ТВОРЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ ВИКТОРА ПОТИЕВСКОГО

“Карелия”, общественно-политическая газета. 6 декабря 2012 г.

Среди талантливых современников, ставших гордостью карельской литературы, особое место занимает Виктор Потиевский. Могу признаться, что сама выросла, увлеченно читая его книги о животных, – «Мага уводит стаю», «Ночная тропа», «Законы старого вожака».

Но при этом мало кто знает, что Потиевский человек очень разносторонний. Выпускник Тульского оружейно-технического артиллерийского училища, он продолжил в Петрозаводске образование в технической области и сфере педагогики. Сегодня Виктор Александрович – доктор исторических наук, действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН), ряда других академий, заслуженный работник культуры России и Карелии. На протяжении многих лет он возглавляет издательство «Барс» и является главным редактором газеты «Интеллект-творчество», играет в шахматы, дружит с литераторами и учеными, остается одновременно реалистом и романтиком.

Помимо произведений о природе Потиевский написал еще несколько художественных книг на военно-исторические темы. Например, исторический детектив «Остров Черной кобры», рассказывающий о поиске секретных архивов германской военной разведки в послевоенное время, и художественную биографию финского маршала, барона Густава Маннергейма «Всадник». Эта книга была переведена на финский язык и пользовалась большим успехом в Суоми. Кроме того, талантливый автор опубликовал несколько сборников стихов и переводов с финского языка. Одни из главных сфер интересов Виктора Потиевского – просветительская деятельность и издание энциклопедий по различным темам. Виктор Александрович член Карельского землячества в Москве, регулярно бывает в республике.

О карельском и московском периодах жизни, друзьях и коллегах, знаменательных событиях и творческих планах мы побеседовали с Виктором Потиевским в издательстве «Барс».

Люди и волки

Виктор Александрович, вы родились в подмосковном Кунцево в 1937 году, на историческом изломе. Помните, как начиналась война?
– Конечно, помню, я пережил все испытания военного детства. В 1941 году Москву бомбили, до сих пор в памяти рвущиеся снаряды, бомбы, падающие неподалеку, в овраге у речки Сетуньки, прожекторы, освещающие ночное небо, тяжелый рев бомбардировщиков, гул зениток… Отец, инженер текстильной промышленности, ушел на фронт.

– А откуда любовь к миру животных? Больше из книг или из жизни?

– Моя мама очень любила литературу, понимала и чувствовала поэзию, старалась мне тоже привить интерес к книге, много читала вслух. Так что я вырос на русской классике. Читать тоже научился довольно рано. Но так случилось, что сильнейшее впечатление на меня произвел Альфред Брем, его «Жизнь животных». Мне в руки попал пятый том под названием «Млекопитающие», эту книгу мне подарил папа в 1941 году, когда мне было всего четыре года. Я буквально зачитывался ею, оставаясь дома один, многие тексты до сих пор сохранились в памяти.

С тех пор я с жадностью интересовался животными и изучал их мир. У нас всегда были домашние питомцы: хомяки, рыбки, птицы, собаки. Став постарше, увлекался произведениями Джека Лондона, Сетон-Томпсона, самостоятельно исследовал животных и их повадки во время службы в разных уголках России, в том числе и в Карелии, много ездил по заповедникам, встречался с учеными. Кстати, недавно снова купил пятый том Брема, вот он стоит на книжной полке.

– Вы защитили международную ученую степень доктора биологии по теме поведенческих особенностей и экологии волка. Почему так увлеклись психологией?

– Волк – один из самых интересных хищников в мире, он играет главную роль в поддержании природного баланса в мире животных. Во все времена во всех княжествах и государствах волк был объявлен вне закона. За голову хищника охотникам давали большие премии. Волков истребляют на протяжении тысячелетий, тем не менее этим животным удается поддерживать свою популяцию. Как это происходит? Обратите внимание на любопытный факт: если в какой-то области численность волков сокращается, то волчица начинает приносить в помете в два-три раза больше щенков, чем в обычных условиях.

Сегодня, например, в Карелии биологи насчитывают примерно 700–750 волков. При этом ученые считают, что для экологического равновесия в Карелии достаточно 150 хищников этого вида, то есть в республике волков примерно в пять раз больше экологически целесообразного уровня. Такая же картина наблюдается по всей России. Волк – высочайшее по приспосабливаемости животное, высокоинтеллектуальное, но не нужно его очеловечивать. В мирное время волки не нападают на людей, поскольку знают, что за этим последуют облавы. А вот в периоды лихолетий, войн волки часто нападали на человека, причем выбирали слабых – детей и женщин. Это очень сильное, суровое и жестокое животное.

Мне, как писателю, очень интересно устройство волчьей стаи. Там царит железная дисциплина. Живут волки в семьях с привычной для нас структурой: отец, мать, дети разного возраста. Чужие в стаю попадают редко, но некоторых принимают. В семье развито железное подчинение отцу-вожаку и матери. В отличие от человеческой ячейки общества, чтобы получить право на размножение, молодой волк должен сдать сложный экзамен, проявить смелость и сноровку, например в коллективной охоте. Только после этого он обретает статус так называемого высокорангового волка и имеет право заводить свою семью. Не менее интересно, как волки запоминают, учатся на разных трудных ситуациях и в дальнейшем не повторяют ошибок, которые привели к гибели сородичей.

Одно время я очень остро их чувствовал, например, смотрю на волка в клетке, он скалится, пугает, а я знаю, что к нему можно войти, он не нападет. А другой может не скалиться, а я по глазам вижу, что прыгнет, к нему входить нельзя. Потом вдруг я поймал себя на том, что стал так же различать людей. Один со мной здоровается, приветлив, а я знаю, что он меня ненавидит, сожрать готов. Я не закончил свои книги о животных, еще непременно напишу о волках.

Имена друзей в памяти и на досках

– Вы приехали в Карелию молодым писателем. Расскажите, пожалуйста, какая литературная атмосфера тогда была в республике.

– Я приехал в республику старшим лейтенантом служить в зенитно-ракетных войсках. Потом учился в Петрозаводском университете на общетехническом факультете. А на четвертом курсе ушел в пединститут на филфак. Литературная атмосфера в Карелии была чудесная: писатели встречались, разговаривали, обменивались новостями, читали стихи, обсуждали разные темы. Ни у кого не было зависти и ненависти в таком масштабе, как сегодня, наоборот, писатели стояли друг за друга. Деньги мало кого из литераторов того времени откровенно интересовали, у большинства болела душа за творчество.

Очень близки мы были с поэтом Тайсто Сумманеном. Нас связывали как дружеские, так и творческие отношения. Я переводил на русский язык его лирику. Почти каждый вечер приходил к нему в гости, он тогда уже почти не выходил из дому. У Сумманена был свой особый взгляд на поэзию, литературу, я многому у него научился. Очень хорошие отношения у меня сложились с Ортье Степановым. Это прекрасный финоязычный писатель, очень добрый человек. Знаменитый прозаик Антти Тимонен меня поддержал, дал рекомендацию для вступления в Союз писателей. Был еще в кругу друзей замечательный человек Пекка Пертту, случалось, выпивали с ним и говорили «за жизнь». Много общались с Николаем Яакколой, он горой стоял за финнов и говорил всегда: «Я очень люблю мой маленький народ». Вот с этими писателями я дружил, произведения некоторых из них переводил на русский язык.

Еще много общались с Рейе Такала, поэтом, который блестяще писал по-русски. Многолетняя дружба с Иваном Костиным, прекрасным самобытным поэтом и прозаиком, который и сегодня несмотря на почтенный возраст много работает, ездит и выступает. Дай ему Бог здоровья! Хорошо знал удивительного человека Тойво Вяхя, Ивана Петрова. Это имя ему дали, когда его засекретили после операции «Трест» в сентябре 1925 года, когда с его помощью арестовали знаменитого английского разведчика Сиднея Рейли. И вот в конце 60-х, общаясь с Иваном Михайловичем, я написал о нем очерк в газету «Советская культура», и его напечатали.

Прекрасно помню Ивана Лайтинена, главного редактора газеты «Неувосто Карьяла», человека мудрого. Он всегда был предельно сдержан, интеллигентен. Ни разу в жизни не слышал, чтобы он на кого-то повысил голос. В те времена, в 60–70-е годы, в Петрозаводске работал прекрасный журналист и поэт Владимир Трофимов, мы тоже очень дружили. Удивительно, что имена многих близких друзей и коллег того времени сегодня в моей памяти и на мемориальных досках в Петрозаводске…

– Когда вы начали писать стихи?

– Сочинять я начал еще в школе, мне было лет восемь. Первое стихотворение «Послание корейским мальчикам» отправил на радио, оно сразу прозвучало. Такая у меня была первая поэтическая публикация. Во время учебы в военном училище мои стихи напечатали в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». А когда стал молодым офицером, появилась публикация в газете «Красная звезда». Я был горд и счастлив – у этого издания были миллионные тиражи.

Моя первая книга стихов «На грани» вышла в Карелии. Предисловие к ней написал знаменитый тогда поэт Сергей Смирнов. Но после выхода книги появился очень едкий фельетон в журнале «Звезда». Я страшно расстроился, подумал, что это конец литературной карьеры. Пришел домой, взял бутылку водки, выпил. Тут раздается телефонный звонок. Оказывается, в издательстве «Молодая гвардия» прочитали фельетон, посмотрели книгу и тоже захотели опубликовать мои стихи. Оплатили мне командировку в Москву и напечатали книгу. И такое случалось неоднократно: как только недоброжелатели поднимали головы, их действия имели для меня неожиданно положительный результат.

– Однажды вас исключили из партии. Почему?

– Я человек с непростым характером, делаю то, что считаю нужным, порой вопреки мнению окружающих. Проблема заключалась в том, что в определенный момент жизни я много ездил с выступлениями и заработал довольно много. Несмотря на то что все было по-честному, партийные органы решили меня показательно наказать.

Когда вопрос разбирался на партсобрании в Союзе писателей, в присутствии партийного начальства, все молчали. Только мудрый Ортье Степанов сказал по-отечески: «Виктор, ты не прав, нельзя так много зарабатывать». Он был человеком с юмором и сообщил, что в марте я заплатил взнос с трех тысяч рублей, что составляло три оклада первого секретаря обкома партии. А я, еще молодой, горячий, возьми да ляпни: «Правильно, у них оклады, а я сам зарабатываю!» Партийные функционеры мне это запомнили. Но благодаря заступничеству Степанова в писательской организации вынесли выговор без занесения. Это было очень мало. Потом состоялось несколько заседаний бюро райкома КПСС, и меня в итоге исключили из партии. Правда, потом тихо восстановили после поездки в Москву, где я постоял за себя в высоких кабинетах.

Впереди – поиски алмазов в Карелии

– Вы написали несколько произведений на военную тему, в том числе роман «Всадник» о легендарном финском главнокомандующем бароне Густаве Маннергейме. Откуда интерес к этой личности?

– Я человек с военным образованием. Военным делом интересуюсь с детства, прочел много книг на эту тему. Маннергейм – один из самых ярких полководцев XX века. В прошлом офицер царской армии, он сделал все возможное, чтобы спасти свою родину от гибельных военных катаклизмов. Если бы не финская война 1939 года, я думаю, Финляндия имела бы шансы сохранить нейтралитет во Второй мировой войне. Будучи на стороне Германии, Маннергейм все равно оставался на особом положении. Он единственный из командующих войсками союзников позволял себе обращаться к Гитлеру не «мой фюрер», а «господин рейхсканцлер».

Маннергейм добился того, что финские войска не участвовали в кровопролитных боях под Ленинградом. Кстати, он вопреки позиции Гитлера заботился о евреях: ни один человек этой национальности не был выдан Германии, евреи продолжали воевать и чувствовали себя полноправными членами финского общества. Благодаря Маннергейму Финляндия заключила мирный сепаратный договор с СССР в 1944 году и досрочно вышла из войны. Готовясь к написанию книги «Всадник», я много работал в архивах, поэтому материал подобрал уникальный. Книга была переведена на финский язык и вызвала интерес в России и Финляндии. Правда, отношение к личности Маннергейма даже сегодня неоднозначное. Некоторые ученые и ветераны в России и сегодня считают Маннергейма агрессором и завоевателем, к сожалению. Тем более важно дать как можно больше объективной информации об этой неординарной личности.

– Как вы работаете над произведениями? Это больше вдохновение или рутинный труд?

– Для меня сначала важно подготовить обширный материал, собрать как можно больше информации. Я сейчас вынашиваю замысел написания двух новых книг и как раз работаю с источниками. По первой книге, действие которой происходит в Палестине в I веке нашей эры и в Древнем Риме, материал уже собран, пора садиться к столу. Вторую книгу я замыслил как исторический детектив, связанный с поисками в Карелии месторождений алмазов. Здесь пока есть только общая сюжетная канва, характеры главных героев, дополнительный материал еще нужно привлечь. Когда я сажусь писать книгу, то полностью погружаюсь в мир, который описываю: чувствую запахи, слышу звуки. Если вдруг меня в такой момент кто-то отвлекает неожиданно, я даже не сразу понимаю, где нахожусь, нужно время, чтобы вернуться в реальность.

Для меня писательский труд скорее не вдохновение, а перевоплощение, полное растворение в атмосфере произведения. Завершение работы над книгой и ее издание – всегда важные события в моей жизни. Я всю душу вкладываю в любимое дело.