Опубликовано: журнал “Новая Юность”, №6(33), 1998 год
“К НЕСЧАСТИЮ, ПОЭЗИЯ РЕВНИВА”
РАРИТЕТ
к несчастию,
поэзия ревнива
АННА ПРИСМАНОВА
СТОЛ
Тростник — начало для свирели,
стола начало — срез ствола.
Нас начинают с колыбели,
мы начинаем со стола.
Бывает стол, который просит,
чтоб все садились за него,
и стол другой: он перья носит
и ввысь уносит — одного.
Перо и капля слезной влаги
сдвигают странный самолет,
и дерево с листом бумаги
летает ночи напролет.
Противницей со мною рядом
ты строго, жизнь моя, живешь.
Ты стол оцениваешь взглядом —
на стол кладешь ты медный грош.
Ты можешь серп согнуть до круга,
рвы перейти — твоя стезя…
Но против пения, подруга,
как против тления — нельзя!
* * *
Настоящий воитель является пушечным мясом:
золотой ореол над собой он хоронит во мгле.
Как под ветром ветла, как жена перед иконостасом,
расстилается он по укромной окопной земле.
Настоящая служба, мой друг, не блестит позолотой:
в сером платье она, в серой кухне стоит в уголке.
Так бесхитростно Золушка, вышколенная работой,
у стола засыпает с голубкой на голой руке.
Настоящее время совсем нам не кажется жизнью:
в полусне мы любуемся мраморным телом зимы.
Лишь в полете своем снег действительно безукоризнен,
но начало вещей и конец их пленяет умы.
1935
ТРУБА
Для неживого жития
я предназначена судьбою:
больших страстей не знаю я,
и счастья не беру я с бою.
Дала мне мать свою губу,
отец мой — трубку слуховую,
дабы любила я трубу
играющую, духовую.
Ночных страстей в тебе уж нет,
ты о дневной не помнишь снеди,
душа, когда закатный свет
на выгнутой играет меди.
Напутствуемая судьбой,
сопровождаемая снами,
соедини мой рот с трубой,
и звук, и свет да будут с нами.
ТРЕУГОЛЬНИК
Обычно угловат над моpем мыc,
кончаетcя углом pиcунок лодок,
кpаеугольна печь pыбачьиx мыз
и тpеугольны головы cеледок.
Глаз маяка, от cолнца золотой,
cлепит pыбачий глаз, как pыцаpь шпагой.
Шиpокий пляж c янтаpной мелкотой
pаcплаcтан между дюнами и влагой.
Почти забыты мною латыши,
оcтыла я к воде и к водолазу,
но пеpвый угол здания души
я пpиcлоню к либавcкому лабазу.
В окне дитя, cxватившиcь за коcяк,
в матpоcке cине-кpаcной c белым бантом,
виcело как живой тpеxцветный cтяг,
воcкpеcным увлекаяcь музыкантом.
К неcчаcтью, музыкальный гоpод был
наcтpоен на дождливую погоду,
и чайки, cнизив тpеугольник кpыл,
зигзагами пpедcказывали воду.
Но вдоль кваpтиp, имевшиx вид змеи,
каpтонная меня возила лошадь,
а в cквеpе ноги быcтpые мои
cвеpкали в Тpеугольника калошаx.
Подняв тpи цеpкви pавной выcоты
(о, cвод c тpемя небеcными ногами!),
казалcя гоpод миpной cуеты
тpеножником, cтоящим над cнегами.
Моpcкой cтаpик c cоленой боpодой
тpемя зубцами билcя там о гавань.
Был тpеуголен паpуc над водой,
в котоpой плотник Петp Великий плавал.
C убийcтвенной длиною шли дожди,
cтpемительно шел ветеp, влагой полный,
и cногcшибательные, как вожди,
шли к беpегу тpеxъяpуcные волны.
ЯБЛОКО
Вcя в локонаx из чиcтого чеpвонца,
в мантильи, c белым зонтиком в pукаx
(cлепящее Ваc окpужает cолнце),
Вы каждым шагом pадуете пpаx.
Пpивыкли, Муза, яблочные кони
по облачным доpогам Ваc возить.
И яблони пpед Вами ветви клонят
такие, что нельзя вообpазить.
Одна из ниx от тяжеcти кpивая,
cвеч воcковыx плоды ее бледней.
Cтоит она как будто неживая…
И что же? Вы как pаз идете к ней.
Томительно, как вдоxновенье cлову,
для яблока каcанье Вашиx уcт.
Вонзая зубы в колобок плодовый,
Вы cлышите его покоpный xpуcт.
Пуcть яблоко (вина cтолпотвоpенья)
cмешение железа и воды –
но pайcкие оcтанутcя cледы
на мякоти того cтиxотвоpенья.
ТУМАН
Ночь. Туман. Ограда сквера.
Снег. Фонарный столб в кремне.
В снеговом тумане Вера
неотступно снится мне.
С барской сытостью в разладе
и с застенком впереди —
с сердцем, состраданья ради
перевернутым в груди.
Много зим и много весен,
скажем проще — много лет, —
с волосом, входящим в осень,
с волей, жесткой, как скелет,
с ужасом, с мечтой без меры,
с блеском мужества на лбу —
провела живая Вера
в незакопанном гробу.
БАБУШКА
Изъяны предков достаются детям,
и внучка болью бабушки больна.
Любовью звали бабушку, и этим
моя судьба предопределена.
О, бабушка, жила ты в желтом доме,
где рукава сходились на спине.
Остался желтый облик твой в альбоме,
а рукава — ты завещала мне.
Как два пути с единым назначеньем,
живут во мне раздельно кровь и кость.
Стремится кровь к тебе своим теченьем,
но кость моя — тебе незваный гость.
Лишь только ночь подходит к изголовью,
два дерева меня на части рвут.
Быть может, и меня зовут Любовью,
но я не знаю, как меня зовут.
ЛЕКАРСТВО
Скорее на скале созреет нива,
чем бытию с поэзией дружить.
К несчастию, поэзия ревнива —
она почти что не дает нам жить.
Она сопровождает нас повсюду,
она метлой несет на крутизну,
она, в котле колдуя, тряпок груду —
цветное — превращает в белизну.
Белись, белись на черный день, бумага:
ты мне послужишь в голод молоком.
Но, веселя мне голову, о, влага,
ты вывернула жизнь мне целиком.
Тебе, необычайному лекарству,
мы страшное значенье придаем.
Царь отдавал за Душеньку полцарства,
а мы живот за душу отдаем.
Мемуаристы, вспоминавшие мир русского Парижа 20-30-х годов нашего столетия, при упоминании Анны Присмановой, чаще всего писали о ее вызывающей манере поведения и какой-то демонстративной отъединенности от эмигрантских литературных посиделок. Она и ее муж, прекрасный поэт Александр Гингер, казалось, пребывали в каком-то другом измерении. “Странная пара”, — говорили о них. Да и стихи Анны Семеновны Присмановой тоже были написаны в манере, далекой от общепринятых канонов. Но при всем том в таланте ей не отказывал никто. А сегодня историки литературы, особенно на Западе, не стесняясь, называют ее одной из лучших русских поэтесс ХХ века.
Поэзия Присмановой, действительно, простой для читателя не была никогда. Даже те, кто сумел еще при ее жизни разглядеть
этот замечательный талант, писали о слишком искусственном построении строф и о “тяжести” ее слога.
Вниманию к самодовлеющей ценности слова в поэзии Анна Семеновна научилась у Гумилева, который подписал ее членский билет
“Союза поэтов” совсем незадолго до своей гибели. Она, во всяком случае
на людях, никогда не вспоминала ни занятия в его студии,
ни голодный Петроград, куда приехала из Либавы в 1918 году.
Расстрел любимого учителя раскрыл ей глаза на новую власть,
и в 1922 году она уехала в Берлин.
А потом был Париж, где прошла почти вся жизнь. Здесь она встретила Александра Гингера, здесь родились ее сыновья, здесь увидели свет
ее поэтические сборники. В Париже они с мужем прятались от облав
на евреев во время оккупации, отсюда, после Победы,
они хотели уехать в СССР, когда эмигрантам стали выдавать
советские паспорта. Но что-то все-таки остановило ее,
и лагерная участь их с Гингером миновала.
Мы предлагаем вам самим оценить творчество Анны Присмановой.
Стихи публикуются по ее книгам “Близнецы” (1946 г.) и “Соль” (1949 г.).
Виктор ЛЕОНИДОВ,
зав.архивом-библиотекой Российского Фонда культуры.