ВСЕГДА ИДТИ ЗА МЕЧТОЙ!

“Работница”, ежемесячный журнал для женщин и всей семьи. №1, 2013 г.

Творческий центр «Маленькая страна» – настоящее волшебное государство, в котором живут и воплощают в жизнь свои фантазии взрослые и дети. Руководит проектом и вдохновляет его необычная женщина, настоящий подвижник своего дела Любовь Ивановна Малиновская. Сегодня ее имя хорошо известно среди профессионалов-кукольников не только в нашей стране, но и за рубежом. Она член Союза художников России, Гильдии мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Карелия, Международной гильдии художников-миниатюристов (IGMA), принимает участие в крупнейших выставках кукол в разных странах мира, является призером многих престижных конкурсов. В наше время, когда в магазинах преобладают штампованные товары сомнительного качества, а художественный промысел становится уделом редких мастеров-энтузиастов, Малиновская делает все возможное для развития в России традиций ручной работы и передает свой опыт молодому поколению.

Меня всегда интересовали люди, которые могут не только абстрактно фантазировать и создавать причудливые миры в своем воображении, но имеют смелость и силы всю жизнь идти за своей мечтой, несмотря на любые препятствия и сложности добиваться высокой цели, никогда не сдаваться и не опускать руки. Любовь Малиновская как раз из таких людей: уже много лет подряд она не только совершенствует свое мастерство изготовления кукол, но и делает все возможное, чтобы поделиться им с другими. У нее несколько образований, всю жизнь Любовь не устает учиться, развиваться, получать новые знания, двигаться вперед.

Начинала она с развития творчества малышей в детском саду, потом занималась с детишками в собственной мастерской, теперь открыла в Петрозаводске«Маленькую страну» волшебства и фантазии, где взрослые и дети могут больше узнать об истории куклы, принять участие в спектаклях, полюбоваться работами мастерицы, под ее руководством своими руками создать забавные игрушки из разных материалов. От посетителей – отбоя нет, «Маленькая страна» занесена в число достойных внимания туристов достопримечательностей Петрозаводска, сюда приезжают не только гости из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из других стран. А между тем, практически никакой поддержки от администрации города Малиновская не получает, сама занимается как творчеством, так и коммерческими, и техническими вопросами.

О том, какой трудный путь предшествовал сегодняшнему успеху и дальнейших планах развития, мы поговорили с хозяйкой «Маленькой страны» прямо в ее сказочном замке.

– Любовь Ивановна, говорят, все корни из детства. Справедливо ли так сказать относительно Вашей любви к куклам?

– Да, вполне. Я из очень большой, счастливой, полноценной семьи, в которой детям уделяли много внимания. С раннего возраста я любила смотреть мультики, мечтать, фантазировать, в процессе игры все время придумывала разные истории. Мастерила из подручных материалов забавные вещицы – куколок, домики. Хотела стать художником-мультипликатором. Мой интерес к творчеству – от отца, Ивана Андреевича Беликова. Я родилась в Казахстане, на Байконуре, где он тогда работал. Отец – человек с математическим складом ума, но в свободное время с удовольствием рисовал. К сожалению, развивать свой талант ему было просто некогда – у него была очень ответственная работа на космодроме, сегодня его имя занесено в Почетную книгу Байконура.
Первые уроки творчества я получила от него. Потом занималась в художественной школе, где замечательные педагоги развивали мои способности. Возможности посещать музеи и галереи, таким образом знакомиться с историей мировой живописи у меня не было. Альбомов по искусству в Казахстане достать было невозможно. Но папа придумал оригинальный выход. В журнале «Огонек» в качестве вкладыша публиковали картины разных художников и печатали их биографии. Папа аккуратно вырезал вкладыши и собирал такую своеобразную подборку шедевров живописи. А я частенько доставала с полки папку с репродукциями и часами рассматривала портреты, пейзажи, батальные сцены. Так я впервые получила представление о сочетании красок, композиции, художественных приемах. С удовольствием рисовала сама.
Еще в юности занималась в народном театре драмы и пластики. В одной из первых постановок – пьесе Маяковского «Клоп» – мне досталась роль продавца кукол, в постановке была предусмотрена сцена базара . Я всерьез думала о том, какие куклы могли быть в начале века, не пластмассовые же пупсы! – и мне захотелось самостоятельно изготовить их для спектакля. Несколько ночей я провела за этим занятием, и, не имея ни малейшего представления о том, как делать марионеток, буквально по наитию создала кукол со специальными веревочками и палочками. Когда я принесла свои работы, участники спектакля и руководитель студии буквально руками всплеснули, не сразу поверили, что я сделала марионеток своими руками. И посоветовали мне обязательно продолжить обучение этому мастерству.
Воодушевленная, я поехала в Петербург поступать на учебу в институт, выбрав специальность художника театра кукол. Три дня ехала на поезде через всю страну, очень волновалась. Везла несколько очаровательных кукол собственного изготовления. Преподаватели очень высоко оценили мои работы, но поступать все-таки посоветовали через два года – оказывается, кроме кукол собственного изготовления, для допуска к экзаменам нужны были еще живописные и графические работы, к тому же курс уже был практически укомплектован… Я помню, очень расстроилась, походила по коридорам, посмотрела работы выпускников института, и поняла, что мои куклы – не хуже.

– Что же произошло через два года?

– Как водится, время внесло свои коррективы. Я вышла замуж за военного, мы переехали в Москву, у меня родилась дочь. В начале девяностых в столице жилось тяжело. Естественно, было не до учебы. Но все равно творчество не оставляло: я мастерила куклы для малышки, что-то придумывала, фантазировала. Потом поступила в Заочный народный университет искусств на факультет станковой живописи и графики, получила высшее художественное образование, новые знания, творческий опыт.
Вскоре мужа отправили на работу в Петрозаводск. Ситуация сложилась трудная: я не могла найти работу, устроить ребенка в садик. Ни друзей, ни знакомых не было – начинать жизнь приходилось фактически с нуля. А тут еще развод. Надо было не останавливаться, двигаться дальше, поднимать ребенка. Сначала я работала в детском саду в студии эстетического развития, которая через год стала лучшей в городе. Мое первое образование – педагогическое, я закончила педучилище. Благодаря обстоятельствам я снова вернулась в профессию. Еще находясь на практике, я открыла для себя замечательный детский мир, в котором я могла быть кем угодно – художником, педагогом, режиссером. Мы с малышами не только мастерили поделки, но рисовали, танцевали, пели! Сколько радости было и для меня, и для детишек! Потом был другой детский сад и другая, еще более сильная студия.
А в свободное время дома я продолжала делать кукол, работала ночами, участвовала в выставках в Москве и в Карелии. Подрастала дочь, я много занималась с ней. Получалось раздвоение: с одной стороны, работа, как у всех нормальных советских людей, с другой – творчество. Несмотря на то, что работа была любимой, я вкладывала в нее все силы и получала огромную эмоциональную отдачу, в один прекрасный момент я поняла, надо не бояться перемен и идти своим ярким и интересным путем, развиваться в творческом направлении. Если за работу в детском саду я получала копейки, то куклы неожиданно стали приносить определенную финансовую подпитку. Их заказывали друзья и знакомые, они стали продаваться в магазинах. Тогда стала приходить и первая известность. Детишки отпускали с трудом, это был очень тяжелый для меня момент. Еще через некоторое время я решилась открыть фирму «Кукла М» по выпуску сувенирной и текстильной куклы. Появилась мастерская, несколько подруг стали помогать шить кукол.

– Трудно ли было Вам развивать свое дело?

– Как только мы стали немного зарабатывать, мне сразу захотелось открыть детскую студию. Я получила второе высшее образование и диплом преподавателя психологии и педагогики. Это дало мне новый опыт и знания в области детской психологии, развития творческих способностей, воображения. Мне захотелось продолжить работать с детьми, передавать свое мастерство, делиться с ними творческими находками и накопленным жизненным опытом. Через полгода на базе своей мастерской, в подвальном помещении, я открыла студию кукольного дизайна. Многие из тех ребятишек, с кем я занималась в садике, сразу ко мне вернулись. В декабре нашей студии ,которая переросла в школу кукольного дизайна исполнится десять лет. Девочки, которые начинали обучение в возрасте пяти-шести лет, в этом году выпускаются, их работы можно увидеть на выставках. Я рада, что целый большой этап их жизни связан с творчеством и нашей студией.
Основная проблема тогда заключалась в отсутствии подходящего для занятий помещения: в подвале было то жарко, то холодно, а главное – тесно. «Сарафанное радио» работало отлично, сначала занималось человек пятнадцать, потом групп стало две, потом – три, четыре… А детки все приходили. Параллельно я стала собирать коллекцию исторических экспонатов, старых кукол. Наступил момент, когда в моей крошечной мастерской в подвале собираться стало невозможно.
Тогда я подготовила проект комплексного развития творческого центра «Маленькая Страна», на базе которой было запланировано размещение школы кукольного дизайна, создание театра, музея игрушки, выставок детского творчества, и представила его руководству города. Началось мое хождение по кабинетам. Когда меня, наконец, отправили к тому чиновнику, с которого все начиналось, я поняла, что круг замкнулся. И надо искать другое решение. Поскольку проект социально значимый и совсем отказывать мне было неудобно, в администрации города посоветовали мне самой поискать пустующее помещение, на которое я могла бы претендовать.
Я нашла помещение заброшенного клуба с заколоченными окнами. Сначала чиновники мне объяснили, что там, оказывается, идет большая работа с детьми (видимо, на бумаге, для «галочки»). А потом и вовсе выставили клуб на аукцион, в котором победила крупная коммерческая структура. Родители детишек, которые у меня занимались, стояли за меня горой, были готовы выйти с транспарантами на улицы города и митинговать в поддержку центра В администрации в письменном виде пообещали предоставить помещение в течение трех месяцев. По истечении этого срока пришел официальный отказ… Мы с родителями в полном отчаянии написали тогда очень эмоциональное письмо на имя С.Л.Катанандова – бывшего Главы Республики Карелия. Нас поддержали различные творческие союзы, директор Музея изобразительных искусств Н.И.Вавилова.
Через несколько месяцев нашлось нынешнее помещение – в состоянии полной разрухи. Вместо занятий и спектаклей пришлось проводить масштабные строительные работы, настилать полы, менять сантехнику и проводку, вставлять окна, выравнивать и красить стены. Пригласить прораба у нас возможности не было. Я взяла кредит, мне помог брат, друзья, мы сами сделали ремонт, я лично руководила работами, закупала все строительные материалы. Нас спасло то, что мы все умеем делать своими руками – все художественные работы провели сами. Дневали и ночевали на стройке. Помогали родители моих воспитанников, вместе мы вывезли несколько самосвалов мусора. А еще я благодарна бригаде строителей, бывших «афганцев», которые сделали работы в кредит, я до сих пор расплачиваюсь с ними за ремонт. Как только стала функционировать мастерская, мы начали занятия. Вот так непросто появилась на свет «Маленькая страна»…

– И в ней сразу закипела жизнь. Сколько людей сейчас у Вас занимается?

– На постоянной основе у нас сейчас занимается сто детей от пяти до пятнадцати лет. Это очень мотивированные, заинтересованные, талантливые ребята. Они осваивают изобразительное искусство, различные технологии и материалы, изучают предметы декорирования, создают объемные интерьеры – театры, замки, кукольные домики. Сейчас я разработала еще специальные программы для школьников: за полтора часа пребывания у нас дети получают массу интересных знаний по истории игрушки, смотрят спектакль, изучают ремесла, пробуют что-то создать своими руками. Мы сдружились с родителями, у нас проходят совместные занятия, семейные праздники, даже сформировались три группы для взрослых – мы осваиваем мастерство и с мамочками, которые тоже с огромным удовольствием у нас занимаются. Два раза в неделю приходят мамы- учителя, юристы, бухгалтера, делают своими руками кукол и говорят, что по-настоящему душой отдыхают в нашей «Маленькой стране»…

– А пользуются ли успехом спектакли в Вашем кукольном театре?

– Театр – особая для меня тема, мне всегда хотелось попробовать себя в качестве художника в кукольном театре. И вот моя мечта осуществилась! Я была приглашена для постановки спектакля «Три поросенка» в петрозаводском театре кукол. Очень хороший, красочный, добрый получился спектакль. В «Маленькой стране» с Борисом Кудрявцевым, тоже энтузиастом своего дела, режиссером, художником, мы создали наш собственный маленький театр. Мы ставим только добрые спектакли, которые не деформируют воображение ребенка страшными образами. Никаких чудовищ и монстров – только положительные, располагающие к себе персонажи. В театре существует особая программа для школьников первого-пятого классов. А в рамках сотрудничества с Клубом молодой семьи «Начало» смотреть спектакли вместе с родителями приходят самые юные зрители – до трех лет, которые не ходят в садики и сидят дома с мамами. В субботу-воскресенье мы организуем для них специальные спектакли. У нас очень камерная, уютная обстановка, детки не пугаются, как в больших театральных залах, не нервничают. Их буквально завораживает свет, музыка, яркие куклы. Так что к нам в театр по выходным приходят целыми семьями – это прекрасно. Это объединяет детей и родителей, а, кроме того, с самого раннего возраста приобщает малышей к культуре. Несомненно театр оказывает большое влияние на гармоничное формирование личности ребенка.

– Какие экскурсии по «Маленькой стране» Вы проводите?

– Для взрослых и детей у нас предусмотрены различные экскурсии по центру. Например, дамочки постарше испытывают ностальгические чувства в нашем музее игрушки – там собраны как раз экспонаты из их детства. Именно с такими куклами они когда-то любили играть много лет назад. Мы как будто связываем взрослых с прошлым, миром их детства. В музее хранятся особые чемоданы с «воспоминаниями», – воздушными шарами, мамиными сказками, бабушкиными колыбельными, вызывающие у взрослых глубокие эмоции, – такие переживания помогают родителям лучше понять детишек. Родители с удовольствием смотрят детские спектакли, хохочут, веселятся вместе со своими отпрысками. А еще мы стали пользоваться популярностью у туристических фирм, к нам в гости в рамках обзорной экскурсии постоянно приезжают туристы из разных городов, с удовольствием посещают экскурсии и приобретают сувениры. В нашей «Книге отзывов и предложений» – масса трогательных теплых отзывов. Так что мы выступаем сразу во всех ролях – педагоги, экскурсоводы, мастера, режиссеры, актеры, и даже уборщики …

– Ощущаете ли Вы мистический элемент в творческом процессе?

– Наверно, нет. Для человека очень естественно находиться в творческом состоянии. Просто кто-то творит, готовя на кухне обед, а кто-то мастерит игрушки и домики своими руками. Меня часто спрашивают, одушевляю ли я куклу, становится ли она для меня в процессе работы живой. У меня совсем другой подход к этой теме. Посмотрите в глаза, на выражения лиц и улыбки этих кукол – я стараюсь, прежде всего, создать особое позитивное настроение, передать добрые эмоции. Чтобы куклы приносили людям радость! Бывают и комичные случаи. Например, недавно мне рассказали, что рядом с моей куклой в старом горшке неожиданно вырос цветок. В другом случае после приобретения у меня домового девушка неожиданно вышла замуж. Вот и требуют посетители то куклу-оберег от недобрых людей, то куклу, привлекающую женихов. Я этим не занимаюсь. Но очень радуюсь, если отчасти благодаря моим творческим усилиям у людей происходят хорошие события, рождаются позитивные эмоции, дома формируется благоприятная, добрая атмосфера.

– Какие из Ваших кукол Вам нравятся больше всего?

– У каждой куклы – своя история и обстоятельства ее появления на свет. Я создавала театральных кукол для спектаклей из папье-маше, коллекционных текстильных кукол, сувенирных для интерьерного украшения дома, это преимущественно домовые, солнышки, звездочки, ангелочки… Их охотно приобретают на выставках, в магазинах. На мой взгляд, многое в кукле зависит, прежде всего, от глубины и красоты, сформированности образа, который воплощает мастер.
Создавала я и очень серьезные, коллекционные работы из пластика. Например, появлению куклы «Хранитель времени» предшествовало создание картины с тем же названием двадцать лет назад. И вот однажды пришло вдохновение, и я буквально на одном дыхании вылепила ночью эту куклу. Потом сама не верила, что мне это удалось. Для меня время, представленное в виде песочных часов, – очень глубокий, символичный образ. Как и старик, в руках которого находятся эти самые часы. Повторить эту работу невозможно – она уникальна. А вот творение из коллекции «Ожидание» – фигура беременной женщины, завороженной, отрешенной и сосредоточенной на своих ощущениях. Или помпезная кукла под названием «Франция. Ла-Рошель». Ее история такова: меня впервые пригласили на выставку во Францию, в город Ла-Рошель. Я была настолько обрадована и вдохновлена тем, что я нахожусь в этой замечательной стране, на берегу океана, что создала такой неожиданный образ. Загадочная кукла в дымчатом синем платье, с украшениями, а у ее ног – древняя стена крепости Ла-Рошель. Любопытна работа «Ангел»: фигура с потрепанными крыльями, в непритязательном старом платье, с куклой в руках. Все гости спрашивают, почему у меня ангел такой страшненький. У него своя история: я хотела сшить красивый наряд, подобрала ткани, украшения, но он попросил меня оставить все, как есть. У моего ангела нет роскошных бархатных одежд, зато ему легко летать! Кстати, еще одна дорогая для меня работа – «Икар» – символизирует для меня устремление в полет за своей мечтой. Мне кажется, самое главное для человека – воплотить свою мечту в реальность…

– А какая у Вас сегодня есть большая мечта?

– Развиваться дальше! Рассчитаться с долгами, встать на ноги и расширять границы нашей волшебной «Маленькой страны», чтобы как можно больше детишек и взрослых становились ее обитателями и радовались жизни.