СОВРЕМЕННЫЕ IQ-ТЕСТЫ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

“Работница”, ежемесячный журнал для женщин и всей семьи. №11, 2013 г.

Многие родители сегодня слышат о возможностях тестирования ребенка едва ли не с момента его рождения, но не все понимают, зачем и когда нужно проводить исследование интеллекта. Да и в научном мире споры относительно этого метода исследования не утихают вот уже целое столетие. Последняя сенсация – IQ-коэффициент трехлетней американки Селены Яник из штата Тенесси оказался выше, чем у Президента США Барака Обамы и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона! Как относиться к подобным результатам и являются ли блестящие показатели уровня интеллекта в тестах гарантией успешного движения в жизни? Однозначных ответов на эти вопросы нет.

Для начала обратимся к истории научных разработок в области вычисления IQ. О том, можно ли научиться тестировать интеллект, определять его уровень и предрасположенности человека, выявлять людей с отстающим развитием на раннем этапе жизни, психологи задумывались давно. Само понятие «IQ» (коэффициент интеллекта») появилось в 1912 году благодаря трудам профессора Уильяма Штерна, который построил свои научные исследования в области детской психологии в том числе, опираясь на труды своего коллеги Альфреда Бине, много экспериментировавшего с различными шкалами оценок. На сегодняшний день существует огромное количество версий IQ-тестов, которые можно легко найти в Интернете.

Большинство из них включают несколько видов проверки интеллекта, при этом, изучаются вербальные, числовые и зрительно-пространственные показатели. Обычно, если у человека недостаточно развито правое полушарие мозга, он плохо справляется с невербальными заданиями. А в случае проблем с левым полушарием низки показатели при выполнении речевых упражнений. Во время прохождения IQ теста проверяются способности к анализу и синтезу, сравнению, выявлению взаимосвязей, оцениваются логические способности, понимание смысла символов и метафор, выявляется уровень общей осведомленности и эрудированности человека. Многое зависит от правильности составления вопросов и набора применяемых шкал – в противном случае, можно получить результаты, анализировать которые бессмысленно.

Каждый тест включает в себя множество вопросов различной сложности, ответы на которые нужно дать в определенный промежуток времени. Тесты варьируются также по возрастам. Один из самых популярных IQ-тестов, названный по имени американского клинического психиатра Дэвида Векслера, содержит модификации, которые относятся к различным этапам взросления ребенка.

Как показывают исследования, большинство людей вполне успешно проходят обычный тест, состоящий из 200 вопросов, и отвечают на 70-130 из них. Средним показателем считается 100 набранных баллов. По свидетельству психолога Ольги Семеновой, в России типичный IQ для кандидата наук – 112. Тогда как, лишь 2,5% населения способны решить больше, чем 130 задач – их коэффициент интеллекта считается высоким (180 баллов – уже показатель гениальности). Примерно столько же процентов граждан (2,5%) выполняют меньше 70-ти тестовых заданий и, соответственно, попадают в группу со сниженным уровнем развития.
Что влияет на формирование интеллекта человека? Факторов множество, среди них – наследственность, социальная среда, образ жизни и питания, различные патологии. Если ребенок растет в семье с низкими интеллектуальными запросами, где жизнь пущена на самотек, не уделяется должного внимания самообразованию и поддержанию уровня общей культуры, высока вероятность, что и чадо «звезд с неба» хватать не будет, хотя в истории случаются счастливые исключения. Но обычно уровень интеллекта ребенка соответствует общесемейному.

Вывод из этой ситуации следующий: чем больше интереса к знаниям, развитию в любом возрасте будут демонстрировать представители старшего поколения, чем здоровее и наполненнее различными впечатлениями их жизнь, тем естественнее и радостнее будет двигаться вперед ребенок. Очень стимулирует развитие интеллекта чтение. Совместные занятия, игровые обучающие программы для всей семьи – путь для расширения кругозора не только малыша, но и его родителей, бабушек и дедушек.
Многие современные россияне, следуя моде, уделяют очень много времени интенсивному обучению ребенка едва ли не с пеленок. Для этого его отдают в специальные группы раннего развития, где с трех-четырехлетним занимаются по серьезным программам, обучают иностранным языкам, навыкам чтения и письма, а порой – даже бизнеса. До школы многие ребята овладевают азами общения с компьютером и предпочитают получать информацию виртуальным образом. Но как такие занятия влияют на психику и уровень развития интеллекта? Как показывает практика, не всегда интенсивное раннее развитие дает хорошие результаты. Как утверждают психологи, мозг ребенка формируется постепенно. Еще академик Лев Семенович Выготский говорил о том, что для каждого вида обучения – свое время, не надо спешить перенагружать малыша. Но нужно постоянно думать о «зоне ближайшего развития», чтобы правильно и в свой срок планировать интеллектуальные нагрузки.

Зачастую, рано погружаясь в мир цифр и букв, ребенок проходит мимо своего детства, растет неэмоциональным, не знает запаха луговых трав, красоты лесов и озер, мало общается со сверстниками… Задача родителей – не только «впихнуть» в ребенка максимум доступной информации, но и показать ему гармонию окружающего мира, научить восхищаться природой и любить ее, познакомить с флорой и фауной. Зачастую наши дети изучают природу по энциклопедиям и программам в компьютере, не имея нормального живого контакта с окружающей средой. В этом случае ранний высокий уровень IQ зачастую оборачивается недоразвитием самых главных человеческих эмоций и качеств – любви, доброты, милосердия, сострадания…

Даже исследования на лабораторных крысятах показали, что малыши, которых опекают мамы, более приспособлены к жизни, устойчивы к стрессам, сообразительны. Дети, которые ежедневно воспринимают всеобъемлющую и бескорыстную родительскую любовь, получают своеобразный иммунитет и развиваются более гармонично, чем сверстники, которые предоставлены сами себе.
А стоит ли пугаться, если Вашего ребенка протестировали, а результаты его IQ-теста оказались неожиданно низкими? Не нужно делать никаких скоропалительных выводов. Во-первых, зачастую такие тесты проводятся в обстановке стресса, при чрезмерном волнении и отсутствии нормального контакта со специалистом. Любые эмоциональные переживания могут серьезно повлиять на результаты проверки. Во-вторых, не все дети, особенно в раннем возрасте, способны к концентрации. Если ребенку не интересен процесс тестирования, его не смогли увлечь заданиями, он может выполнять их рассеянно или формально, не включаясь в осмысливание материала. Может присутствовать и множество других факторов – головная боль, недосып, чрезмерная возбужденность…

Самое важное для родителей – сформировать глубокий внутренний контакт со своим ребенком, знать, что на самом деле с ним происходит, а не опираться исключительно на результаты теста. Они могут быть информацией к размышлению, но ни в коем случае – не приговором. Более того, часты случаи, когда ребенок показывает перед школой очень высокий коэффициент интеллекта, а потом в начальных классах понемногу сдает позиции – ученику просто скучно на уроках, где он и так все знает. И наоборот, ребенок с очень средними показателями по итогам тестирования может сделать рывок и продемонстрировать прекрасные результаты в учебе и движении вперед.

Как известно, в российской школе на сегодняшний момент нет обязательного тестирования для будущих первоклашек. Таким образом, в один класс могут попасть дети с очень разным уровнем подготовки к школе. Такая полифоничность развития создает очень серьезные проблемы и для учителей, и для учеников. К тому же, в ряде учебных заведений упраздняют должности школьных психологов, которые могли бы помочь определить зоны ближайшего развития и вовремя скорректировать возникающие проблемы. Этот процесс может негативно повлиять на возможности установления контакта педагогов с учениками в процессе учебы, а также способствовать формированию конфликтного климата в детском коллективе.

На мой взгляд, необходимо задуматься о поиске индивидуального подхода к детям, чтобы как можно раньше и полнее выявить и раскрыть их способности и предрасположенности, а не усреднять всех по одинаковой программе. Для этих целей периодическое IQ-тестирование в школе, совместно с другими методами психологической и педагогической работы, могло бы быть полезным в отслеживании направления и темпов развития школьников, в поиске оперативной помощи для преодоления возникающих трудностей.
Не стоит также забывать, что на любой тест, будь то единый государственный экзамен по одному из предметов или исследование коэффициента интеллекта, ребенка можно «натаскать». То есть, будучи знакомым с методикой опроса и заданиями, человек показывает лучшие результаты, чем тот, кто с системой не знаком. Но блестящее прохождение теста не есть показатель подлинной масштабности и оригинальности мышления или непременной будущей успешности в социальной жизни и в работе. Перед людьми ежедневно возникают задачи совсем иного рода, которые нужно решать правильно и быстро, привлекая весь арсенал накопленных знаний, а не используя механически правильный алгоритм ответов на известные вопросы.

Так что не стоит заботиться исключительно о подготовке ребенка к тестированию. Развитие малыша должно быть гармоничным и разносторонним, включать в себя общение с природой и людьми, познание себя, открытие эмоционального мира, занятия спортом, знакомство с книгами, фильмами, музыкой, чтение, творчество, рукоделие… Важно развивать речь, зрительное восприятие, формировать навык рассказа, использовать сюжетно-ролевые игры для того, чтобы увидеть и воспринять мир под разными углами зрения.

Задача родителей – вырастить и воспитать личность, Человека с широкими взглядами на мир и сложившейся системой ценностей, а не механическую функцию для исполнения узкого круга профессиональных задач. В контексте вышесказанного IQ-тесты в этом процессе могут быть использованы как вспомогательное средство, а не универсальный инструмент для ранжирования будущих позиций в обществе. Ведь многие Нобелевские лауреаты, знаменитые режиссеры, политики, музыканты, писатели отнюдь не отличались зашкаливающими показателями коэффициента интеллекта, что не помешало им раскрыть свой потенциал, добиться успеха и известности в разных областях, реализовать мечты и замыслы.