Дочь фотохудожника Ида Наппельбаум в своих воспоминаниях «В те двадцатые…» описала съемку этой группы: «В послереволюционные годы в Петрограде, в студии художника М. С. Наппельбаума, расположенной на шестом этаже большого серого дома на Невском проспекте возле Литейного, собирались „Литературные понедельники“.
Однажды появился проездом из Москвы Сергей Есенин. С ним приехал молодой московский поэт Иван Приблудный. Есенина привели его друзья, молодые ленинградские поэты-„имажинисты“, как они себя называли. Это были: Семен Полоцкий, Владимир Ричиотти, Григорий Шмерельсон и Вольф Эрлих, которому позже Есенин оставил свое прощальное стихотворение.
В тот день Есенин был спокоен, сдержан, никак не хотел выделяться из общего хода вечера. Мне захотелось запечатлеть всю эту группу поэтов, и я повела их в стеклянный павильон, где в одной стороне, отделенной серыми сукнами, проводилась съемка.
Когда я сняла уже одну композицию и рассадила группу вторично, неожиданно появился мой отец. В тот период он только наезжал в Петроград, а жил в Москве…
Застав меня за работой, он сразу подошел и буквально несколькими штрихами — изменив наклон головы, положение трости в руках Есенина — придал композиции равновесие и живописность…» (журн. «Огонек», М., 1985, № 40, с. 23).
Ида Наппельбаум описала ту съемку и в стихотворении «Подпись к групповому портрету Есенина 1925 г.»:
В тот день я долго колдовала —
Из одиночек группу создавала
По всем законам вечного искусства
Из своего пропорций чувства.
Здесь всё в расцвете сил и лета,
И каждый мнит в себе поэта,
И все надменны, все речисты —
Друзья имажинисты.
Вот сельский паренек вчерашний,
Постигший славу сгоряча,
Сидит, как денди в экипаже,
И снисходителен, и важен,
И туфлей лаковой качает,
А белой кости набалдашник
Повис у правого плеча.
Портрет прекрасно скомпонован,
Не придерешься ни к чему…
Но почему так тих светлоголовый,
Так отрешен и грустен почему?
(Ида Наппельбаум. Накануне. СПб., 1993, с. 21, с датой: «1985 г.»).
М.С. Наппельбаум тоже оставил свои воспоминания: «В этот же день я сфотографировал Есенина в группе с сопровождавшими его молодыми поэтами.
Здесь он уже совсем другой — с открытыми глазами, с крутым завитком светлых волос у лба, в крахмальной белой манишке с узким черным галстуком-бабочкой, с изящной слоновой ручкой тросточки, которая косо легла на темном рукаве его костюма» (Наппельбаум М. С. От ремесла к искусству: Искусство портрета. М.: Искусство, 1958, с. 74).
Наппельбаум Моисей Соломонович (1869—1958) — фотограф, мастер студийного фотопортрета.