“Тайны парижского чрева”

“Тайны парижского чрева”

“Трибуна”, общественно-политическая газета. 14 мая, 2009 г.

Автор – Наталья Кузина

Восхитительный Париж, город художников, поэтов, влюбленных… Но ведь оборотная сторона есть даже у Луны. Что скрывается за парижским блеском и лоском? Если вы из тех, кто способен пересмотреть свои представления, тогда открывайте книгу Наташи Лайдинен «Другой Париж: изнанка города», где вам предстоит путешествие на самое дно этого мегаполиса под предводительством стрингера Тимофея Бродова, который должен собрать информацию об обитателях парижского чрева.

Надо отметить смелость Наташи Лайдинен: в то время, когда в книжных рейтингах торжествует гламур, она предлагает познакомиться с изнанкой жизни, отнюдь не претендуя на лавры нового Гиляровского. К тому же великий исследователь Белокаменной, спускаясь на самое дно, относился к его обитателям без особых сантиментов. Но Париж – это вам не старорежимная Москва. Здесь даже иных бездомных поэтически зовут клошарами. (Не путать с заурядными побирушками, бомжами, мелкими воришками, алкоголиками, наркоманами.) Клошары выбрали жизнь на улице, потому что им тесно в нынешнем обществе, они жаждут свободы, презирают деньги, и если под небом Парижа не достигают просветления Будды, то, во всяком случае, чувствуют себя гораздо счастливее многих граждан.

Тимофей Бродов вознамерился найти их. В своем путешествии по дну французской столицы он встречает самых разных людей: проституток, нелегальных иммигрантов, жителей подземки, похотливых любителей «клубнички»… Их социальный портрет Наташа Лайдинен создает мастерски, не ударяясь в «чернуху», что, безусловно, привлечет внимание читателей к книге. В то же время эти персонажи художественные. У каждого свой характер, судьба. Они живут и перемещаются по конкретным адресам, становясь как бы нашими гидами, рассказывая истории, связанные с биографией улиц этого города. Не случайно автор определила жанр своего произведения как «роман-путеводитель».

Лайдинен густо перемешивает фактологические и художественные детали, не забывая даже об интересах туристов. Книга содержит массу полезных сведений, которые помогут им выбрать правильный маршрут, кафе, магазин, а также избежать неприятных инцидентов. Эта многоплановость ничуть не вредит повествованию. Наоборот, перед нами вырастает неизвестный Париж, который не менее интересен, чем его растиражированный пафосный образ.

В этом городе Тимофей встречает даже легендарного рок-музыканта Джима Моррисона, который, израсходовав свой талант на алкоголь и наркотики, оказывается, по воле автора не умер 3 июля 1971 года, а решил спастись от поразившего его порока на улицах французской столицы, став клошаром. Кстати, единственным клошаром, которого удалось отыскать Тимофею. И в этом есть грустная правда. Мало людей, способных променять покой и уют на холодную свободу улицы. Да и тот, который нашелся, в реальности им не был. Но хочется верить в романтику! И думать, что действительно на улицах Парижа живет постаревший Джим Моррисон, который нет-нет да и затянет свои незабвенные строки: «Прорвись на другую сторону! Прорвись на другую сторону!»