«В Индию Духа купить билет…»

В апреле этого года исполняется 60 лет установления дипломатических отношений СССР с Индией, правопреемницей которых стала Россия.  Многое объединяет наши страны на протяжении этих лет: развивается экономическое, военное и межгосударственное сотрудничество, вьются, переплетаются нити культурных взаимосвязей. В Индии традиционно дружественно относятся к россиянам. Когда спрашиваешь тех, кто хоть немного говорит по-английски: почему? Отвечают: Россия – не запад. То есть, не совсем запад… Ближе запада. Есть между нашими странами особое притяжение.

В России к Индии свое отношение, сформированное десятилетиями российско-индийской дружбы и интересом к индийской культуре. Согласно данным социологических опросов, соотечественники не склонны причислять эту страну к числу внешнеполитических врагов России, более того, она входит в пятерку государств-друзей.  Чем обусловлена такая взаимная симпатия наших народов? Это не только экономические и политические интересы. В путях исторического развития цивилизаций России и Индии очень много параллелей.

На сегодняшний день Индия – одна из самых динамично развивающихся стран Азии. Бхаратварша (Бхарата) – название племени древних ариев, а ныне – название современного индийского государства на языке хинди. Площадь территории Индии составляет 3,28 млн. кв. км, из которых половина – это сельскохозяйственные угодья. Индия занимает сегодня второе место по численности населения, которое уже превышает миллиард человек. В ближайшем будущем ученые ожидают, что по количеству населения Индия обгонит Китай. Промышленное развитие страны идет ускоренными темпами. В 2005 году экономика Индии выросла на 8,1% и к 2010 году, по прогнозу Boston Consultancy Group, темпы роста достигнут 13,3%. А еще через 15 лет эксперты Всемирного банка прочат стране выход на третье место в мире по размеру ВВП после Китая и США. Вопреки расхожему стереотипу, Индия экспортирует не только сельскохозяйственную продукцию. Парк информационных технологий, расположенный в Бангалоре, известен далеко за пределами за Индии. Сегодня Индия выступает в качестве крупного производителя и поставщика программного обеспечения на мировой рынок. Местная «фабрика грез» Болливуд составляет серьезную конкуренцию Голливуду по объемам производимой продукции. А по количеству высших учебных заведений Индия занимает одно из лидирующих мест в мире: в стране более 300 университетов и 15 тыс. колледжей.

Но сухая статистика достижений не передает всей специфики противоречивого развития Индии. Ключевое слово, которое применимо к описанию этой страны: эклектика. На территории Индии проживают несколько сот наций, народностей и племенных групп со своим жизненным укладом, говорящих на разных языках. Более 30% населения говорит на языке хинди, который является одним из государственных. Но всего в нескольких сотнях от промышленно развитых городов находятся забытые Богом уголки, где до сих пор проживают племена первобытных аборигенов.

Когда попадаешь в Индию, режет глаз огромный разрыв между уровнем доходов различных категорий граждан. По разным данным, от 25 до 40% населения Индии живёт ниже официальной черты бедности. Сотни попрошаек, инвалидов и нищих, сидят в грязи на улицах, по соседству с благополучными особняками с охраной и колючей проволокой. У многих миллионов населения уровень жизни остается крайне низким: в беднейших штатах существуют серьезнейшие проблемы с инфраструктурой, электроэнергией и водой. В некоторые места Индии практически невозможно добраться – дорог фактически нет.

Кстати, в сфере электроэнергии традиционно важным партнером остается Россия: в сентябре прошлого года «Силовые машины» и компания BHEL (Bharat Heavy Electricals) подписали контракт о модернизации индийской атомной станции. Исторически в этой отрасли у России и Индии сложились давние отношения. Поскольку Индия практически полностью лишена собственных энергетических ресурсов, она была вынуждена закупать нефть, газ и уголь у СССР, а потом и у России. Становление атомной энергетики в Индии также во многом заслуга нашей страны.

Особенное впечатление на туриста производит религиозная эклектика Индии: здесь бок о бок проживают индуисты (80%),  мусульмане (11%), христиане (2%), сикхи (2%), буддисты (1%), джайны, парсы, иудеи и представители других верований. Христианство, по преданию, стало активно развиваться в Индии с прибытием туда апостола Фомы, которому приписывается создание сирийской христианской церкви на юге страны. В городе Малипуре Фома, называемый «апостолом Индии», встретил свою мученическую смерть. Среди христиан в Индии преобладают католики и протестанты, хотя есть и православные приходы. Когда едешь по улицам индийских городов, таких, как Бангалор, не устаешь удивляться соседству мечетей, индуистских и христианских храмов.

Именно индийская земля во времена цивилизации Долины Инда и в ведическо-арийский период стала колыбелью нескольких мировых религий, были разработаны ключевые философские понятия всей культуры Востока. В частности, были записаны священные санскритские тексты “Вед”- четырех главных священных книг древних индийцев: Ригведа, Атхарведа, Самаведа и Яджурведа. Эти священные книги знаменуют собой великий период формирования индийской ведической литературы. Они содержат молитвы богам, песни, гимны, жертвенные формулы, заговоры и заклинания, записанные на санскрите. Именно в Ведах в эпической форме сохранилась космогоническая мифология древней Индии, ссылки на различные исторические события, астрономические знания, детали богослужений. Для эзотериков Веды остаются неисчерпаемым кладезем древних знаний, подлежащих расшифровке.

Более поздние эпические произведения на санскрите – «Махабхарата» и «Рамаяна» -представляют собой масштабные произведения, оказавшие огромное воздействие на средневековый и современный индуизм, а также на развитие классической индийской и мировой литературы. В состав «Махабхараты» входит «Бхагавадгита» – один из самых популярных индуистских текстов во всем мире. Многие события, описанные в этих эпосах, оказываются удивительно похожими на события, описанные в иудейской Торе, священных книгах и сказаниях других народов.

Но нельзя сказать, что религиозное сосуществование различных религиозных систем на территории Индии всегда было мирным. Приход ислама в XII веке и последовавшее за ним усиление султанатов и империи Великих Моголов способствовали быстрому росту мусульманского населения в Индии. Становление независимой индийской государственности в 1947 году, несмотря на все миротворческие усилия Махатмы Ганди, сопровождалось религиозным расколом: были основаны почти полностью мусульманские государства, такие, как Западный Пакистан (Пакистан) и Восточный Пакистан (Бангладеш). И сегодня в штате Джамму и Кашмир, где религиозные разногласия максимально обострены, фактически существует военное положение. Рядом с необыкновенным лотосовым озером в Шринагаре почти каждую ночь слышны перестрелки.

Взаимодействие Индии с европейской цивилизацией происходило неоднозначно. Как известно, именно Индия стала непреодолимым препятствием на победном военном пути Александра Великого.  Португалия и Британия, которые на протяжении нескольких столетий осуществляли политику колонизации Индии, также в конце концов были вынуждены отступить и предоставить Индии свободу самоопределения.

Глобализация последних десятилетий принесла в Индию новые проблемы: кризис прежней системы традиционных ценностей, обострение криминальной обстановки, рост коррупции в государственных органах власти, стремительное движение СПИДа и других опасных заболеваний, алкоголизм, проституция. Кажется, даже колесо сансары начинает крутиться быстрее в потоке современной жизни. Но, стремясь стать более цивилизованной, Индия пока не утрачивает своей эклектичной уникальности. Вокруг нее остается многовековой ореол таинственности, недосказанной легендарности, глубинной мифологичности. Для многих Индия ассоциируется прежде всего с обретением истинной духовности, пространственной Шамбалы Света. Именно этот духовный магнит притягивал во все времена всевозможных духовных искателей, в том числе из России.

Влекут в Индию легенды о том, что в Кашмире можно увидеть могилу Моисея или посетить Розабал – усыпальницу иудейского пророка Иисуса, почитаемого мусульманами. По преданиям, Иисус провел в Индии свои «утерянные годы», обучаясь восточной мудрости, а потом пришел в Индию уже после распятия и исцеления. Кто знает – земля Индии хранит много тайн. Западное сознание щекочет возможность обучиться техникам йоги, исцелиться и омолодиться с помощью аюрведы. Великие памятники архитектуры – Тадж-Махал, дворцы махараджей привлекают тысячи туристов. Кого-то манит дешевой психоделикой Гоа. Кому-то Индия «взрывает мозги» откровением своего противоречивого бытия, отвращает отсутствием привычного для европейца комфорта. У всех познание Индии происходит по-своему, но равнодушным никто не остается.

Большую роль в открытии Индии для России сыграла семья Рерихов. Можно по-разному относиться к общественно-политической деятельности Николая Рериха, но его картины, заметки, духовные поиски Елены Рерих, а также творческая работа их сыновей, Юрия и Святослава, позволили приоткрыть двери в далекую эзотерическую Индию. Полотна отца и сына Рерихов можно увидеть в галерее в Бангалоре: в Индии эти русские художники почитаемы и уважаемы.

В России известны и популярны произведения Калидасы, Тагора, джатаки, индийские сказки. Влечет индийская музыка, пряный запах индийской еды, зажигательный кинематограф, неповторимые восточные танцы, но, главное, – уцелевшая в индийских святых горах духовность. На самом деле, в Индии можно встретить йогов высочайшего уровня, продвинутых гуру, странствующих ясновидцев и философов.

Но не стоит лелеять излишних иллюзий: встреча с такими людьми в Индии такая же огромная редкость, как и в России: пророки не кричат на площадях. А вот шарлатаны встречаются на каждом шагу. Современные индусы и древняя духовная культура Веданты довольно далеко отстоят друг от друга не только во времени, но и в самом пространстве духовности. Большинство индусов имеет весьма туманное представление о собственной духовной истории, многоуровневой философской системе и предпочитает почаще участвовать в примитивных религиозных ритуалах. Горизонтальное познание духовности всегда более массово, доступно и экзотерично, чем вертикальное.

Популярным для европейцев аттракционом в последние годы стали поездки в индийские ашрамы. В этом специфика современной духовной жизни Индии: появляется яркая личность, религиозный лидер, и вокруг него формируется ядро преданных, возникает ашрам. Самые известные на сегодня ашрамы: бесспорно, ашрам Саи Бабы в Путтапарти, ашрам святой Аммы в Керале, ашрам Шри Ганапати Сатчинанды в Майсуре, хотя есть и десятки других. Я была потрясена количеством россиян в ашраме Саи Бабы в Путтапарти – после индусов они составляют вторую по численности группу его обитателей. Ашрам Саи Бабы за последние десять лет разросся до размеров небольшого городка. В нем есть все для обособленной жизни: мандир, общежития, столовые, храм, музеи, больница – и многочисленная строгая администрация. Я попыталась выяснить у российских «преданных» мотивы их пребывания в Путтапарти: что заставляет граждан месяцами жить в этом пестром религиозном оазисе, затерянном в индийской глуши и каждое утро занимать очередь на жеребьевку, чтобы увидеть проезжающего в автомобиле Свами? Ответы были самые разнообразные: от желания сбежать от опостылевшей московской мегаполисной  жизни, найти новую духовность до ведения весьма прибыльного «бизнеса» на излишней доверчивости туристов. Здесь все так же условно, многообразно и относительно, как и везде в Индии. Откровения не сыплются сами собой на головы заезжих искателей. Их обретение, как в любом другом месте, – тяжелый, долгий труд.

Специфика духовных поисков заключается в том, что учения и учителей нужно выбирать чистым, открытым сердцем, иначе вместо обретения просветления можно тривиально стать жертвами сектантов или мошенников. Но парадокс ситуации в том, что для соприкосновения с  истинной духовностью совершенно необязательно стремиться в индийский ашрам: в России тоже много великих святых мест. А Высшая Сила, как известно, пребывает, в первую очередь, в человеческом сердце. И соприкоснуться с ней внутри себя самого – самая сложная задача.

У России и Индии много схожего. Перед обеими странами стоит задача расширения дальнейшего технического прогресса, с одной стороны, и сохранения многовековой уникальной культуры в период глобализации, – с другой. Но над всем этим – великая миссия постижения и развития  нашими народами глубинной духовности, без которой любой прогресс утрачивает свое значение. Возможно, именно тогда осуществится пророчество, и Свет на самом деле придет с Востока.