В эти дни моя родная школа – петрозаводская гимназия № 17 имени П. О. Коргана – отмечает юбилей. Учебному заведению исполняется 60 лет!
От души поздравляю всех учителей и учеников, их родителей, выпускников разных лет с этой прекрасной датой. Желаю, чтобы и дальше словосочетание «гимназия № 17» звучало своеобразным знаком качества, неоспоримо высокой планкой образования, развития, целеустремленности и успеха.
В 2021 году я дала небольшое интервью старшеклассникам школы, предполагалось, что оно будет издано в ученической прессе и войдет в книгу воспоминаний выпускников. Публикую его на сайте с самыми теплыми воспоминаниями о школе, которая научила меня выдержке, быстрой работе с большими объемами информации, преодолению препятствий и выживанию в любых ситуациях, устремила вперед мое дальнейшее жизненное движение.
– Помните ли Вы первый день в гимназии № 17?
– Первый день помню прекрасно. В далеком 1983 году это ещё была не гимназия, а средняя школа с углублённым изучением английского и финского языков под руководством Павла Оскаровича Коргана, считавшаяся среди горожан «очень сильной». Во всяком случае, у моих родителей не было никаких сомнений, куда именно меня отправить учиться. Желающих поступить было много, для зачисления в первоклассники нужно было пройти предварительные испытания: беседа, устный счет, чтение, декламация стихотворения.
Естественно, я очень волновалась, морально готовилась к моему Первому сентября. Стоял пасмурный осенний денёк, весьма прохладный, накрапывал карельский дождь. Сохранилась фотография, где я замерла с букетом цветов, в плаще и косынке, под которой спрятались огромные белые банты. На стадионе перед школой состоялась торжественная линейка, тогда я впервые увидела будущих одноклассников и учительницу начальных классов – Светлану Николаевну Николаеву (Площадную), молодую, красивую и добрую. Помню, как меня вел в класс за руку десятиклассник, показавшийся настоящим исполином. Переступание порога школы стало символом входа в новую жизнь, где становишься взрослым человеком, обязанным брать ответственность за учёбу и поступки. Так меня учили родители, которые провожали меня на линейку и переживали это событие вместе со мной.
– Какие у Вас были взаимоотношения с учителями?
– В целом, со всеми складывались очень спокойные, ровные, доверительные отношения. В школе всегда было много талантливых, ярких педагогов, которые помогали ребятам найти себя, прививали и развивали интерес к своим предметам. Ангелина Александровна Пузенко – опытный литератор, настоящий знаток русского языка, была моим классным руководителем: с ней вместе мы шли с пятого по одиннадцатый класс. Она с большим уважением относилась к ученикам – мудро направляла, спокойно выслушивала, умела интеллигентно пошутить, разрядить обстановку. В классе была высокая грамотность, мы все успешно сдавали сочинения – письменной речи Ангелина Александровна уделяла особое внимание.
Сейчас понимаю, что в контексте времени ей пришлось нелегко. Молодежь была окрылена свободой, на глазах рушились системы и государства, кардинально менялась жизнь. Затрагивало это и школу: ушла в небытие скучная ученическая форма, стала затухать жизнь в общественных организациях. После перестройки начались публикации малоизвестных прежде литературных произведений, открывались новые имена и исторические факты, переоценивалась классика советского периода, развернулось множество острых дискуссий, низвергались признанные кумиры прошлого. Ангелина Александровна старалась следить за новой информацией, делиться ею с нами, интересовалась нашим мнением по различным вопросам. Получалось, некоторые вещи мы изучали вместе. На ее уроках можно было обсудить творчество М.А. Булгакова, поставить спектакль по творчеству А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой… Но и «Поднятую целину» М.А. Шолохова, и «Мать» А.М. Горького мы тоже подробно разбирали!
Очень уважительно, внимательно Ангелина Александровна относилась к любому творчеству школьников. Именно она стала одним из первых читателей моих стихотворений, – я, романтик и лирик, с детства жила в мире образов, рифм, фантазий, пробовала перо в разных жанрах. Она рекомендовала мне не заниматься крупными поэтическими формами, а учиться шлифовать до блеска короткие стихотворения, максимально точно передавать оттенки чувства. Периодически я читала стихотворения одноклассникам, а уже в пятом классе впервые выступила в кинотеатре «Победа» на городском мероприятии. Позже я всегда приносила Ангелине Александровне мои новые публикации.
В одиннадцатом классе А.А. Пузенко поддержала совершенно новаторскую идею сдачи мною бинарного выпускного экзамена (литература – история) по теме «Свобода в творчестве Ф.М. Достоевского и Ф.В. Ницше). Рецензировал работу университетский профессор П.Я. Руднев, она получила отличные оценки и положительные отзывы. Готовность к эксперименту, стимулирование творческих способностей, доверие ученикам – важное качество педагогов нашей школы! На вступительных экзаменах в МГИМО я полностью оценила глубину и всесторонность подготовки по разным предметам, а мое сочинение по творчеству А.А. Блока и С.А. Есенина получило самый высокий возможный балл. Могу отметить, что темы, которые я начала анализировать в школьные годы, продолжаю осмысливать и теперь.
Часто вспоминаю филолога Елену Васильевну Щемелеву. Она глубоко интересовалась темами Серебряного века и современной литературой, с ней мы дополнительно занимались два года перед моим поступлением в институт. Это очень бескорыстный, увлеченный и светлый человек. Под ее руководством я изучила немало критических статей, биографий авторов, Елена Васильевна научила меня вдумчивому чтению, комплексному анализу произведений и материалов, с ними связанных, формированию собственного мнения по каждому вопросу.
Особенная благодарность – Галине Серафимовне Воскресенской, блестящему учителю английского языка, которая подготовила и воспитала несколько поколений выпускников. С ней мы не только изучали учебник, но читали в оригинале произведения английской и американской классики, обсуждали неповторимость авторского стиля У.С. Моэма и Э. Хэмингуэя, художественные особенности рассказов, пьес и романов. Благодаря Галине Серафимовне я приобрела первый навык поэтического перевода – мы брались (о молодость и наивность!) даже за Шекспира. Я бесстрашно читала и переводила Эмили Дикинсон, Джона Мильтона, Уильяма Блейка.
Многие школьники на переменах и после занятий с радостью прибегали в библиотеку, где трудилась (и как прекрасно, что это продолжается до сих пор!) Наталья Владимировна Юшкова. Любовь и уважение к книге, способность ориентироваться в библиографии, постоянная потребность в чтении – это у меня из семьи и из школы. Хотелось бы, чтобы библиотека и дальше оставалась центром притяжения умов и сердец современных учеников.
А вот некоторых педагогов по точным наукам в моей семье до сих пор вспоминают с трепетом и улыбкой. Елена Николаевна Герасимова, преподаватель физики, – молодой энергичный новатор, экспериментатор. Она буквально «горела» своим предметом и внедрила руководству школы идею, что каждый ученик должен непременно освоить физику на высоком уровне. Итогом стала экспериментальная программа, по которой мы делали огромные домашние задания, разработанные учеными в Дубне. Скажу одно: когда мы с папой не справлялись и обращались за консультацией к профессору из университета, затруднения случались даже у него. Елена Николаевна также вела у нас астрономию и, принимая во внимание мои гуманитарные способности, разрешила написать итоговую работу по предмету, которую я назвала «Мягкий свет далёких звёзд». В ней я пыталась проанализировать влияние астрономии и астрологии на развитие культур и цивилизаций в разные времена. Это было действительно интересно и небанально!
В старших классах мне достаточно трудно давались алгебра и геометрия, но я бесконечно благодарна нашему преподавателю Гурбаевой Людмиле Григорьевне за её терпение. Она отлично понимала, что половина класса – выраженные гуманитарии, разрешала не углубляться чрезмерно в дебри высшей математики, относилась к нам тепло и сердечно. Но с теми, кого эти предметы по-настоящему интересовали, заниматься не уставала.
Хотелось бы отдельно с любовью и благодарностью сказать о Павле Оскаровиче Коргане, нашем любимом директоре, имя которого теперь носит гимназия. Это человек чести, огромной силы духа, бесконечно преданный своей профессии и детям, мудрый, все понимающий. Внешне он всегда выглядел очень внушительно и строго, но при этом обладал удивительной широтой и добротой души, обаянием привлекал к себе учителей, учеников и их родителей. В наши времена ходила прибаутка: «самый главный в школе орган – Павел Оскарович Корган». Без него действительно не решался ни один вопрос. А если серьезно, директор обладал огромным авторитетом, после бесед с ним было стыдно плохо учиться, опаздывать, обещать и не делать. Глядя на него, мы все подтягивали учёбу, дисциплину, он был примером, на который хотелось равняться, и это было замечательно.
Уважительное отношение к каждому ребёнку, стремление разглядеть его индивидуальность, помочь в развитии способностей, поддержать в поиске себя и творчестве, вдохновить на что-то новое, необычное – это были самые важные черты наших преподавателей, которые очень сильно помогли мне в учёбе и в жизни.
– Какие у Вас были отношения с одноклассниками?
– У нас был хороший, дружный класс. Все, как на подбор, – талантливые, интересные, увлеченные, полные жизни. С радостью вспоминаю каждого одноклассника. Никто не кичился материальным достатком, не обижал слабого, не предавал, не доносил, наоборот, старались по возможности поддерживать и уважать друг друга. К сожалению, из-за высокой загруженности дополнительными занятиями я почти не участвовала во внешкольных мероприятиях. Сейчас мы периодически общаемся, обмениваемся новостями, но встречаемся нечасто, так как многих жизнь разбросала по разным городам и странам. Время от времени переписываемся, перезваниваемся, а когда я выступаю в Петрозаводске, приглашаю наших ребят на литературные вечера. Очень грустно, что некоторые одноклассники рано ушли, помню их светло.
– Чему, прежде всего, Вас научили Ваши педагоги?
– Мыслить нестандартно, докапываться до сути явлений, самостоятельно добывать знания, ставить вопросы и искать ответы, добиваться цели, идти за мечтой, не сдаваться перед трудностями, что очень помогло мне дальше успешно учиться и работать. А еще ценю обретенное умение взаимодействовать с разными источниками, быстро обрабатывать большие объемы информации, эффективно организовать процесс учёбы, полностью погрузиться в него. Периодически нас привлекали к полезному труду: мы не стеснялись помыть полы или окна, поработать на участке перед школой. Хорошая закалка перед началом самостоятельной жизни!
Бывали моменты, которые тренировали волю и терпение, выживаемость в любых обстоятельствах. Чего стоят одни только жесткие кроссы на время по физкультуре (а бегали мы по территории близлежащего кладбища…) или тренировки по надеванию противогазов на предмете «основы безопасности жизнедеятельности». Хотелось удрать на край света от всего этого, но приходилось, сцепив зубы, преодолевать трудности.
Иллюзия, что мы заканчиваем обучение, покидая стены учебных заведений. На самом деле, мы постоянно осваиваем что-то новое, учимся всю жизнь, так что мне очень пригодились навыки, приобретенные в школе. Сюда я отнесла бы также умение общаться с разными людьми, адаптироваться в любом коллективе, идти своим путем, отстаивать собственную точку зрения – немаловажный опыт.
– Какие у Вас были любимые предметы?
– Любимыми предметами всегда оставались гуманитарные науки: литература, английский язык, история, география, – с детства у меня была к ним выраженная предрасположенность. Школа и учителя помогли развить мои способности, чувство слова, образа, языка, я поняла, чем хочу заниматься в жизни дальше.
– Как, по Вашему мнению, изменилась гимназия?
– Для того чтобы глубоко ответить на этот вопрос, нужно находиться внутри процесса продолжительное время. В данном случае, я могу только поделиться спонтанными впечатлениями. Изменилась сетка занятий, появились новые предметы, педагоги, больше внимания уделяется безопасности, расширился спектр научной работы учеников, их участие в городских и федеральных конкурсах, олимпиадах. Более красочным стало оформление классов, в столовой готовят вкусно и разнообразно. Характер преподавания стал иным – активно задействуются современные технологии, постоянно совершенствуются методики преподавания, идет поиск необычных подходов для успешной передачи знаний, развивается проектная деятельность. Но есть то, что осталось неизменным: сердечные отношения между людьми, глубокий контакт с учителями. Когда я прихожу в гимназию, всегда чувствую себя, как дома, – это очень важное ощущение.
– Какие самые яркие события школьной жизни Вы помните?
– Хочу рассказать о международной работе, которая серьезно повлияла на мою дальнейшую жизнь. У нас существовал Интерклуб, которым руководили Нина Ивановна Шишкина и Галина Васильевна Рубцова. Мы переписывались с ребятами по всему миру, собирались для обсуждения важных тем. Я всегда интересовалась другими странами и культурами, для меня это было очень увлекательно. Искать то, что нас соединяет, с любопытством познавать все новое, – с этим девизом я иду через годы.
Расскажу еще об одном очень важном эпизоде, который по-настоящему сблизил нас с одноклассниками и педагогами. В 90-е г.г. выстраивались долгосрочные партнерские отношения со школой американского города Амхерста, штат Массачусетс. В Петрозаводск приезжали делегации, с участниками которых мы активно общались, в Америку ездили наши ребята. В 1991 г. пришел и мой черед отправиться в поездку, а потом принимать у себя гостью из-за океана. Это было незабываемо! Тогда мы все, сплоченные общими задачами (учителя, дети и родители) стали гораздо ближе друг другу. Огромное спасибо Татьяне Михайловне Мартыненко, завучу по английскому языку: именно на ее плечи легла огромная организационная работа, колоссальная ответственность, она опекала нас в поездке, разруливала многие сложности. Для учеников приоткрывался огромный неизведанный мир, мы учились общению, пониманию разных укладов жизни и культур, искали и находили точки сближения. Америка навсегда стала частью моей судьбы – через удивительных людей, теплые дружеские связи, литературные встречи. С Эшли Барретт – моей американской подругой и ее семьей – мы близки до сих пор. Она приезжала в Москву, я бывала у нее в гостях в Нью-Йорке, навещала «американских родителей». Встречались мы позже и с Джудит Вобст, Дэвидом Брюлем – учителями из Амхерста, которые с нами тогда работали.
– Что бы Вы пожелали гимназии в юбилейный год?
– Прежде всего, никогда не снижать планку, ставить высокие цели, стремиться к большему. Во времена моей учебы «школа №17» – звучало как неоспоримый показатель высокого качества образования. Мы гордились тем, что учимся именно здесь. Пусть сохраняются все добрые традиции и создаются новые, приходит больше активных, увлеченных своими предметами педагогов, чтобы бережно пробуждать и развивать таланты детей, направлять их по жизни. Еще желаю помнить об огромном опыте, накопленном выпускниками – среди них столько выдающихся людей! Я уверена, что этот уникальный человеческий потенциал гимназия тоже может всегда использовать во благо. И пусть для всех бывших и нынешних учеников школа остается счастливым домом детства и ранней юности, где нам по-прежнему рады.