Сауле Усенбекова и ее поэтическое посвящение Александру Пушкину

Пушкин в Казахстане.

…В самом сердце Казахстана, в Карагандинской области есть село, которое называется Пушкино. Более 90 лет назад основали его выходцы из России и Украины и на сходе единодушно решили назвать в честь великого поэта.
И в наше время, когда поветрие переименований смело с карт и городских улиц многие имена, по-прежнему в красивом урочище Корганколь живет село с поэтическим названием – Пушкино.

Прочны незримые нити, связавшие гения русской и мировой литературы и Великую Степь. Сбылись пророческие пушкинские строки о нерукотворном памятнике и языках, которые назовут его.
Великий казахский поэт-просветитель Абай Кунанабаев (1845 – 1904гг.), так много сделавший для единения русской и казахской культуры, перевел 50 поэтических произведений Пушкина, в том числе и 7 отрывков из «Евгения Онегина». Он не публиковал их – много ли было тогда в Степи грамотных? – он переложил эти строки на музыку. Трогательно и поэтично звучат они под неспешный аккомпанемент казахской домбры.
Какое дело степняку-кочевнику до переживаний юной русской дворянки? Но – такова сила творчества Абая – «Письмо Татьяны» и другие пушкинские строки запела вся Степь. И стали стихи Пушкина частью культуры казахского народа.
***
В 1833 году Пушкин собирал материалы для «Истории Пугачевского бунта» и повести «Капитанская дочка». Он работал в архивах, расспрашивал людей, имевших отношение к там событиям. Одним из них был баснописец И.А. Крылов, отец которого был помощником начальника гарнизона г. Уральска.
Но поэту необходимо было «оживить» историю – прикоснуться к земле, вдохнуть воздух того края, где самозванец пошатнул основы Российской империи.
И вот в сентябре 1833 года находившийся под негласным полицейским надзором поэт покинул свое Нижегородское имение Болдино и устремился на восток, к степям, еще хранившим отзвуки тех событий.
Пребывание Пушкина в Оренбургском крае, в состав которого входили территории, теперь ставшие частью Казахстана, было недолгим. Поэт торопился вернуться в Болдино до наступления осенней распутицы, да и неприятностей с полицией тоже не хотелось – ведь уехал он самовольно. Все путешествие заняло у Пушкина меньше месяца. Но за это время он успел удивительно много.
Казахстанский город Уральск – одно из главных мест, связанных с историей Пугачевского восстания, в те времена столица Яицкого казачества. Здесь Пушкин провел три дня. «Приняли меня славно, дали мне два обеда, попили за мое здоровье, наперерыв давали мне все известия, в которых имел нужду», – так описывал поэт свое пребывание в Уральске.
Его приезд действительно стал праздником для города. Уральцы трепетно сохранили память о пребывании поэта, почти по минутам можно восстановить все, что делал Пушкин в этом городе. Интересно, что в доме, где в те дни жил поэт – сейчас ему 280 лет! – в разное время останавливались В. Жуковский, Вл. Даль, Лев Толстой и А.Н. Толстой. На доме этом установлена мемориальная доска, а в сквере у Уральского педагогического института был поставлен бюст поэта, долгое время бывший единственным памятником Пушкину в Казахстане.
Не только в Уральске, но и в окрестностях его было много мест, хранивших тогда следы и свидетелей пугачевского бунта:
Толкачевы хутора, где было, вероятно, составлено Пугачевым воззвание к народу, в котором он объявлял себя императором Петром III;
Рассыпная – станица, ставшая местом сбора пугачевского войска;
Пригород Уральска Таловый умет – именно сюда судьба занесла героя повести «Капитанская дочка» Гринева;
Бударинский форпост, откуда Пугачев, именуя себя Петром III, писал казахскому (киргиз-кайсацкому) хану Нурали, требуя у него сына в заложники и вспомогательное войско;
Илецкий городок, ныне город Илек на границе России и Казахстана – взятие этой крепости стало первой победой Пугачева;
Нижнеозерская крепость, которая, по мнению некоторых исследователей, послужила прообразом Белогорской крепости в «Капитанской дочке»;
Черногорская крепость – последний рубеж обороны Оренбурга в дни восстания.
И везде Пушкин встречался со свидетелями тех событий и их потомками, собирая крупицы еще живой истории:
«Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мной описанной, поверял мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверял их дряхлеющую память исторической критикой».

Результатом поездки были не только материалы о Пугачевском восстании. Пушкин познакомился в поездке с бытом и особенностями жизни кочевников – казахов и калмыков. В бумагах Пушкина хранились несколько больших листов с записью известной казахской легенды о Козы-корпеше и Баян-сулу, степных Ромео и Джульетте. Исследователи не смогли установить точно, как попала эта запись к поэту – вероятно, она была кем-то записана по его просьбе. А в черновых вариантах пророческого стихотворения «Я памятник себе воздвиг…» после строк:
«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
и назовет меня всяк сущий в ней язык», –
среди наименований разных российских народов встречался и этноним «киргизец» – так вплоть до ХХ века называли в России казахов.
В первых числах октября Пушкин вернулся в свое имение. Продолжалась Болдинская осень. И нам, жителям степной республики, радостно сознавать, что в этой великой осени были и казахстанские дни.
***
В год 200-летия Пушкина и в Алма-Ате появился памятник поэту, подаренный нам г. Москвой. И часто у этого памятника можно услышать детский вопрос: «А был ли Пушкин в Алма-Ате?». Легко ответить – конечно, нет! Ведь наш город основан всего чуть более 150 лет назад, в 1854 году. Но как важно рассказать детям, что одним из основателей форта Верный (так назывался тогда наш город) был дальний родственник поэта М.В. Ждан-Пушкин. Он и его брат, служивший в Омске, сыграли большую роль в судьбе Ф.М. Достоевского и в воспитании Чокана Валиханова, казахского ученого – просветителя и общественного деятеля, гордости казахского народа.
Встречался с Пушкиным один из основателей Верного полковник М.Д. Перемышльский, первый благоустроитель Семиреченского края.
Жил в нашем городе и близкий знакомый Пушкина А.Г. Ротчев, человек фантастической судьбы, путешественник, участник кругосветной экспедиции, авантюрист-золотоискатель и писатель. Ротчев, участвовавший вместе с Пушкиным, Дельвигом и Аксаковым в создании «Литературной газеты», стоял у истоков первых литературных и периодических изданий Семиречья и всего Туркестана.
И неудивительно, что одна из главных улиц молодого города Верного была названа именем Пушкина. А на пересечении с улицей Гоголя был разбит первый в городе общественный парк, названный Пушкинским. В этом парке в начале прошлого века было построено уникальное сооружение – Вознесенский собор, считающийся самым высоким в мире деревянным сооружением.
Сейчас этот парк, к сожалению, называется иначе, и лишь старожилы и краеведы помнят его историю и легенды, с ним связанные. Уже не носит имя Пушкина и главная библиотека нашей республики, одна из самых больших и богатых в СНГ. Заблудилось в бюрократических коридорах принятое решение о создании в Алма-Ате Пушкинского дома. Под угрозой судьба уникальной коллекции, собранной выдающимся казахстанским пушкиноведом Насырбаем Избаевым. Сложен путь русской культуры в современном Казахстане. Но магнит великого творчества не слабеет.

Памятник Пушкину в Алма-Ате находится – и это символично – на пересечении улиц Пушкина и Курмангазы, великого казахского поэта и музыканта. Здесь, в небольшом сквере ежегодно 6 июня собираются поклонники гения Пушкина чтобы прочесть его стихи, вновь вспомнить о его судьбе. Собираются дети, молодежь, пожилые люди, известные поэты и просто любители поэзии.
Начало этой прекрасной традиции положила почитательница творчества Пушкина Алла Амировна Мулдагалиева, преподаватель литературы Алма-атинского колледжа декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева. Своей любовью к Пушкину ей удается зажечь сердца своих воспитанников. Ежегодно ко дню рождения поэта студенты колледжа готовят театрализованное представление, посвященное его жизни и творчеству. Им помогают любители поэзии из Музыкального колледжа им. П.И. Чайковского. Поддерживает эти праздники и принимает в них участие Рериховское Общество г. Алматы.

Духовные связи прочнее, чем политические и экономические. Гений Пушкина объединяет сердца, и в этом источнике черпают вдохновение те, кто умеет понимать вечные ценности Культуры.
Замечательная современная казахстанская поэтесса Сауле Усенбекова называет Пушкина своим духовным учителем. Не раз в своем творчестве обращалась она к его образу:

О сладкий миг, то миг освобожденья:
В глубинах сердца вспыхнул яркий свет
И всколыхнулись струны вдохновенья –
Их озарил дыханием поэт.

В изгибе благодарного поклона
Я, дочь степей, твоих касаюсь ног,
И, лишь прозрев, с любовью и покорно
Ступаю на возвышенный порог,

Где Музы на сверкающем паркете
Как изваяния времен, скользят
И кажется: весь мир в мгновенья эти
По-ангельски и чист, и добр, и свят.

Ее строки – дань глубокого почитания, которое истинный Восток приносит к высотам человеческого гения.

/По материалам республиканской печати./
Садовская И. А.