“Работница”, ежемесячный журнал для женщин и всей семьи. №9, 2009 г.
Из всех стран, которые мне довелось посетить, Гватемала показалась одной из самых интересных и ярких. Но чтобы оценить своеобразие этих мест, недостаточно побывать только в новой столице государства Гватемала-Сити, представляющей собой сплав дорогих бутиков, отелей и бедных одноэтажных рабочих кварталов, распластанных на большой территории. Гораздо интереснее посетить древнюю столицу страны – Антигуа. Город был основан в 1543 году в непосредственной близости от вулканов, поэтому несколько раз был разрушен землетрясениями. В результате этого столицу было решено перенести в другое место, но развалины монастырей, соборов, зданий сохранились до сих пор. Город словно затерялся во времени. Бродя по улочкам Антигуа, соприкасаешься с временами колониальной эпохи, сам город похож на музей под открытым небом, где можно изучать историю.
А еще советую не бояться неизведанного и обязательно проехать по стране, соприкоснуться с оберегаемой индейцами местной культурой! Дело в том, что на этой древней земле можно увидеть не только последние достижения научного и культурного прогресса, но и окунуться вглубь времен, почувствовать настоящий индейский колорит, прикоснуться к осколкам древнейших цивилизаций. Поселения индейцев майя возникли в этих краях в первом тысячелетии до нашей эры. И сегодня большую часть местного населения составляют индейцы и метисы.
Земля Гватемалы овеяна легендами: до сих пор ученые точно не знают, откуда пришли сюда легендарные майя, и как погибла эта великая цивилизация. Почувствовать размах былой империи можно, посетив руины Тикаля – некогда крупнейшего города и культового центра, в переводе – «место, где слышны голоса духов». Впечатления от пребывания в Тикале – фантастические. Одного дня очевидно не достаточно, чтобы все почувствовать и увидеть, поскольку пирамиды разбросаны на расстоянии нескольких десятков квадратных километров.
Изучая огромные пирамиды, проникаешься невольным уважением к строителям этого города. Начало Тикалю было положено еще во времена ольмекской культуры, но подлинного расцвета город достиг во II-VII в.в. н.э. Когда-то в нем проживало около 45 тыс. человек! Кроме пирамид, в Тикале сохранились акрополь, остатки дворцов и других жилых построек. Многие из них еще не раскопаны, до сих пор находятся во власти джунглей. Подлинными хозяевами руин сегодня чувствуют себя обезьяны, змеи, птицы. Человек в Тикале всего лишь гость в царстве джунглей. Невольно возникают мысли о бренности всего материального, включая человеческую цивилизацию. Когда поднимаешься на пирамиды, высота которых около 70 метров, просто дух захватывает: в зеленом океане джунглей на расстоянии километров друг от друга торчат каменные вершины древних построек…. Незабываемое зрелище.
Прекрасное место для знакомства с настоящей Гватемалой – высокогорье, где находятся чтимые местными жителями священные вулканические озера. Мне больше всех остальных по душе Атитлан – прекрасное глубоководное озеро, расположенное на высотах более 3000 м в вулканической чаше-кальдере, окруженное вулканами. Олдос Хаксли когда-то назвал Атитлан самым красивым озером в мире. Говорят, его название происходит от легендарного индейского «Ацтлан» – далекой страны, откуда пришли на Юкатан белокожие бородатые люди – основоположники местной цивилизации.
Когда-то здесь случались мощные извержения. Индейцы убеждены, что духи Атитлана не терпят вмешательства в свои дела. И по сей день здесь проводятся сакральные церемонии, обращенные к силам этих мест. Советую останавливаться не в популярном у иностранцев тусовочном Панахачеле, а именно на берегу озера. Природа тут спокойная, величественная, над вулканами курится легкий дымок, воды озера – голубые, прозрачные, глубокие, закаты – феерические… Время как будто замирает: с одной стороны чувствуется седая древность Творения, с другой – становишься свидетелем и участником продолжения этого процесса.
Одно из самых интересных мест высокогорной Гватемалы – городок Чичикастенанго, основанный племенем индейцев-киче. Чичикастенанго расположен на высоте свыше 2000 метров и окружен живописной горной грядой. По утрам в городке туманно. Именно здесь хранится список великой индейской книги «Пополь-Вух» («Книга народа» или «Книга Света»), в которой описана космогония и философия древних индейцев. Согласно древним летописям, мир уже неоднократно переживал страшные катаклизмы. Не минует, по мнению создателей летописей, эта участь и нынешнюю эпоху – время пятого солнца, обозначенного как «солнце движения». Согласно пророчествам майя, после глобальной катастрофы наступит время духовного прозрения человечества и конец прошлой эпохи.
Когда-то Чичикастенанго был одним из крупнейших центров торговли. Также, как много столетий назад, по четвергам и воскресеньям на местном рынке можно купить традиционные индейские пончо, скатерти и салфетки, шали, расшитые мешки и сумки, плетеные корзинки, маски и статуэтки индейских богов, украшения. В Чичикастенанго съезжаются со всех окрестностей индейцы-ремесленники для продажи своей живописной, необычной продукции. Таких ярких красок на тканях нет нигде в Гватемале – здешние ремесленники владеют секретами уникальных природных красителей. На месте торговли можно увидеть ткацкие станки, инструменты для резьбы и выпиливания по дереву, гончарные круги.
Местные жители одеты колоритно и красочно: разноцветные тканые юбки на женщинах, расшитые рубашки на мужчинах. Так что продавцы являются живой рекламой своего товара. Но не только древним рынком славен высокогорный городок: когда-то на окрестных холмах находились святилища богов племени майя. После пришествия испанцев на местах, где были особо чтимые капища, возвели христианские храмы. Были проведены ритуалы крещения индейцев. Но, будучи крещенными, индейцы не отступили от своих древних религиозных традиций. Поэтому основанная в 1540 году церковь Святого Фомы, считающегося покровителем города, превратилась в место симбиоза религий: сегодня она является не только католической, но и индейской святыней.
На ступенях храма всегда многолюдно: индейцы играют на древних народных инструментах, воскуривают благовония, приносят в жертву богам живые цветы, разбрасывают кукурузные зерна. Даже во время католической мессы эти ритуалы продолжаются. Прямо на ступенях храма жгут костры, приносят в жертву богам продукты и алкогольные напитки.
В здании церкви индейцы ставят белые и красные свечи за добрые дела и черные – на смерть и неудачи противников. Местные жители говорят, что именно в Чичикастенанго индейские ритуалы сохранились в своей первозданности: здесь гадают десятью разными способами, очищают ауру от злых духов, избавляют от давних болезней и призывают добрые силы на помощь. Среди прихожан бывают и майянские жрецы, которые проводят ритуалы прямо в храме. Их ни с кем не перепутаешь: они одеты в характерные шаманские одеяния. Дело в том, что, будучи насильственно крещенной испанскими завоевателями, Гватемала сохранила свои традиционные верования. В стране образовался неповторимый сплав индейских верований и традиций и христианского учения.
Поразило меня и то, что в далекой Гватемале существует православная церковь. Полюбоваться издалека белоснежной обителью православия может любой, а вот добраться до высокогорного храма непросто: большинство дорог перекрыто из-за оползней. Но когда добираешься-таки по извилистому серпантину до монастыря, сердце замирает от восхищения красотой храма, вписанного в строгий вулканический ландшафт.
Единственный в Гватемале православный монастырь построен в последние пять лет. Внутри храм, согласно православной иконографической традиции и в строгом соответствии с каноном, расписывали русские художники из Костромы. При смешивании красок использовали местные естественные красители, поэтому, не кривя душой, говорят: на стенах церкви – сама земля Гватемалы. Настоятельница Троицкого монастыря игуменья Инес (Аяу) – женщина яркой судьбы. С юности ее занимал духовный поиск – рожденная в семье католиков, она долго путешествовала по разным странам, жила в Иерусалиме. Именно в этом святом для трех религий городе она приняла решение принять православие.
В Гватемале по благословению митрополита Швейцарского Дамаскина она решила основать православную обитель. Позже был открыт православный приход, а также на попечение монахинь передали сиротский приют, основанный еще прадедом матушки Инес. Все 170 находящихся в нем детей крещены по православному канону, изучают основы православия, а также прислуживают в храме. Игуменья Инес надеется, что тысячи гватемальцев откроют в себе свет православной веры и найдут свою непростую дорогу к единственному в стране православному монастырю, парящему над волнами Аматитлана.