В 1923 году над издательским горизонтом взошла «Красная звезда». Первые тиражи газеты были невелики: 4 тысячи экземпляров. В 60-70-е годы, получив итальянское и немецкое полиграфическое оборудование, типография, наряду с армейской газетой, выпускала более двух десятков изданий тиражом в сотни тысяч экземпляров.
Уменьшение тиражей военных газет и журналов, как и самой «Красной звезды», после радикальных изменений 90-х годов отозвалось естественным падением производства, техническим отставанием, текучестью кадров. Случился момент, когда на руководство Минобороны вышли «инициативники» с предложением за бесценок продать нерентабельное хозяйство с молотка. Но «Красная звезда» выстояла!
В 2005 году руководителем ФГУП Издательство и типография «Красная звезда» назначен опытный управленец Валерий Борисович Мурин, проработавший в военной журналистике и полиграфии около сорока лет.
Ведомственная газетно-журнальная типография превратилась в Издательский дом – предприятие широкого профиля. На Хорошевке, 38 появилась служба маркетинга и рекламы. В цехах обосновалась новая техника, внедрялись самые передовые технологии, улучшилось качество печати. Интернет обеспечил круглосуточный прием и передачу электронных файлов газетной, журнальной и книжной продукции.
За последние три года Издательский дом «Красная звезда» собрал наград едва ли не больше, чем за предшествующие десятилетия. Весной 2007 года в штаб-квартире Совета Европы на ХIV торжественной церемонии награждения международной премией «Европейский стандарт» усилия коллектива «Красной звезды» получили достойную награду.
Нынче ОАО Издательский дом «Красная звезда» – один из самых крупных издательско-полиграфических комплексов, выполняющий заказы Администрации Президента, Министерства обороны РФ, МВД, ФСБ и др. Здесь издаются и печатаются более 120 газет и 60 журналов. Продукция Издательского дома распространяется в России, странах СНГ и Европы.
Полиграфическая отрасль показывает разные примеры успешности в общероссийском марафоне. С Валерием Муриным, Генеральным директором ОАО «Издательский дом «Красная звезда», мы поговорили о том, каких трудов стоит лидерство в издательском бизнесе в период экономических штормов. Но первый вопрос, все-таки, личного характера.
– Как произошло, что доктор философских наук посвятил себя полиграфии?
– Так уж случилось, что в десятом классе прочел одно из наиболее знаменитых произведений философа Платона – диалог «Государство». Признаюсь, тогда мало что понял, но кое-что «зацепило» крепко. Позднее осознал: философия, «наука наук» – ключ к познанию и преображению себя и окружающего мира. Сразу же после школьного выпускного – первая командировка в качестве сотрудника ведомственной газеты «Лесоруб» в Карелию – замечательный край лесов и озер. Потом срочная служба на погранзаставе, которую завершил штатным корреспондентом окружной газеты. Заочно закончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Потом там же осваивал философию уже по-серьезному.
Еще на военной службе я защитил кандидатскую. Спустя два года – докторскую. Без отрыва от военной службы. В Политуправлении пограничных войск координировал работу всей печати. Десять лет служил главным редактором и начальником книжно-журнального издательства «Граница».
Уволившись из пограничных войск в 2001 году, на выходное пособие – 22 оклада, создал свое издательство: стол, три стула, компьютер, две крохотных комнаты в аренду. Бывало, что приходилось рисковать отчаянно: кредиты – та еще головная боль! Больше всего боялся остаться без квартиры – пока в Москве получил собственную жилую площадь, семь лет мыкался по чужим углам. Но, видимо, по жизни я все-таки «везучий» человек. Через некоторое время мы с коллегами смогли создать полнокровное издательство, появились печатный салон и типография. За три года только книг мы выпустили в мир более полутора тысяч.
– И все же: как философы становятся издателями?
– По-разному. Мне знакомы десятки, если не сотни людей – металлургов, аграриев, летчиков, моряков, геологов, увлеченных философией, имеющих ученую степень. Как правило, они успешны в основной профессии. Уверен, что философия, как и религия, учит человека жить по совести, считаться не только со своими интересами, но и с окружающим миром, по мере сил и возможностей менять его к лучшему.
– Какова Ваша экспертная оценка современной российской полиграфии?
– Безусловно, экономический кризис нанес ощутимый удар. Но отрасль по-прежнему, наряду с радио, телевидением, Интернетом работает, а значит – воспитывает, информирует, образовывает. И еще – полиграфический производственный цикл короток, дает быстрый оборот капитала, а, значит, даже в таких жестких условиях обеспечивает налоговые поступления.
– Что больше всего тревожит полиграфистов и издателей в период кризиса?
– Еще совсем недавно темпы роста в полиграфии составляли не менее 20% в год. Но за первые шесть месяцев 2009 года объем производства упал на 40 процентов. Значительно снизились цены на полиграфию, обострилась конкуренция. В ходу недобросовестный демпинг. За место под солнцем идет жесткая борьба. Победят обладатели резервов, дополнительных возможностей, нестандартных идей. И те, кто берегут кадры. А еще мы сделали все возможное для сохранения товарищеских, партнерских отношений с заказчиками.
– То есть, кризис – в некотором роде экзамен или удар судьбы?
– Происходящее, безусловно, трудно назвать благом. Однако, именно сейчас самое удачное время основательно заняться экономикой, производством, маркетингом, финансами, подготовкой специалистов. Думаю, экзамен впереди, а пока идет хорошая лабораторная работа.
Сегодня в России около 6,5 тысяч полиграфических предприятий. А в Голландии таких тысяч – 15. У нас более 1200 входят в состав госучреждений, 500-600 – ведомственные типографии (заводы, НИИ, вузы), более 60 находятся в ведении ФАПМК, остальные частные.
Износ оборудования по отрасли в целом 75%. Огромная цифра! Повысить конкурентоспособность можно только за счет инвестиций, ведь оборудование мало что дорогое, оно на 99 процентов импортное.
– Инвестиции – дело сложное, кредитные ставки стремительно растут. Как выживать?
– Полиграфисты неоднократно обращались к Президенту страны, Председателю Правительства с просьбой повлиять на ситуацию в российской полиграфической промышленности, поставленной в заведомо неравные условия по сравнению с зарубежными конкурентами.
– В чем, на Ваш взгляд, суть такого неравенства?
– В заградительных таможенных тарифах на импорт в Россию мелованной бумаги и картона, не производящихся на территории Российской Федерации. Печатная продукция, изготовленная на мелованной бумаге в зарубежных типографиях, ввозится в Россию беспошлинно и по льготному НДС. В результате российские цены на такие сорта бумаги на 20-25% выше, чем в Европе. А поскольку доля «бумажных» затрат достигает 60-70 процентов себестоимости печатных изданий, то и цены в России опережают зарубежные. То же, кстати, и с краской, пленкой, офсетными пластинами. И вот мы имеем катастрофический отток заказов за рубеж. Более половины российских высококачественных журналов, рекламных изданий, книг печатаются в зарубежье. В итоге теряем сотни миллионов долларов в год, десятки тысяч рабочих мест по всем российским регионам. Хотим, чтобы журналы и книги печатались в России – нужно ввести пошлину для готовой продукции, или отменить ее для расходных полиграфических материалов и, прежде всего, для мелованной бумаги. В этом случае наша полиграфия получит равные условия работы на рынке. Тогда поконкурируем в ценах с зарубежьем.
А пока у границ России выросли большие полиграфические центры, ориентированные на российские заказы, Это уже не только Финляндия, но и Польша, Эстония, Украина, Китай. Нет никакого пафоса в таком заявлении: под угрозой информационная безопасность государства.
– Кризис подтолкнул к массовому сокращению специалистов, сворачиванию производства. Насколько это помогает выжить отрасли?
– В дальней перспективе вообще не помогает. По данным Межрегиональной ассоциации полиграфистов в конце 2008 – начале 2009 г.г. персонал типографий урезан на 46%. Печальный факт! Нужны годы, чтобы вырастить классного специалиста, адаптировать к рабочему месту. На этом строятся ожидания качества полиграфии, конкурентоспособность, рентабельность.
– Признайтесь, сколько сотрудников сокращено на Вашем предприятии?
– Нисколько! Мы не только не уволили специалистов, но и пригласили в наши цеха людей из других московских издательств и типографий. Не сомневайтесь – «Красная звезда» сегодня набирает работников. В 2009 году наш коллектив вырос на 10%. У нас хорошие специалисты всегда в цене. Сейчас особенно, поскольку мы провели техническое перевооружение, нарастили мышцы, а теперь активно наращиваем объемы производства.
– Поделитесь секретами ведения успешного бизнеса?
– Секрет первый: разрушать проще, чем строить. Приведу несколько элементарных примеров. Пять лет назад, вступив в должность, безо всякого удовольствия отметил, что некоторые цеха похожи на склады утильсырья. Через закопченные окна едва пробивался солнечный свет. Люди перешагивали через лужицы масла. Представьте себе, с каким настроением работали в таких хоромах. Вы вот прошли по цехам, сами увидели, что нынче все поменялось кардинально. А с чистотой и порядком пришла и новая культура работы, изменились отношения между специалистами, появилась гордость за предприятие. Построили, но не разрушая.
Еще одна тайна – здравый подход к молодым кадрам. Четыре года назад мы заключили договоры о сотрудничестве с полиграфическим колледжем №56 и с колледжем имени Ивана Федорова. Третий сезон по такому же договору работаем с Университетом печати. Учащиеся и студенты регулярно проходят практику в Издательском доме. Конечно, не все из них возвращаются к нам после окончания учебы, но все-таки немало практикантов первую запись в трудовой получают в «Звездочке».
Самый «страшный» секрет – зарплата. В октябре прошлого года, невзирая на экономический шторм, мы подняли сотрудникам жалование на 20-30%. Не без проблем, но найдены средства на содержание своего лечебно-оздоровительного центра, замечу, с постоянно дежурящим медработником. Есть собственное кафе, питание для сотрудников со скидками: дневная смена оплачивает 50% от стоимости обеда, вечерняя и ночная питается бесплатно.
Профсоюз Издательского дома тоже не спит: работники знают точно, что такое льготная путевка, бесплатная экскурсия, летний детский досуг и отдых.
Стало доброй традицией один-два раза в год устраивать праздники «Красной звезды» на больших площадках. Например, в Центральном Театре Российской армии или в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Замечу, что проводим такие мероприятия не только из имиджевых соображений. Они влияют на кадровую политику. Есть и чисто экономический расчет: приглашенные представители министерств и ведомств, бизнесмены, директора крупных предприятий нередко становятся нашими заказчиками.
– Кстати, о заказчиках. Какова сегодня загрузка предприятия?
– Сегодня Издательский дом «Красная звезда» издает ежедневную газету и пять журналов Министерства обороны РФ. Заказы от бюджетных организаций составляют порядка 30% загруженности предприятия. Участвуем в тендерах Минобороны, ФСБ, МВД, других госструктур наравне с прочими коммерческими организациями. Остальные 70% – заказы со стороны. Ищем их постоянно и напряженно на выставках, в Интернете, используя личные связи. Активно используем рекламу на собственном автотранспорте, рекламные щиты, публикации в прессе.
Вроде бы и неплохо, но, на мой взгляд, недостаточно. Ставлю перед Издательским домом задачу в обозримом будущем перейти к круглосуточной загруженности.
– Что такое демпинг в период кризиса?
– Прежде всего, обострилась конкуренция с крупными комбинатами. Минувшей осенью рынок рухнул, и они для сохранения персонала и обеспечения минимума рентабельности, опустили цены настолько ниже себестоимости, что им самим-то работать тяжело. Тем не менее, нам удается сохранять клиентуру, привлекать заказчиков. Пока счет соревнования таков: пока конкуренты переманили от нас одну газету, а мы приобрели 16 новых заказчиков. Вот некоторые из них: «Культура», «Время новостей», «Учительская газета», «Советская Россия»…
– Ваш прогноз: кризис надолго?..
– Полагаю, что любое падение не столько экономическое понятие, сколько состояние души. Для одних людей кризис – константа. Для других, как, например, для «Красной Звезды» реальная возможность осмотреться, подумать, выработать новую стратегию и трудиться с учетом новых обстоятельств. Помните басню про лягушек и молоко? Молоко у нас в наличии, лапки движутся. А твердое масло Вы и сами увидели. Всякий кризис такая же важная часть жизни, как и его отсутствие. Вот такая философия.
Использованы фотографии из музея Издательского дома и архива Марка Лернера