Журнал “Studio d’Антураж”. №11-12, 2009 г.
Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан,
И побережьям этих скудных стран
Великий пафос лирики завещан
С первоначальных дней, когда вулкан
Метал огонь из недр глубинных трещин
И дымный факел в небе потрясал.
М.Волошин
В разных уголках мира есть своеобразные «места силы», которые становятся центрами мистического притяжения творческих личностей: художников, литераторов, музыкантов и как следствие этого – яркими очагами культурной и духовной жизни целой эпохи. К таким замечательным местам могут быть причислены Париж и Лос-Анджелес, Прага и Мадрид, Петербург и Венеция … Законодатели мод – столицы, средоточия свободной мысли, многообразия возможностей, дерзости экспериментов и литературного новаторства!
Полуостров Крым уже довольно давно находится вдалеке от шумного бурления столичной жизни, но, тем не менее, продолжает оставаться настоящим магнитом для русской творческой интеллигенции. Что же привлекает русских писателей в эти не слишком гостеприимные края? Здесь вроде бы нет пышной южной растительности, обрывы скалисты, бесконечные желтые степи летом горько пахнут выжженной полынью…
Нужно проникнуться духом этих мест, чтобы почувствовать особую романтику и энергетику Крымского полуострова – раскрывается она не сразу. Наверно, в местах древней вулканической активности, подъемов морского дна необыкновенно остро переживается связь с Землей – ее прошлым, настоящим и будущим – и всем мирозданием.ля – живая, каждое мгновение в ней происходит незаметные глазу изменения. Здесь проявляются в действии редчайшие магнитные аномалии. Согласно представлениям древних греков именно на крымской земле находился вход в подземное царство Аида, куда спускались античные герои: Орфей, Геракл, Одиссей.
Тектонические процессы, происходящие в недрах крымской земли, в чем-то сродни творческому процессу, происходящему в душе. Возможно, поэтому, тонко чувствующие люди принимают в этих краях особый энергетический импульс, пробуждающий вдохновение, вызывающий – движение творческих сил. И точно также у тех, кто соприкасается с могучей энергией творчества предшественников и современников, внутри начинаются незаметные, глубинные процессы, незаметно изменяющие сознание, восприятие окружающего мира.
Культурологическая история Крыма тоже уникальна: на этих землях произошло соприкосновение цивилизаций Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. Эллинская, иранская, иудейская, византийская, мусульманская, генуэзская, армянская, древнеславянская, русская, украинская, болгарская, немецкая культуры, переплетаясь и взаимодействуя друг с другом, создали многомерное пространство крымской исторической памяти. Именно это колоссальное культурное наследие, которое со времен киммерийцев и тавров хранит в себе овеянная сотнями легенд крымская земля, оказывается нитью Ариадны, связующей времена и цивилизации. Достаточно прикоснуться к ней – и перед внутренним взором замелькают образы, события, люди. Находясь в Крыму, попадаешь в колоссальный по интенсивности и плотности вневременной творческий поток, который просто не может – оставить равнодушным.
С этой точки зрения не имеет никакого значения, в границах какой политической системы существует сегодня крымский культурный оазис: за тысячелетия своей истории эти земли многое повидали. Главное, что сегодня Крым точно так же притягивает к себе людей, которые хотят глубже ощутить свою связь с историческим наследием прошлого, пережить творческий катарсис, прочувствовать собственное место во времени и пространстве.
Многие ярчайшие представители русской культуры искали в Крыму впечатлений, встреч, вдохновения, оставляя здесь память о себе. Среди них – великие русские поэты А.Пушкин, М.Цветаева и А.Ахматова, Н.Гумилев, М.Волошин, А.Герцык, несравненный прозаик и драматург А.Чехов, тонкий знаток природы К.Паустовский, задумчивый романтик А.Грин… Многие уголки Крыма навсегда связаны с их именами. Крымские пейзажи отразились в зеркалах их творчества. Не это ли – подлинное взаимное вдохновение?
Можно наугад выбрать населенный пункт на карте полуострова – и в его памяти окажется множество волнующих литературных встреч. Что ни город – то несколько знаменитых литературных имен и маленьких личных открытий. Топонимика мест ненавязчиво, но постоянно напоминает о тех или иных деятелях русской литературы. Парадокс ситуации в том, что литературные имена свободно и органично вплетаются в крымское бытие, становятся его частью. Тени великих писателей прошлого непринужденно бродят поблизости, скользят на закатах по отвесным скалам, тихо нашептывают строчки звездными длинными ночами. Поднимаясь по пыльной горной дороге вблизи Аю-Дага невольно вспоминаешь Цветаеву, которая вот так же легко взбиралась на высокие скалы, воспевая «курчавого мага», за сто лет до нее бродившего по этим лирическим местам.
Наверно, потому и сегодня в Крым хочется приехать, чтобы причаститься – этой живой культурной близости. Время здесь течет совсем по-другому, как Бахчисарайский фонтан, воспетый Пушкиным и до сих пор струящий в ладони сверкающие воды. Земля Гурзуфа хранит память о романтической влюбленности поэта в юную Марию Раевскую. Имя Александра Сергеевича увековечено в названии небольшого мыска неподалеку от Артека, музея и населенного пункта. Существует также Пушкинская аллея в местечке Карасане. Крым бережно хранит встречи с Пушкиным. И из глубины веков великий русский поэт восторженно откликается:
Прекрасны вы, брега Тавриды…
Если побродить по кривым улочкам потертого временем центра Евпатории, можно отыскать дом, где в ранней юности жила Анна Ахматова. Как тут не вспомнить строки из ее великолепной поэмы «У самого моря», напоминающие о ней, дерзкой и юной дикарке, какой она навсегда осталась в Крыму?
ухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это – счастье.
В песок зарывала желтое платье,
Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга,
И уплывала далеко в море,
На темных, теплых волнах лежала.
Дальше, вслед за ахматовской горбоносой тенью, можно отправиться в сторону Фиолента и древнего Херсонеса. Торжественные рельефные скалы и развалины древнего греческого города напоминают о многом, в том числе – об истоках ахматовского вдохновения. Часть из «крымского» цикла стихотворений вошла в ее поэтическую книгу «Шестнадцатый год».
Чеховская Ялта – тоже место не столько мемориальное, сколько вдохновенное, творческое. А.П.Чехов приехал сюда в 1889 году, и за 5 лет своей жизни в Крыму создал девять повестей и рассказов, две пьесы. Действие его знаменитого рассказа «Дама с собачкой» происходит именно в Ялте. В Крыму он встречался с М.Горьким, Л.Толстым. Известный как Белая Дача, чеховский дом в Ялте привлекал и других писателей того времени – И.Бунина, А.Куприна, Д.Мамина-Сибиряка, художников И.Левитана, В.Васнецова, музыканта С. Рахманинова, певца Ф.Шаляпина. Многие детали крымских пейзажей гармонично вплелись в произведения Чехова. Его имя носит сегодня дом творчества писателей в Ялте, восстанавливается театр Чехова, открыт для посещений дом-музей замечательного русского писателя. Созданный русским литератором медицинский центр для неимущих сегодня называется Чеховским санаторием. Расположенная в Ялте крупнейшая в Крыму Чеховская библиотека, некогда созданная Антоном Павловичем вместе с М.Горьким, активно работает с читателями и сегодня. Жизнь Чехова в Крыму – продолжается!
Прогулки по Феодосии неизменно вызывают романтические воспоминания о пронзительных новеллах А.Грина. Путешествие по «Гринландии» можно совершить в музее писателя, имя Грина носит городская публичная библиотека Феодосии. В Старом Крыму, в маленьком домике среди ореховых деревьев, где писатель провел свои последние годы, продолжая работать над рассказами «Комендант порта», «Пари», «Бархатная портьера» тоже существует его дом-музей. Похоронен писатель тоже неподалеку – на старокрымском кладбище. Мимолетная смерть и живая, деятельная память мирно соседствуют друг с другом.
Небольшой городок Судак навсегда связан с трагической судьбой русской поэтессы, умницы Аделаиды Герцык. На огонек в ее гостеприимный дом заезжали философ Н. Бердяев, поэты М.Цветаева, С.Парнок, М.Волошин. После революции поэтесса пережила в Крыму нищету, лишения и даже – тюремное заключение, но продолжала писать… Сегодня в ее доме музей, хранящий память о мало известной нашим современникам поэтессе Серебряного века, разделившей с крымской землей лихие, тяжелые времена: могила Аделаиды Казимировны в Судаке не сохранилась, а стихи – звучат!
Одно из самых ярких литературных мест в Крыму – Коктебель, осколок древней Киммерии, воспетой гением этих мест – Максимилианом Волошиным.
Так вся душа моя в твоих заливах,
О, Киммерии темная страна,
Заключена и преображена.
Скорее, волошинская Киммерия – это легендарный Коктебель волшебных встреч, исторических событий и творческих озарений прошлого, нежели современный хаотичный, шумный поселок, Мекка отдыхающих. Некогда тихая уединенная бухта среди крымских скал, где в 1893 г. мать М.Волошина приобрела земельный участок, сегодня стала местом туристического паломничества. Но дом Волошина, который гостеприимно распахивает свои двери, возвышаясь над пляжами и кафе, напоминает о другом Коктебеле. Этот удивительный дом был построен в 1911-1913 г.г. по личным чертежам художника и поэта и стал одним из главных центров творческой жизни Серебряного века. Деревянные ступени здесь помнят шаги В.Брюсова, О.Мандельштама, Н.Гумилева, Е.Замятина, К.Чуковского и многих других выдающихся людей своего времени. По преданию, именно здесь, в Сердоликовой Бухте, встретились и полюбили друг друга на всю жизнь трагической любовью юные и прекрасные М.Цветаева и С.Эфрон. В 1933 году гениальный поэт А.Белый назвал Дом Волошина одним из «культурнейших центров не только России, но и Европы», определив: «Не дом, а — музей, и музей — единственный», подчеркнув тем самым его уникальность. Именно в доме Волошина был создан первый в России дом творчества писателей.
Волошинский дом и сегодня полон легендарным духом прежнего времени, хранит около 55 тысяч предметов из обихода поэта, никогда не покидавших уникальный дом-музей. Десятки гостей приходят сюда ежедневно, чтобы окунуться в волшебную атмосферу волошинского Коктебеля, почувствовать который можно только здесь, в волошинском доме. Во многом это личная заслуга директора эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия М.А.Волошина» Бориса Полетавкина и заведующей музеем Наталии Мирошниченко. Благодаря усилиям единомышленников и их помощников сегодня дом-музей М.А.Волошина, как и при жизни поэта, – центр международного культурного общения. Здесь проводятся литературные встречи, конференции, выставки, пленэры художников. Именно в Коктебеле уже пять раз подряд проводится Международный литературный Волошинский фестиваль, на котором встречаются литераторы и литературные критики из разных стран мира.
Некрасов и Бунин, Маяковский и Маршак, Кольцов и Грибоедов, Толстой и Паустовский… Перечислить всех невозможно. Кажется, что особая творческая сила крымской земли неизменно привлекала большинство выдающихся русских писателей на берега Тавриды. Из уст Б.Н. Полетавкина я услышала замечательную фразу: «Крым – заповедник русской литературы, который надо сохранить».
Для того, чтобы и новые поколения русских литераторов могли соприкоснуться в универсальном культурном пространстве Крыма с живым наследием гениальным предшественников, пережить минуты вдохновения и распахнуть в бесконечность границы своего творчества.
