Статья о жизни Яниса Райниса и Аспазии.

«Нас обвенчали звезды…». Аспазия, которая создала Райниса

Вы знаете, кто такая Аспазия? Да, знаменитая вдохновительница и возлюбленная древнегреческого правителя Перикла. Но не все знают, что была и вторая, назвавшая себя в ее честь! Она родилась 4 марта (по старому стилю) 1865 года. И тоже была незаурядной женщиной. Поэтессой, музой и женой великого латышского поэта Яниса Райниса. Редкий случай – семья поэтов. Да еще пронесших любовь друг к другу через всю жизнь. И при этом знаменитых, классиков, очень почитаемых в Латвии. Их именами названы бульвары, улицы, театры, музеи, школы. На сцене идут пьесы поэтов и спектакли о них. 2015 год был объявлен Годом Райниса и Аспазии.

…Я давно заметила этот дом в Дубултах. Дом старой постройки, типичной для Юрмалы. На берегу Лиелупе, тихой и очень красивой реки. Вдали шпиль лютеранского храма. Рядом море – всего 335 метров. Самое короткое расстояние в городе от реки до моря. От дома до моря – проулок, оставшийся в веке прошлом. Музей Аспазии…Аспазия – яркая, разносторонняя и противоречивая личность, уже первым своим стихотворением, опубликованным в газете «Dienas lapa» («Ежедневный листок»), она бросила вызов обществу, подписавшись именем древнегреческой феминистки.Но сначала была Йоганна Эмилия Лизете Розенберга, которую родители звали Эльза. Родилась она в Земгале, в зажиточной крестьянской семье. Детство прошло в окрестностях Елгавы, в доме родителей. В школьные годы будущая поэтесса увлекалась классической литературой и историей, зачитывалась поэзией Шиллера, Байрона, Лермонтова. Освоила немецкий, французский и русский языки. И уже в школьные годы стала писать стихи на немецком.Неудачный первый брак и разорение родителей вынудили ее добывать средства для жизни репетиторским трудом и конторской работой в бюро Рижского латышского театра.Тогда она написала первую в истории латышской литературы романтическую драму «Вайделоте» («Жрица») (1894). Спектакль прошел с триумфом. Признанная поэтесса, Аспазия стала еще и известным драматургом, притом она была интересной и смелой женщиной, которой многие восхищались. В том числе редактор той самой газеты, где она дебютировала, Янис Плиекшанс. Он не верил в свой литературный талант. Если бы не Аспазия, возможно, не было бы и самобытного поэта, классика латышской литературы Яниса Райниса. Именно она, полюбив его, вдохновила его на признание в себе поэта.Спустя примерно год после знакомства Янис показал свои стихи Аспазии, которая распознала у него подлинный и уже зрелый поэтический талант. «Перечитываю последние твои стихи и восхищаюсь ими, все написанное тобой – оригинально, чрезвычайно самобытно. Это вовсе не слепота любви, тебе знакома резкая моя критика. Я убеждена в твоем таланте. Я сдержу свое слово и помогу тебе расти, как ты помогал мне», – пишет Аспазия Янису Плиекшансу, который вскоре становится Райнисом. Впервые его стихи под таким псевдонимом появились в печати 1 ноября 1895 года. Аспазия помогла обратить на него внимание, написав четверостишия к каждому разделу стихов книги неизвестного тогда автора.Ныне Янис Райнис – «наше все» для латышской культуры. Поэт, драматург, переводчик, общественный и политический деятель Латвии. До Райниса поэзия этой балтийской страны носила вторичный характер, откровенно подражая немецкой. Райнис же познакомил латышей с Гёте, Шиллером, Гейне, Шекспиром, Ибсеном, Пушкиным, переводя их на латышский язык.Литературный труд Райниса и Аспазии сочетался с политической деятельностью. Райнис, как и большинство интеллигентов своего времени, был увлечен социал-демократическими идеями и привез в Латвию книги политического содержания. «Из моего чемодана выросло социалистическое движение латышей», – писал поэт.А еще они писали друг другу письма, тысячи писем. 18 мая 1894 года было написано первое любовное послание: «Светлая моя дочь Солнца!» Райнис пишет: «Это полное, совершенное счастье души и тела – возможно ли оно, не исчезнет ли, как сон?»Их письма написаны на латышском, немецком и русском языках. Каждое – признание. Тем более что фон, на котором разворачивается их любовь, очень драматический. Их венчание, на которое невеста пришла в черном платье, происходит в тюрьме. Райнис арестован за антиправительственную деятельность, и его, тяжелобольного, выпускают из тюрьмы под залог. Сразу после венчания в трехдневный срок молодым предстоит отправиться к месту временной ссылки Райниса – в Псков.Следующее место ссылки – заштатный городок Слободской Вятской губернии. Во время ссылки Райниса Аспазия одну половину года проводила в Слободском, вторую – зарабатывала на жизнь им с мужем, сотрудничая в бывшей редакции Яниса – «Dienas lapa». Ежедневно ссыльный поэт посылал письма в Ригу, в которых рассказывал обо всем, что с ним происходило. В своих письмах к мужу Аспазия постоянно выражала нетерпеливое желание увидеть новые стихи Райниса.Талантливая поэтесса, Аспазия фактически отказалась от собственной славы и посвятила свою жизнь Райнису. В конце 1905 года она отправляется вместе с Райнисом в эмиграцию в Швейцарию, откуда они вернулись весной 1920 года. Сотни встречавших тогда заполнили улицу, приветствуя их как национальных героев.Уже при жизни поэта бывший бульвар Престолонаследника переименовали в бульвар Райниса. Его избрали почетным доктором Латвийского университета. Также Райнис и Аспазия стали членами Учредительного собрания молодой Латвийской Республики, поэт был избран в первые три сейма, занимал даже пост министра образования, баллотировался на пост президента Латвии. Он был одним из авторов конституции Латвии, автором идеи независимости Латвии.Вклад Аспазии в латышскую культуру также был оценен благодарными соотечественниками – орденом Трех Звезд (1927), Крестом Признания II степени (1931) и Наградой Отечества (1939). Но россиянам поэтесса известна благодаря снятому в советское время телесериалу «Долгая дорога в дюнах». Помните, там звучит колыбельная Марты: «За печкою поет сверчок, угомонись, не плачь, сынок, вон за окном морозная, светлая ночка звездная»? Эти трогательные стихи сочинила Аспазия.В конце совместной жизни, весной 1926 года, она напишет мужу: «Мы слишком органично срослись, нас обвенчали время, звезды, весь народ».Райнис умер в сентябре 1929 года. Аспазия пережила мужа на 13 лет….Мы с мужем попали в ее Дом-музей год назад, тоже в марте, в пасмурный продувной день. И сразу были очарованы домом, его лестницами, верандами, предметами старины, мебелью ушедшей эпохи, цветами, картинами, фигурками кошек… В марте музей еще был «обычным», а летом появились там и голограммы – пишущая Аспазия, кошки – мяукающие и почти живые. Появилась интерактивная игра на столе в гостиной.Во дворе памятник Аспазии. С недавнего времени там звучат стихи на трех языках.Этот дом скромен и роскошен. Он деревянный, а такие дома умеют хранить тепло в прямом и переносном смысле. Хранить память. Аспазия жила здесь с 1933 года, после смерти мужа горевала, но продолжала работать. В этом доме постаревшая Аспазия встретила перемены – вхождение Латвии в состав СССР и фашистскую оккупацию.Это был последний ее дом, здесь она умерла 5 ноября 1943 года. Похоронена Аспазия в Риге. Конечно, рядом с мужем.Из письма Аспазии Райнису:«…я уже издали вижу твою веранду с пестрой гардиной, сейчас я уже у ворот. Ты встречаешь меня сияющей счастливой улыбкой, твои милые глаза излучают невыразимую искренность, и мы так счастливы, так счастливы! Чайник дымится на столе, черный кот уже пришел… И я так люблю тебя, так люблю! Я чувствую себя так, как будто поднимаюсь вверх по бесконечной лестнице и становлюсь все совершеннее, больше и счастливее».

Даты рождения Райниса и Аспазии включены в календарь международных памятных дней ЮНЕСКО. А их переписка внесена в Национальный регистр ЮНЕСКО в раздел «Всемирная память». За 35 лет, которые Райнис и Аспазия прожили вместе, ими написано 2499 посланий: 1154 письма Аспазии Райнису и 1345 – Райниса Аспазии.