Штрихи к литературному портрету И.В. Жиленко

Штрихи к литературному портрету И.В. Жиленко

САРДАРЯН К.Г. ШТРИХИ К ЛИТЕРАТУРНОМУ ПОРТРЕТУ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ЖИЛЕНКО

Среди писательского поколения, которое сформировалось во времена «оттепели» 1960х годов, ярко выделяется фигура Ирины Владимировны Жиленко. Отличительной чертой ее литературной деятельности является не угасшая со временем активность. Ирина Владимировна Жиленко оставила неизгладимый след в украинской литературе второй половины ХХ в. – первой половины ХХ в., обогатив ее высокохудожественными произведениями. И. В. Жиленко – писательница, поэтесса, активный культурный деятель, родилась за два месяца до начала войны – 28 апреля 1941 г. в Киеве. Те страшные военные годы маленькая Ирина, конечно, не помнила, поскольку сознательная жизнь поэтессы пришлась на мирное время. Но свое послевоенное детство на улице НикольскоБотанической под Ботаническим садом помнит остро. Старые Киевские дворики были тем окружением, в котором формировалась поэтическая натура девушки. Петь и пересказывать у маленькой Иры получалось лучше, с детства она любила фантазировать, устраивать концерты и спектакли. Вспоминая детство, И. Жиленко иронизирует по поводу травмы в детстве: «А гдето в классе третьем стала «жертвой Тарзана», так как перелетая с дерева на дерево с жутким «тарзаньим» криком, сорвалась и упала, получив сотрясение мозга. После чего и начала писать стихи … »[1, с.76]. Еще с детских лет И. Жиленко мечтала стать писательницей. Ее лирическая сущность пробивается в первых ее поэтических опытах. Именно те строки принесли юной поэтессе понимание того, что можно писать, как живешь, дышишь, смеешься и плачешь: Добра радість – гуркіт, дзвони! – В серці квітне пелюстком. І причісує газони Вітер теплим язиком. Каблучки мої веселі Так вицокують привітно. Парки, сонце, каруселі… Квітень! [1, с. 80].

Весна семнадцатилетия поэтессы ознаменовалась появлением ее стихотворений в «Киевской правде» с предисловием Валентина Лагоды. Училась и работала одновременно. Окончила вечернее отделение Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко. Сначала работала воспитателем в детском саду, затем – в редакциях газет «Молодежь Украины», «Литературная Украина», журнала «Утро». Именно на страницах этих изданий начали появляться первые произведения И. Жиленко. Профессионально занималась вокалом в университетской оперной студии, танцевала в «Веснянке», хорошо рисовала. Ирина Жиленко сознательно отреклась этих талантов, хотя ей предлагали перейти из университета в консерваторию. Такое решение она приняла, так как осознавала – несколько дел невозможно завершить идеально. Свою жизнь писательница положила на то, чтобы вырастить детей и плодотворно работать на ниве литературы. Свой творческий путь Ирина Владимировна начала в эпоху «шестидесятников». Принимала активное участие в культурном возрождении, была членом Клуба Творческой молодежи, Союза писателей Украины, выступала на литературных вечерах, принимала активное участие в литературных дискуссиях. В годы репрессий над инакомыслящими семью ДроздЖиленко притесняли, результатом чего стали «ссылка» в армию Владимира Дрозда (не смотря на критическое состояние здоровья), увольнение без объяснения причин Ирины Жиленко, недрукабельность произведений обоих супругов. В 1964 г. вышли в свет две книги И.Жиленко – «Созревают колоски» (для детей) и очерки «Буковинские баллады». А уже в 1965 г. появился поэтический сборник «Соло на сольфе», который вызвал немало полярных суждений в советской критике. Героиня этого сборника была человеком чувств, она могла радоваться жизни, могла и элегично грустить, имея на это известные только ей причины. Этот сборник не восприняли советские критики, определявшие для поэта ограниченное пространство существования, в котором лирический субъект мог смеяться и плакать только по разрешению. Подобное отношение не повлияло на дальнейшее творчество И. Жиленко, ни на выбор тем, ни на выбор художественных приемов в угоду номенклатурным критикам. В 1964 г. становление творчества И. Жиленко оценил Роман Корогодский. Под впечатлением от стихов поэтессы он пишет Владимиру Дрозду: «… Музыка слов, благоухание воздуха, ласковость, мягкость солнышка и порывистые порывы злых ветров, изменчивость воды, ее быстротечность, как и времени, природы, – все это характеризует ее поэзию как явление национальное в масштабе измерения общих человеческих ценностей» [1, с.335]. И. Жиленко – автор почти двадцати поэтических сборников: «Соло на сольфе», «Автопортрет в красном», «Окно в сад», «Концерт для скрипки, дождя и сверчка», «Дом под каштаном», «Ярмарка чудес», «Последний уличный шарманщик», «Вечеринка в старой винодельне», «Времена года», «Евангелие от Ласточки: Избранные произведения», «Свет вечерний» В творчестве И. Жиленко много стихотворений для детей: «Созревают колоски» (1964 г.), «Улочка моего детства» (1978 г.), «Дважды два – равняется одуванчику» (1983 г.), «Сказки буфетного гнома» (1985 г.), «Новогодняя история о дверях, которых нет, и о том, как полезно иногда ошибаться номером» (1986 г.).
Сборник «Свет вечерний» (2010 г.) балансирует между трагизмом и грустью человеческой души. На первый взгляд, эта книга о старости и о близком уходе в мир иной. Это обуславливается строками и аннотациями: «… Мы уже свое сделали. / Далее – забота Божия» [1, с.6]. Изпод пера И. Жиленко вышло художественнопублицистическое издание «Homo Feriens: Воспоминания». Под влиянием социалистической идеологии критики негативно оценили творчество И. Жиленко, прежде всего потому, что она не соответствовала их идеалогическим установкам. И. Жиленко, по их мнению, неопределенно выражала политические взгляды, точнее, вообще была аполитичной. Поэтессу интересовали прежде всего проблемы нравственные, общечеловеческие, вневременные, а также вопросы семейных отношений. Ценители творчества писательницы отмечали «непохожесть» поэтического мироощущения И. Жиленко. Михайлина Коцюбинская в одной из статей охарактеризовала внутренний мир И. Жиленко: «У поэтессы свой четко очерченный стабильный микрокосм. Его средоточие – родной дом, своя комната – как крепость, без которой не выжить в этом бушующем мире » [3, с. 108]. Люблю я жить! І клопіт свій люблю. Злочинний вечір той, що без утоми. Я все із насолодою роблю: Пишу поеми, і город полю, І квітники плекаю коло дому… [1, с.7] О себе И.В. Жиленко отмечает: «Бог дал мне острое и радостное мироощущение (ощущение красоты), при наличии которого не надо философскорелигиозных костылей, чтобы поддерживать в себе чувство бессмертия. Я дневной человек, «жаворонок, который захлебывается пением над полем битвы» (метафора Ф. Мориак). Никогда не любила ночи, не смотрела в нее, не писала о ней стихов. Мою душу Господь пустил на землю, как солнца луч, чтобы он перебежал из рассвета в ночь и погас, вернувшись в солнце … Но оставил немного тепла и света на земле» [1, с. 136].
Ирина Владимировна – лауреат премии имени Владимира Сосюры (1987 г., за книгу стихов «Девочка на шаре»). За книгу «Вечеринка в старой винодельне» поэтесса почтена Государственной премией им. Т. Г. Шевченко. Премию имени Василия Стуса писательница получила 14 января 2012 г. Из дневниковых записей поэтессы 1962 г. узнаем о любви, вспыхнувшей между Ириной Жиленко и Владимиром Дроздом. Также есть заметки В. Дрозда: «Познакомился с Ириной Жиленко на литературном вечере в Союзе. Пошел ее провожать. На лестнице у Сенного базара в тот же вечер уверенно сказал ей, что мы поженимся. Ирина рассмеялась. Во второй раз, когда я повторил свои слова, она уже не смеялась. А на третий день мы подали заявления … Пришел, увидел, победил » [1, с. 145]. За месяц они женятся и гармонично проживают вместе целую вечность. В браке выдающихся украинских писателей рождаются выдающиеся дети: дочь – Ирина Жиленко, великий ученый, кандидат Богословия, историк; сын – Павел Дрозд – компьютерный гений. А до того было достаточно неприятностей и страданий, которые семья литераторов воспринимала стойко: «Не по розам прошла я по жизни. Но сейчас, когда отплыло мое лето и наступила осень – не хочу говорить о страданиях, которые доставляли мне и люди, и судьба, и государство. Так, били больно, и били под сердце, но мое сердце стало уже резиновым, как веселый, крепкий мяч. Вмятина выравнивается, и я снова улыбаюсь, и молюсь Богу своими стихами – только так и умею молиться. НЕ выпрашиваю того, чего нет, а спасибо за то, что есть. Бог любит благодарных. Бог дает людям простую человеческую жизнь, как гамму в семь нот. Симфонии из них должны творить сами. Жизнь – сверхсильный, подвижнический труд и творчество. По работе же – умиротворенность и тихое озарение … Но только по работе. Прожила счастливую жизнь. Нелегкую. Кто сказал, что быть счастливой легко? Какая там свобода! На свете нет свобод для любящих и нравственных людей. Свободными от долга, труда и острой , мучительной жалости к близким бывают только эгоисты. Тяжело трудилась и физически, и духовно.
Общественная чернь (хотя и у власти ) все сделала и делает дальше для того, чтобы художник не мог заработать на жизнь своим творчеством, а должен «пропитания ради» всю жизнь перемешивать смычком борщ и забивать гвозди. Впрочем, я не жалуюсь на труд. Без труда не бывает ни счастья, ни самоуважения, ни уважения от людей [1]. Шестидесятые годы Ирина Владимировна называет эхом двадцатых, акцентируя на том, что эхо всегда тише крика: «Все у нас было «благопристойнее», чем тогда: и репрессии, и нищета, и расслоение между «кастами», и глубина падения человека. Я ела макароны с тюлькой, а Евдокия ежедневно лишь кусочек сухого хлеба с травяным чаем, и еще те грибы, которые сама и собирала, потому и жила почти в лесу» [1, с.614]. Ирина Владимировна не случайно проводит параллели с писательницей и историком Докией Гуменной, которая попала в жернова раннего социализма, но выжила и телом, и душой. Ирина Владимировна ценила друзей: «Шестидесятые годы – как самый Божий дар – принесли мне друзей. Прошло тридцать лет. Седая я. Седые мои друзья, многих уже нет. У многих из них позади – десятилетия тюрем и лагерей. Но – как цветы неувядающие – всегда со мной бессмертные и добрые улыбки Ивана Светличного, Аллы Горской, Виктора Зарецкого, Василия Симоненко. Всегда во мне (глубокая, аж таю от нее) нежность к седому Панасу Заливахе, к Михасе Коцюбинской, к Евгению Сверстюку, к Лине Костенко. Это – моя семья, мое большое, мужественное, несчастное и счастливое поколение. Рыцари духа. Восприятие обычных человеческих радостей, потеря друзей, аресты творческой интеллигенции, Чернобыльская трагедия – все это сказывается на творчестве поэтессы. Как отмечала И. Жилеко, испытания закаляют человека, совершенствуют, преподносят его талант на более высокую ступень. Самым большим горем в жизни поэтессы была потеря ее второй половинки: Владимир Дрозд умер в 2003 г. Долгое время писательница не могла смириться с такой прихотью судьбы, только поддержка друзей помогла ей выйти из тяжелого состояния. И. Жиленко любила жизнь. Она была благодарна судьбе за все, что ей было предоставлено, радовалась простой и хорошей, многотрудной и радостной человеческой жизни. Никогда поэтесса не скучала, поскольку жизнь ее была наполнена творчеством: «держаться, друзья мои – шестидесятники! Чтобы там не говорили недруги, мы не зря прожили года. И я тоже (хотя и камерная, и аполитичная) достойно прожила и свою романтическую юность, и чудесную трудовую зрелость. Достойно проживу и мудрую чистоплотную старость – тоже трудовую. Отдохнем – там …» [1, с.255]. Она была человеком счастливым, человеком празднующим жизнь. 3 августа 2013 г. ушла из жизни великая украинская поэтесса Ирина Владимировна Жиленко. Список литературы 1. Жиленко І. Homo feriens : Спогади / Ірина Жиленко ; передм. М. Коцюбинської. – К. : Смолоскип, 2011. – 816 с. 2. Кишинівський Д. Миновали Святого Илью…(Из Ирины Жиленко) / Д. Кишинівський //–Режим доступу: http : // www. poetryclub. com.ua / getpoem. php?id=1931 3. Коцюбинська М. Вікно у сад: «Вибране» Ірини Жиленко // Мої обрії: У 2 т. – Т. 1. – С. 106-122. 4. Сардарян К. Г. Епістолярії Ірини Жиленко в біографічному та історико культурному контексті / К. Г. Сардарян // Монографія. – Донецьк : «Ноулідж», 2014. 216 с. ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Сардарян Каринна Гамлетовна, кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры украинской и мировой литературы Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды ( 61002, г. Харьков, ул. Артема, 29, Украина).