете «Де Вархайд» (голландской «Правде»). «Подход русских к коммунизму был ошибочным», говорит Принс, до сих пор оставаясь беспартийной коммунисткой.

Вим Хазеу: В произведениях Сони Принс мы видим женщину, яркую личность, которая хочет спасти мир от его недугов. И она предлагает свою стратегию. Она хочет спасти мир от зла рационального. То есть она – романтик. Как пишет Соня Принс в поэтическом сборнике 1953 года «Стратегические пробы»:

Ничего нельзя упустить
Все повязано меж собой

Софья Корниенко: В 60-е Соня Принс оказалась совсем одна, без работы и поддержки. Оставшиеся друзья подбрасывали время от времени «халтуру», но на Соню Принс еще долгие годы Холодной Войны распространяется запрет на трудовую деятельность. С большим трудом ей удается выбить пенсию участника сопротивления, но ее начисляют в размере ничтожной зарплаты Принс в 1947 году. И все равно она продолжала писать. Официальные издательства ее не печатали. У нее был слишком экспериментальный, слишком самобытный стиль.

Вим Хазеу: В 1970-м году Соня Принс, которой тогда исполнилось 58 лет, получила право на обыкновенную государственную пенсию. На эти деньги и на пенсию участника сопротивления она переселилась жить в лесной домик в местечке Барле. Она организовала собственное издательство SoMA , издала более 50 книг. В том числе и книги ее матери «Как проводить акции за права женщин» и «Детская республика, воспитание демократии» о принципах воспитания по методу Марии Монтессори. Однако и феминистки не хотели принять участие в судьбе Принс. А нидерландская библиотечная служба, которая закупает книги для всех государственных библиотек, заказала всего один экземпляр из собрания стихов Сони Принс «Дневник».

Софья Корниенко: В своей, как она говорит, «лесной хижине» Соня Принс организовала когда-то общество, которому завещала саму хижину и творческую атмосферу в ней. Все женщины, которым не дают творить дома, должны были получить право бесплатно приходить сюда писать после ее смерти. Но Соня Принс не умерла. Общество уже давно распалось. Только в 90-е годы на монументальное наследие Принс обратили внимание серьезные издательства. В настоящее время готовится к печати собрание ее поэтических сочинений. Издатели теперь вынуждены часами продираться сквозь чащу неразборчивого почерка Сони Принс, перерабатывать горы ее рукописей. Потому что не услышали ее раньше. А теперь она не слышит их вопросов.

*Внесена Минюстом в реестр иноагентов.