УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ

УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ

“Studio d’Антураж”, журнал. №29, 2011 г.

Еще великий русский ученый академик В.Н. Татищев, один из отцов-основателей Екатеринбурга, научно обосновал, что граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. Когда приезжаешь в столицу Урала, постоянно вспоминаешь об этом. Близость этой своеобразной границы не только в памятных знаках, но в самом духе местности: с плоским ландшафтом центральной части города соседствуют Уктусские горы на южной окраине, а среди населения города – русские, татары, украинцы, башкиры…

Принято считать, что Екатеринбург в основном знаменит металлургическим производством. Место для строительства крупнейшего в России завода на реке Исеть как раз и выбрал выдающийся деятель петровского времени В.Н.Татищев, а строительство предприятия было осуществлено под руководством Георга Вилима де Геннина, голландца по происхождению, состоявшего на службе в России. Он же придумал для нового города-крепости звучное европейское название в честь супруги Петра I – Екатеринбург.

О заслугах великих предшественников сегодня напоминает памятник в центре города, неподалеку от знаменитой Плотинки – первого городского сооружения промышленного значения, сооруженного из уральской лиственницы. Когда-то плотина давала необходимую энергию заводу, потом – монетному двору, золотопромывальной фабрике. Позже здесь находилась вагоноремонтная мастерская. Очень интересно сегодня подойти к этому историческому месту в центре города, своими глазами увидеть сохранившуюся плотину и водонапорную башню, прикоснуться к городским истокам. Недаром сквер здесь называется Историческим – когда-то здесь были цеха градообразующего завода! Кстати, один из полуостровов в образованном плотиной пруде носит своеобразное название – Гамаюн. Археологи установили, что здесь в доисторические времена находилась стоянка первобытных людей, а сегодня здесь место отдыха горожан.

Неподалеку от Плотинки лежит огромный цельный кусок родонита весом в несколько тонн. У этого камня долгая история. Считается, что из него собирались сделать памятник царю Николаю II, а после революционных событий спрятали в надежном месте. Камень вернул городу знавший о тайнике человек. Сегодня это один из символов города, надо погладить розовую глыбу и бросить монетку в Исеть – чтобы обязательно вернуться в Екатеринбург.

В промышленной столице Урала живет народ с юмором, на это с удивлением обращаешь внимание сразу, как только въезжаешь в город – и наружная реклама здесь своеобразная, и вывески характерные. А памятник отцам-основателям города приезжим представляют запросто как мемориал «Бивису и Баттхэду»: горожане считают, что Татищев и Геннин слишком похожи друг на друга, кроме того, в городе бытует байка о том, что таблички на памятнике перепутаны, и герои прошлого в нашем времени поменялись местами – или фамилиями.
И сегодня Екатеринбург является промышленной столицей Урала – дымящиеся над городом трубы ни на минуту не дают об этом забыть. Однако, предприятия составляют далеко не единственную достопримечательность города. Память прошлого и реалии настоящего образуют в Екатеринбурге единую причудливую картину городской жизни. Для того, чтобы узнать непростой характер Екатеринбурга, нужно обязательно прогуляться по улицам и площадям – открытия порадуют и удивят внимательного путешественника!

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Здание местного Краеведческого музея представляет собой красивый старинный дом с мезонином. В нем размещается экспозиция, представляющая труд и быт уральской столицы на протяжении последних без малого трех столетий. Здесь же узнаю с интересом, что когда-то здание принадлежало известному предпринимателю Поклевскому-Козеллу, владельцу винокуренного производства в Талице.

Впечатляет прогулка по Старой Уктусской улице – ныне носящей имя 8 Марта. Здесь сохранилось множество особняков, помнящих совсем другие времена. Когда-то именно эта часть города была бойким местом: улица соединяла сразу три рынка! Поэтому и строения здесь особенные: торговцы и предприниматели всегда предпочитали жить на широкую ногу, их резиденции впечатляют и сегодня даже самых искушенных ценителей. Возникает впечатление, что тогдашние купцы, промышленники и чиновники соревновались между собой в изысканности и роскоши строений: на улицах Екатеринбурга можно увидеть стили барокко, классицизма и модерна, средневековые и мавританские мотивы, элементы «русского» стиля…

Не менее бывших частных владений впечатляют и здания общественного назначения: добротно, на века строились вокзал, больницы, гостиницы, приюты. О культурном прошлом города свидетельствует сохранившееся здание театра, построенное в 1847 году. С 1912 года здесь находился кинотеатр «Колизей».

Что необычно для промышленного города – Екатеринбург мне показался очень зеленым, в городе множество парков, ботанический сад, дендрологический парк. А еще здесь удивительно романтично: в городе-труженике устремляются к небу многочисленные фонтаны. Крупнейшим считается фонтан в дендропарке, в оформлении которого использованы натуральные камни – зеленый змеевик, гранит, мрамор. Оживляют городской пейзаж и сюрреалистические фонтаны с необычными названиями: Шар, Созвездие, Каменный цветок, Машина времени.

Неожиданно романтичный характер жителей промышленного уральского города проявляется и в том, что в Екатеринбурге существует скамейка влюбленных в дендропарке и мост влюбленных, расположенный неподалеку от музея изобразительных искусств. Здесь принято не только встречаться и целоваться, именно на этот мост приезжают новобрачные, чтобы закрепить замок, а ключи от него выбросить в реку – ритуал для обеспечения продолжительной супружеской жизни. (Впрочем, для надежности расставания его суеверные горожане закрепляют здесь тем же образом). Существует в городе и памятник Влюбленным – босые и счастливые, они сидят на металлической ограде. Считается смешным одеть им на ноги носочки или туфли или оставить свою обувь рядом с композицией.

Вообще памятники являются своеобразными запоминающимися вехами прогулок по Екатеринбургу, для меня именно они стали его визитной карточкой. Каких только героев, отлитых в бронзе или выточенных из камня, здесь не встретишь! Воистину характер города узнается по скульпутрным изображениям героев. Меня порадовал памятник Пушкину на одноименной улице в литературном квартале, объединившем пять музеев и парк: поэт полон движения и внутренней силы, плащ его вдохновенно развевается. Продолжает писательскую тему монумент придуманным, но вечно живым в народном сознании героям – Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Ностальгический вздох вызывают фигуры Владимира Высоцкого и Марины Влади, что около торгового центра «Антей»: на них влюбленные абсолютно гармоничны и созвучны, что, увы, так нечасто происходило в реальности. Вообще-то Высоцкий не очень любил Екатеринбург, хотя дважды здесь бывал. Зато горожане сполна отдают дань памяти поэту и музыканту: в городе еще существует улица его имени, оно же – в названии самого высотного здания в городе.
Былью и легендами окружен памятник маршалу Г.К.Жукову, установленный перед штабом Приволжско-Уральского военного округа. С Екатеринбургом прославленного маршала связывают пять лет жизни и командования округом. Существуют также свидетельства, что однажды, принимая парад в Екатеринбурге, военачальник попал в непростую ситуацию: конь Мальчик, испугавшись громких криков «Ура!», вздыбился и сбросил седока. Именно эту историю рассказывают местные жители, приводя туристов к монументу, на котором командующий запечатлен на встающем на дыбы скакуне.

Существует в Екатеринбурге и единственный в мире памятник человеку-Невидимке, герою одноименного произведения Г.Уэллса, выполненный в оригинальной манере: он представляет собой отпечатки двух разных по размеру стоп. Так увидели Невидимку создатели Е.Касимов и А.Шабуров, авторские отпечатки именно их ног и воплотились в памятнике.

Об истории города напоминают памятники Коробейнику, Ремесленнику Артамонову и Банкиру, о научно-техническом прогрессе – скульптуры Автомобилиста, дуэт Инженера и Путейца, о звонких шестидесятых прошлого века – неожиданный монумент «Битлз», отлитый из уральского чугуна, а вот примета современности воплощена в колоссальной компьютерной клавиатуре, выложенной на набережной. Интересная деталь: вес каждой клавиши составляет около 80 кг! Жители Екатеринбурга – мастера придумывать приметы и ритуалы, связанные с памятниками. Так пресловутому Банкиру надо потереть перстень для улучшения благосостояния. А около клавиатуры обычно назначают первое свидание. Примета такая: если влюбленные встречаются без опоздания – дело движется к свадьбе. А еще здесь загадывают заветные желания, что есть силы «печатая» их ногами на клавиатуре. Главное – чтобы без ошибок! Кстати, сам автор проекта вкладывал в него совсем другой смысл: объединение коммуникаций Европы и Азии, но народ улыбнулся и решил по-своему.

Памятны в городе и печальные события относительно недавнего прошлого. Екатеринбург печально известен как место содержания под стражей и расстрела императорской семьи. На месте дома инженера Ипатьева, где были расстреляны Романовы, в 2003 году был сооружен грандиозный Храм на Крови во имя Всех Святых, в Российской Земле Просиявших. В храме два уровня – нижний и верхний. В нижнем заупокойном храме воссоздана обстановка последних дней жизни Романовых, рядом с местом расстрела находится алтарь. В верхнем храме, где всегда соблюдают тишину, залитом солнечным светом, хранится старинная икона Богородицы Троеручицы, находившаяся в доме в момент пребывания там членов царской фамилии до последнего земного вздоха. Она была подарена храму наследниками дома Романовых.

О страшном конце представителей царской династии в России напоминает и расположенная под Екатеринбургом Ганина Яма – в прошлом заброшенный рудник, принадлежавший подрядчику Гавриилу по прозвищу Ганя. В шахты Ганиной Ямы были тайно сброшены останки Николая II и членов его семьи. В 2000 году Патриах Московский и Всея Руси Алексий II благословил закладку здесь мужского монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Сегодня здесь можно увидеть дубовый Поклонный Крест на краю шахты и семь деревянных храмов в память о семи убиенных членах царской семьи. Как утверждают прихожане, в монастыре находятся чудотворные иконы. Здесь также развернута экспозиция, рассказывающая о трагических событиях июля 1918 года. Меня поразил удивительный диссонанс окружающей тишины, высокого соснового леса, яркой зелени, природной красоты и гармонии – и ежесекундного присутствия повсюду памяти о кровавой драме, развернувшейся в этом месте. Ежедневно в Ганину Яму приезжают десятки паломников, чтобы помолиться о мучениках, а братия совершает ежевечерне Покаянный крестный ход.

А в Невьянске, расположенном всего в 86 км от Екатеринбурга, сразу переносишься совсем в другую эпоху. Тут все вперемешку: полуразрушенные заводские цеха, купеческие особняки, деревянные избы позапрошлого века, обшарпанные дома советского периода, памятники погибшим воинам, серп и молот на одной из центральных площадей… А еще – удивительная Невьянская башня, овеянная десятками легенд, увидеть которую специально приезжают из разных уголков страны и из-за рубежа. Чем же знаменита эта уникальная достопримечательность, по праву считающаяся одной из самых примечательных на Урале?

История башни неразрывно связана с историей промышленного уральского города и знаменитым мастеровым родом Демидовых. Мастерство оружейников Демидовы осваивали в Туле, потом перевезли на Урал секреты кузнечного дела. Мастер Никита Демидов за свой талант заслужил безграничное уважение и любовь царя Петра I, известного своим крутым нравом. Царь настолько ценил оружейное мастерство Демидова, что без колебаний передал ему сначала земли под Тулой для строительства чугунолитейного завода, а потом и Невьянский завод. Пожалуй, никто из промышленников того времени не пользовался таким безграничным доверием государя: Петр предоставил Никите максимально возможные права и полномочия в хозяйствовании, оградив его от вмешательства чиновников и конкуренции.

В деловой сметке Демидову отказать было невозможно: вскоре завод на Нейве стал одним из крупнейших в России, а его владелец превратился в фактического монополиста, обеспечивающего государственные потребности в металле и оружии. Промышленник занимался не только обустройством прибыльного производства, но и развитием инфраструктуры в районе, в том числе – строительством и поддержанием в порядке дорог. Вскоре ему принадлежало уже несколько заводов на Урале.

Дело отца, ушедшего из жизни вскоре после императора Петра I в 1726 году, сноровисто продолжил сын – мастер Акинфий Демидов. Он существенно расширил предпринимательские «владения» семьи, включив в них новые заводы на Урале и на Алтае. На предприятиях Демидовых трудились только лучшие мастера, умения которых передавались по наследству. Хозяева придирчиво следили за порядком, знали, кого из работников нужно поощрить, а кого – приструнить. Потомки известной семьи Медовщиковых, кстати, живут в Невьянске до сих пор.
Именно при личном участии Акинфия, который вникал во все детали разработки проекта и строительства, в Невьянске в 1721-1732 г.г. была возведена загадочная башня, споры о которой не утихают и по сей день. Дело в том, что у башни существует необычный наклон, отчетливо заметный глазу, и вызывающий сравнения строения с Пизанской башней. Изменился ли угол наклона сооружения с момента строительства – неизвестно. Систематические исследования башни в советское время не велись, поскольку она находилась на территории закрытого оборонного предприятия, на которое не пускали исследователей, туристов и иностранцев. Но нет худа без добра: только благодаря такому местоположению башня, десятилетиями с достоинством возвышавшаяся между промышленными цехами, сохранилась.

Ученым не удалось придти к общему знаменателю относительно того является ли башня наклонной или падающей, хотя большинство считает ее наклонной. Остается загадкой также, было ли задумано такое искажение изначально или это ошибка мастеров, или – причуды местной почвы и грунтовых вод. Дело в том, что Невьянск расположен в кольце старых потухших вулканов, в 1914 году здесь даже было зафиксировано небольшое землетрясение. А сама башня высится на берегу реки Нейвы – непростые условия для строительства высотного сооружения! Однако, экскурсоводы в местном музее сомневаются в случайном характере наклона башни: слишком педантичен был Акинфий Демидов в производственных делах!

Для строительства башни были использованы только лучшие кирпичи, которые проходили специальную проверку на прочность: для этого их сбрасывали с десятиметровой высоты! В кладке использовались только не разбившиеся кирпичи, их до сих пор можно прощупать в мощных стенах сооружения. В строительстве башни применялись прогрессивные технические нововведения: в музее можно увидеть изрядно поврежденный стихией шарообразный молниеотвод с отломанными шипами. А в самой башне можно по достоинству оценить оригинальные железо-чугунные конструкции, стяжки, использованные при строительстве.

Кроме того, башня была задумана не только как смотровая площадка для обеспечения противопожарной безопасности в Невьянске, но как памятник династии Демидовых, получивших не только признание и уважение, но в 1726 году – дворянский титул и фамильный герб, разработанный по всем правилам геральдики. Строение украшено «фирменным» демидовским чугунным литьем и плитами. Вес одного флюгера, венчающего башню, составляет 25 килограмм! В башне размещались заводская лаборатория, архив, казначейская контора. Строилась конструкция – на века!

Удивительно, но факт: никаких документов по строительству башни не осталось. Местные старожилы рассказывали, что во время войны в башне пачками жгли бумаги. Возможно, именно они приоткрывали тайну строительства уральской башни. А возможно, все бумаги сгорели гораздо раньше при одном из пожаров, были уничтожены Демидовыми или спрятаны в надежном месте…
История не сохранила даже имени архитектора, разработавшего проект здания. Зато существует предание, что он был сброшен с башни лично жестоким Демидовым после того, как признался, что может построить еще более красивое сооружение. Правда ли это – неведомо.

Похожая на колокольню Невьянская башня поражает и сегодня продуманностью конструкции, гармоничностью пропорций, высотой и внутренними помещениями. Одно из них вызывает особый интерес посетителей. Это слуховая комната с особой формой потолка. Для обеспечения нужного акустического эффекта точность строительства должна была быть ювелирной. Секрет комнаты в том, что два человека, находящиеся в разных углах помещения и говорящие шепотом, громко и отчетливо слышат друг друга. Одновременно так разговаривать в комнате могут две пары, причем слышать они будут только своего собеседника из противоположного угла. Было ли устройство такой комнаты хитростью расчетливого Демидова или его потехой – тоже сказать трудно.

История знаменитой башни сохранила мрачные страницы, связанные с тем, что нижний этаж служил темницей, где узников кандалами приковывали к стенам или даже заживо замуровывали. Среди работников завода и местных жителей об этом ходили самые страшные слухи.

А еще строение Демидова окутано многочисленными легендами, связанными с подпольной чеканкой монет, проще говоря, – фальшивомонетничеством. Еще при жизни предпринимателя эта тема активно обсуждалась в широких кругах российского общества, в имение приезжали специальные комиссии для поиска подпольных цехов, но ничего не находили. Циркулировали слухи, что под башней и усадьбой Демидова существуют скрытые подземные помещения, где чеканят золотые и серебряные монеты. Частично такие предположения имели под собой основу: исследования последних лет показали, что под строениями действительно существуют пустоты, фактически вся окружающая местность буквально пронизана системой подземных ходов. Однако, на сегодняшний день они большей частью затоплены, там никто из наших современников не бывал.

Есть и другое, рациональное объяснение легенд связанных с фальшивомонетничеством в башне. Дело в том, что алтайские руды, в том числе – на Змеинорудском месторождении, откуда получали сырье Демидовы, богаты серебром, возможно, его остатки и находили в саже заводской лаборатории. Но как любят говорить в России, дыма без огня не бывает: возможно, Демидов действительно владел подпольным монетным двором для чеканки собственных серебряных рублей, однако, ни одного доказательства этому пока найдено не было. Зато гости музея могут попробовать отчеканить монетку своими руками прямо в легендарной башне.

Особенно впечатляет часовой механизм, расположенный в верхней части сооружения. Как и все остальное в башне, он окружен загадками и вопросами, ответов на которые пока нет, подлинная история появления здесь именно этих часов до конца не установлена, несмотря на проведенную энтузиастами работу в архивах Великобритании. Единственное, что можно утверждать, – колокола для часов изготовил английский мастер Ричад Фелпс. А вот кто создавал сам точнейший механизм, еще только предстоит выяснить.

Механизм часов уникален: он запрограммирован на 18 мелодий, которые можно переключать вручную. Десять колоколов отбивают торжественные ритмы. Вплоть до тридцатых годов прошлого века здесь играл гимн «Боже, Царя храни», потом власти спохватились и переключили его на «Широка страна моя родная». После того, как часы сломались, сначала не находилось мастеров, готовых взяться за ремонт. Местный уральский умелец своими руками починил точнейший механизм, и сегодня можно снова наблюдать за работой устройства, слушать колокольный звон над Невьянском. О ценности устройства говорит тот факт, что в 1767 году при оценке конструкции часовой механизм был оценен дороже всей остальной башни.
Таинственное строение вызывало большой интерес во все времена. Башней интересовались В.А.Жуковский и А.Н.Радищев, П.П.Бажов, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.И.Немирович-Данченко и многие другие яркие личности. Свое первое литературное произведение «Старая башня» и несколько ранних стихотворений граф Алексей Толстой, студентом проходивший практику на местном заводе, написал именно о Невьянской башне. Башня стала загадочной героиней увлекательных исторических повестей и романов.

Однако, несмотря на карнавал истории и круги времени, невьянская башня по сей день молчаливо и строго хранит свои тайны. Сегодня в усадьбе Демидовых новая жизнь: замечательно реконструирован Спасо-Преображенский храм с уникальным фаянсовыми иконостасами, построенный уже после перепродажи Демидовыми Невьянского завода промышленником Яковлевым. Готовится к реконструкции господский дом. Возможно, дело в том, что пока просто не настало время узнать всю правду об истории этого сооружения и всех секретах мастеровой династии Демидовых.

Русский Урал хранит в своих недрах немало полезных ископаемых и духовных самоцветов – удивительных легенд и историй, а современность здесь тоже играет всеми красками. Свердловская область – замечательна для путешествий и новых открытий, глубокого погружения в непростую историю России и народов, ее населяющих.