Биографическая статья о Виттории Колонна. Портрет поэтессы.

Автор: С.В.Логиш

VITTORIA COLONNA – ВИТТОРИА КОЛОННА (1490 – 1547)

Итальянская поэтесса.

Знаменитая и почитаемая современниками, Витториа Колонна принадлежала к древнему роду, была дочерью князя Фабрицио. Родилась в городке Мариино, в окрестноястях Рима, в 1490 г. В 19 лет выходит замуж за Ферранте д’Авалос, маркиза Пескары и капитана в войсках императора Карла V, а в 1525 г. становится вдовой. Оставаясь верной его памяти, проведет всю оставшуюся жизнь, занимаясь благотворительностью и проводя много времени в монастыре. На некоторое время она сближается с религиозными реформаторами Хуаном де Вальдесом и Бернардино Окино, которые с своих проповедях говорят о необходимости обновления католической церкви, однако отходит от них после того, как оба проповедника переходят в протестантскую веру.

Ее красота вдохновляет самых знаменитых художников того времени: Рафаэль изображает ее в числе персонажей своей знаменитой фрески «Парнас» («Станцы» Рафаэля в Ватикане); Микеланджело посвящает ей многочисленные стихотворения и делает ее рисунок; других поэтов, в числе которых Галеаццо ди Тарсиа, привлекает ее аристократическая сдержанность и прочувствованная религиозность. Умирает Витториа Колонна в Риме, в бенедиктинском монастыре Св.Анны, в 1547 г.

«Стихотворения» («Rime») Колонны, изданные в Венеции в 1544 г., разделены на две части: первая посвящена памяти мужа, который представлен в них как моральная опора в жизни, – поэтесса вспоминает о нем с глубоким сожалением, иногда гранищащим с настоящим отчаянием; вторая часть канцоньере состоит из сочинений на религиозную тематику, в ней напряженная духовность рождается из искренней веры и постоянных мистических медитаций поэтессы. Двучастность книги не нарушает внутренней гармонии сочинения в целом и в полной мере отражает мировоззрение автора, отмеченное глубокой религиозностью.

Стилистика поэзии Колонны очень сдержанна, ей не свойственны эмоциональные порывы, и как будто отражает образ жизни поэтессы, своей почти аскетичностью поражавший ее почитателей. И в поэзии она отдает предпочтение меланхоличной, негоромкой тональности, подобной той, которую использует Петрарка в разделе «На смерть мадонны Лауры» в своем «Канцоньере».