Статья о творчестве Мирварид Дильбази.

И вычеркнуть смерть не посмела б ее!

Ушла из жизни одна из ярких представительниц национальной поэзии Мирварид Дильбази. Мы все прекрасно знакомы с творчеством талантливой поэтессы. Первое стихотворное произведение Мирварид ханум было напечатано в 1928 году в журнале “Просвещение и культура”. С него и началась ее трудная и счастливая литературная жизнь. За прожитые годы ею издано около 50 книг, написано множество статей, эссе, выполнено много переводов.

ОсновнаЯ мысль, определяющая творчество Дильбази, — неразрывная связь поэта с народом. Конечно, восемьдесят лет тому назад, выбирая имя новорожденной дочери, родители одним словом выразили и радость, и любовь, и свои высокие надежды: для них маленькая дочурка стала воплощением столь же бесценной, первозданной чистоты, что и жемчужина — мирвари. И названное этим именем дитя принесло радость не только дому, членам своей семьи, но и, взявшись за перо, обогатило своим ярким даром поэтическую сокровищницу родного народа. Раздумывая о своей судьбе, поэтесса напишет, что и не подозревала, что будет писать стихи с младенческого возраста, что “радость и печаль нахлынут на меня…” Радость и печаль. В поэзии Мирварид Дильбази естественно переплелись во всем многообразии смысловых и тематических преломлений контрастные, противоборствующие страсти, раздумья, чаяния, события того высокого ряда, которые являются одним из критериев значимости художественного произведения. Эти качества — проявление не только остроты художественного чутья, но и зрелого, ответственного понимания жизни и человеческой природы. Вся жизнь Мирварид ханум была подчинена поэзии — главному делу ее жизни. Становление поэта — процесс сложный, зависящий от многих факторов. В биографии Дильбази два момента просматриваются вполне отчетливо. Детство Мирварид ханум прошло в высокогорном селе Мугасей Газахского района, одном из самых живописных уголков нашей Родины. Места эти так красивы, что, используя древний поэтический образ, можно смело сказать: она обмакнула свое перо не в чернила, а в росу фиалок и нарциссов. Она росла в чудесном мире народных сказок и легенд, нежных песен и острых пословиц, мудрых стихов и веселых загадок. Она не просто знала народную жизнь, она жила этой жизнью, где было все — и бесконечный, изнуряющий труд, и нищета, и гнет помещиков, и горькая женская доля… Дильбази вышла из рода поэтов: оба ее деда — Гаджи Рагимага и Абдурахманага Дильбази — были поэты — современники Вагифа. Еще ребенком она потеряла отца, и ее вместе с сестрой Ягут воспитывал дед. В его доме просыпались рано. Маленькая Мирварид вставала вместе с солнцем. Выбегала из дома и замирала, вслушиваясь в звуки просыпающейся природы, с удовольствием ухаживала за цветами и деревьями дедушки. В 1921 году Мирварид приехала в Баку и поступила в только что открывшуюся женскую семинарию. После шести лет учебы она получила право преподавать и стала учительницей начальных классов в Баладжаре. Окончив АПИ продолжила педагогическую деятельность уже в городе Губа. Но она уже тогда знала, что главное дело ее жизни — поэзия. Поверхностные, односторонние суждения и впечатления о людях, о жизни чужды творчеству Мирварид Дильбази, ее поэтическому интеллекту, ее гражданским чувствам, и поэтому даже в полные драматических событий периоды жизни общества она отнюдь не впадала в уныние, не говорила о безнадежности и не сгущала краски: даже мрачные и трагические лики жизни она сумела озарить свечением человеческого сердца, верой и любовью к жизни. В числе бессмертных представителей тысячелетней азербайджанской поэзии, которыми мы гордимся, такие женщины-поэтессы, как Мехсети, Хейран ханум, Натаван. Творчество Мирварид ханум — продолжение и новая ступень этой прекрасной плеяды. В свое время Самед Вургун поставил ее в ряд лучших советских поэтов. Мамед Ариф, литературовед и критик, академик Академии наук Азербайджана, писал: “Любовь, милосердие, человечность, поэзия — вот те волшебные искры, которые попадают в сердце читателя и создают невидимую связь между ним и поэтом Дильбази”. Поэт Наби Хазри писал ей:” Уважаемая Мирварид ханум! Не однажды перечитывал вашу книгу. Какое светлое у вас чувство, ваше творчество подобно сирени. Думая о вас, я вспоминаю слова Коцюбинского, сказанные в конце прошлого века. Он сказал о Лесе Украинке, что Леся — мужественный поэт, мужчина-поэт. Не зря и вас назвали “сыном народа”. Вы можете гордиться этим званием. Мужская гордость и женская слава — вот два крыла, поднявшие вас на горизонт поэзии, на весеннее небо, благоухающее сиренью, и сделали вас как поэта воинствующим гражданином, смелым и непоколебимым в своей убежденности”. “Творя в одном ряду с остальными нашими поэтами, она в то же время отличается от всех своеобразной тематикой своих произведений, своим оригинальным поэтическим почерком. В стихах Мирварид ханум чувствуется поэтическое “я” автора: они согреты теплом ее задушевности, они пережиты ею лично. Нельзя не отметить, что именно от частного, на первый взгляд незначительного, поэтессе удается подняться до значительных философских обобщений”. Эти слова принадлежат Бахтияру Вагабзаде. А завершить статью хотелось бы ее стихотворением “Мечта”.

Хотела бы сад я создать из мечты,
Чтоб каждая мысль там росла как цветок.
Чтоб эти, рожденные сердцем, цветы
Убить обжигающий ветер не мог.
В подарок народу бы я принесла
И песню, и саз — все искусство мое,
И каждая строчка от сердца была б,
И вычеркнуть смерть не посмела б ее!