Автор: Александр Фомин
Незатейливые слова новогоднего гимна знают все. Долгое время считалось, что «Елочку» сочинил народ. Однако у бессмертных строк есть реальный автор. Правда, имя его и по сей день известно лишь узкому кругу литературоведов.
В канун нового 1903 года в редакцию московского детского журнала «Малютка» пришла стройная миловидная молодая женщина. Посетительница протянула редактору листок бумаги, исписанный убористым каллиграфическим почерком — стихотворение собственного сочинения. Пробежав наметанным взглядом по строчкам, редактор тотчас принял стих к публикации, и дал указание поставить его в номер.
Через несколько дней многочисленные подписчики журнала «Малютка» (в основном, жители Москвы и Санкт-Петербурга — журнал печатался в Северной Пальмире. — Прим. авт.) впервые прочитали стихотворение «Елка». Правда, своей фамилии автор не указал, а подписался довольно скромно — «А.Э.». Так началась удивительная — счастливая и грустная — история самой неувядающей «Елочки».
Авторство Раисы Адамовны Кудашевой, скрывавшейся за загадочным псевдонимом «А.Э.», было раскрыто лишь в начале 1950-х годов, когда в издательстве «Детгиз» увидел свет сборник «Елка», на страницах которого редактор и составитель Эсфирь Эмден собрала различные произведения новогодней тематики.
Стихи Раиса писала с детства. Когда ей исполнилось восемнадцать, решилась послать в «Малютку» свое стихотворение «Ручейку». И журнал его напечатал. Успех воодушевил девушку и всю свою долгую жизнь, начиная с того памятного 1896 года, она писала для детей.
На страницах журналов «Светлячок», «Подснежник», «Малютка» Раиса Адамовна опубликовала около 200 рассказов и песенок, сказок и стихотворных книжек: «Степка-растрепка», «Санки-самокатки», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум» …Примечательно, что все свои произведения застенчивый автор подписывал псевдонимами: «А.Э.», «А.Эръ», «Р.К.».
Из гувернанток — в поэтессы
Известность Раисы Адамовны уступала славе ее рождественской песенки. До наших дней дошли очень скудные сведения об авторе. Восстанавливать ее биографию пришлось по крупицам.
Раиса Адамовна Кудашева, в девичестве Гидройц, родилась 15 августа 1878 года в семье чиновника Московского почтамта. К слову, фамилия Гидройц происходит из известного немецкого рода (берет свое начало на Руси еще со времен Петра I. — Прим. авт.) и входит во Всероссийское генеалогическое древо.
Обучаясь в московской женской гимназии мадам Пуссель, Раечка Гидройц, как и многие ее сверстницы, увлекалась стихосложением и мечтала о литературной карьере. Но судьбе было угодно распорядиться иначе…
В 1900 году Рая была принята на работу гувернанткой в дом известного российского князя Алексея Кудашева. Когда князь овдовел, Раиса Адамовна стала его женой. Но семейная идиллия продолжалась недолго. Октябрьский переворот 1917 года лишил Кудашевых средств к существованию. Фамильный особняк князя перешел в собственность молодой Советской республики. Вскорости умер и сам князь.
Превратившись в одночасье из обеспеченной женщины едва ли не в нищенку, Раиса Кудашева испытала немало невзгод. Были дни, когда ей приходилось перебиваться с хлеба на воду. Долгие годы она учительствовала, затем работала библиотекарем. И все это время писала стихи для детей.
Подарок для Верочки
Любопытно, что Кудашева даже не была знакома с человеком, написавшим музыку к ее стихам про елочку. Потомок древнего немецкого рода Леонид Карлович Бекман (1872 — 1939 г.г.) был не композитором, а ученым, кандидатом естественных наук, биологом и агрономом. А супругой его была всемирно известная пианистка, профессор Московской консерватории Елена Александровна Бекман-Щербина (1872 — 1951 г.г.).
В начале 1960-х годов вышла небольшая брошюра с ее воспоминаниями, в которой рассказывается, как появилась мелодия «Елочки»: «17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я подарила ей «живую куклу» — сестричку Олю, которая родилась тоже 17 октября. Верочка была в неописуемом восторге. Пока я еще лежала, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верочку на колени и сочинил для нее песенку на слова стихотворения «Елка» из детского журнала «Малютка».
Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, и, чтобы не забыть песенку, я записала ноты, так как автор был на этот счет «неграмотным». Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки, а чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили издать целый сборник с рисунками-силуэтами, наподобие известных в то время рисунков Елизаветы Бем. Так возник наш сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания».
Запоздалое признание
Раиса Кудашева даже и не догадывалась, что ее «Елка» стала песенкой. Об этом она узнала совершенно случайно зимой 1921 года в вагоне пассажирского поезда «Москва – Петроград».
…Они ехали в одном купе: Раиса Адамовна, две женщины преклонного возраста и внучка одной из них — девчушка-егоза. Дабы развеселить заскучавших попутчиц, бабушка попросила девчушку что-нибудь спеть. «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…», — зазвенел тоненький детский голосок под перестук паровозных колес. Затаив дыхание, Раиса Кудашева сидела и слушала свои собственные стихи. То, что они стали песней, да еще такой известной и популярной, было для Раисы Адамовны полной неожиданностью…
К сожалению, новогодний шлягер не принес славы авторам. Отец Верочки Леонид Бекман до конца своих дней проработал по специальности — биологом. Не стала профессиональной поэтессой и Раиса Кудашева. Ее авторство открылось, когда Раисе Адамовне шел уже седьмой десяток.
Публицист Василий Субботин вспоминал, как однажды председателю Союза писателей СССР Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Секретарь сказала, что ей, наверное, уже лет девяносто.
Та вошла, очень старая, дряхлая, плохо одетая, с каким-то мешком в руках. Положила свой мешок на колени и сказала: «Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь». Фадеев, не зная как быть, сказал: «Вы действительно стихи пишете?» — «Писала, печатали когда-то». — «Ну хорошо, — сказал Фадеев, чтобы закончить это свидание, — прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений». Старушка благодарно посмотрела на него и своим слабым голосом стала читать:
«В лесу родилась елочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…»
«Так это вы написали?» — изумился Фадеев. И стал вспоминать, где это было напечатано, и как он первый раз прочитал эти стихи и плакал, когда дошел до последних строчек: «Срубил он нашу елочку под самый корешок…».
Фадеев вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы Раису Адамовну немедленно оформили в Союз писателей, и оказали ей всяческую помощь.
Кудашеву сравнивали со сказочницей. Журнал «Огонек» писал: «С белоснежными волосами, приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она похожа на добрую бабушку из сказки». Секрет ее «Елочки», ее долговечности — в очень тонком эмоциональном настроении, торжественном и элегичном, праздничном и чуточку грустном».
Последние годы Кудашева жила вместе со своей сестрой. Умерла Раиса Адамовна 4 ноября 1964 года. Ее смерть пришлась на большой православный праздник — день иконы Казанской Божией Матери — покровительницы матерей и детей.
Хит всех времен и народов
Спустя 100 с лишним лет поэты и музыканты продолжают гадать, в чем успех этой песни. Юрий Энтин называет ее своей главной конкуренткой. Ведь, хоть и написал для детей сотни песен, победить «Елочку» по своей популярности пока ни одна из них не смогла. «Мои песни самое долгое живут 35 лет. Осталось еще немного — лет 70, — смеется Юрий Энтин. — Я очень надеюсь, что хоть одно из моих произведений проживет 100 лет».
Действительно, «Елочка» — одна из немногих песен, которую с удовольствием поют и совсем еще маленькие дети, и взрослые.