"ЗОЛОТЫЕ ГОРЫ" МИХАИЛА ГОЛЬДЕНБЕРГА

«Золотые горы» Михаила Гольденберга

“Алеф”, международный еврейский журнал. Февраль, 2011 г.

Имя педагога, заслуженного работника образования и директора Карельского государственного краеведческого музея Михаила Леонидовича Гольденберга широко известно не только в Карелии, но и за рубежом. В 27 лет его назначили директором школы, потом молодой ученый стал преподавать в Петрозаводском педагогическом университете. «Я знаю, как надо преподавать историю, — говорит он. — Надо быть интересным! Скучным быть никак нельзя».

Михаил Леонидович всегда прививал своим ученикам нетривиальный взгляд на историю цивилизаций, учил думать, анализировать и сопоставлять факты, пробуждал интерес к истории разных народов. На его занятиях действительно никому не бывает скучно!
Михаил Леонидович создал учебник по истории Петрозаводска. Окончил специальные курсы в израильском музее-мемориале «Яд ва-Шем» и многим соотечественникам рассказал правду о Холокосте. Сегодня М. Гольденберг является русскоязычным партнером Стивена Спилберга — помогает ему собирать и анализировать свидетельства жертв Катастрофы.
Пять лет назад историк согласился возглавить Карельский государственный краеведческий музей — один из старейших центров культуры Северо-Западного региона России — и вывел его на европейский уровень. А еще оборудовал специальные залы, в которых школьники могут «вживую» изучать историю, чувствовать себя охотниками и шаманами, погружаться в особое временное пространство древней игры, устраивать ролевые танцы с бубнами, рисовать и расшифровывать петроглифы. Не удивлюсь, если вскоре именно Краеведческий музей во главе с неутомимым Михаилом Леонидовичем станет настоящим духовным центром Петрозаводска.
С Михаилом Гольденбергом, ученым, преподавателем, доцентом Карельской педагогической академии и директором краеведческого музея, беседовала специальный корреспондент «Алефа».

– Расскажите о сотрудничестве с музеем «Яд ва-Шем».
– В Иерусалиме я стажировался дважды. А еще во время работы в Университете Южной Калифорнии познакомился со Стивеном Спилбергом, режиссером знаменитого «Списка Шиндлера». В 2006 году именно по его приглашению я прибыл в США. Спилберг создал колоссальный архив свидетельств жертв Холокоста, Гринбергу нужен был методический анализ записей русскоязычными специалистами. Поскольку я по профессии историк, ученый-методист, я смог принять участие в этом проекте. Это было тяжело и страшно: мы целыми днями слушали записи живых свидетелей Катастрофы. И так три недели подряд. Это при том, что в моей семье тема Холокоста всегда была очень болезненной. Из США который хранится в Южно-Калифорнийском университете. Куратору проекта г-ну я привез пять полноценных записей свидетельств жертв Холокоста — наших соотечественников, еще тремя со мной поделились коллеги. Уже на основании этих документов возможно полноценное исследование. А еще я всегда помнил, что среди шести миллионов убиенных 30% — жители СССР, а значит, мои соотечественники. Поэтому я много работал над этой темой, контактировал с Аллой Гербер, фондом «Холокост» в Москве. Сейчас я поддерживаю контакты со многими учеными в мире, занимающимися этой проблематикой.
– Вы принимали самое активное участие в подготовке и проведении семинаров по истории Холокоста в Петрозаводске…
– Да, в этом направлении мы провели большую совместную работу с московским фондом «Холокост». Дело в том, что в массовом сознании существует эффект удаления от события, при котором с годами память и знание о явлении тускнеет, меркнет, потом исчезает. В отношении Холокоста я считаю это недопустимым. Сначала я участвовал в организации серии семинаров и круглых столов для карельских учителей истории. В Петрозаводске состоялась презентация документального фильма «Тень свастики», призванного напомнить о страшных событиях прошлого. А еще через многие препоны мы добились попадания термина «Холокост» в школьные учебники для россиян, я считаю это очень важным. Многие дети, вставая со школьной скамьи, не знали, что такое Холокост. Мы дали в учебнике истории определение явления, рассказали о нем. Еще я принял участие в проведении конкурса работ среди соискателей на эту тему, представлял в Петрозаводске шведскую книгу на русском языке «Расскажи об этом детям нашим». В рамках проекта читал лекции о Холокосте для местного общества «Шалом»… На мероприятия в Петрозаводск из Москвы приезжали руководители общества «Холокост» Алла Гербер, Илья Альтман, а также Александр Брод, они оказали нам большую помощь и поддержку.
– Актуально ли рассказывать современным студентам об Освенциме?
– Более чем! В Петрозаводске еще живы люди, у которых Холокост отнял родственников и близких. Я устраивал в Петрозаводске встречи с живущим в нашем городе Семеном Бекенштейном — бывшим узником Белостокского гетто, лагерей Освенцим и Маутхаузен. Еще у меня есть план отвезти студентов Петрозаводского университета на экскурсию в Освенцим — они должны видеть и знать настоящую историю.– Вам интересны культуры других народов?
– Естественно. Я живу в Петрозаводске, уже пять лет руковожу местным Краеведческим музеем. Считаю обязательным для себя знать обычаи и традиции жителей республики: карелов, финнов, вепсов, саамов. Мне интересны разные традиции и культуры. По линии Ассоциации преподавателей истории я объехал разные страны мира, учился в Гааге, обменялся опытом с многочисленными зарубежными учеными. Мне кажется, все беды в мире – от плохого знания других культур и народов.
– Почему Вы решили возглавить Карельский государственный краеведческий музей?
– Можно сказать, меня просто “двинули на дело”, а я не счел возможным отказываться. Я по специальности методист, много времени посвятил музейному делу. Долго занимался музейной педагогикой. Музейная экспозиция создается единовременно лет на тридцать – я рискнул создать ее в местном Краеведческом музее, несмотря на многочисленные сложности. Историческое здание было в ужасном состоянии. Мы сушили стены, заново ремонтировали залы, делали перепланировку, ставили противопожарную сигнализацию и видеокамеры.
К юбилею Республики Карелия мы широко распахнули двери музея на площади Ленина. В сегодняшней экспозиции множество ценных экспонатов. Это памятники карельского старообрядчества, уникальные старинные украшения, мечи из эпохи викингов, спил сосны многовековой давности, артефакты из истории Александровского завода, древнейшие плиты с петроглифами… А также редкие бутыли, в которых содержались излюбленные алкогольные напитки губернаторов!
Тем не менее, сегодняшняя экспозиция далеко не полная, многие ценные экспонаты до сих пор в запасниках. Еще не открыты залы по истории девятнадцатого и двадцатого веков. Приходят ветераны и спрашивают: “А где история партизанского движения в Карелии?” Над этим мы еще будем работать. Тем не менее, показатель эффективности нашего труда – многочисленные экскурсии, на которые приезжают люди из разных уголков России и из-за рубежа, приходят школьники и студенты. Не может не радовать тот факт, что количество посетителей за последние месяцы ощутимо возросло. Мы не только сделали перепланировку здания, но и разработали фирменную символику музея. Обучили экскурсоводов, которые способны увлекательно рассказывать историю экспонатов около каждого стенда! Вы же понимаете, организовать экскурсию в музее – очень сложно, это разовое соприкосновение с посетителем, который, возможно, прибывает издалека. У экскурсовода нет права на ошибку, это однократная схватка, которая навсегда запомнится посетителю. Наша задача, – чтобы гость заинтересовался историей края, остался довольным увиденным и услышанным.
– В залах музея есть возможности и для школьников реализовать себя в новом качестве…
Теперь в залах музея на подземном этаже школьники играют в ролевые игры, ненадолго превращаются в настоящих воинов и шаманов. Мне кажется, что музей, в котором ничего нельзя трогать руками, утратил свой смысл. У нас школьники осваивают древние орудия труда и войны, изучают старинные памятники, учатся ходить по лабиринту, слушают народную музыку, тренируются в изображении петроглифов, осознают себя совершенно в другом качестве. Это стимулирует творческие способности. Еще существуют различные мультимедиа возможности для индивидуальной работы. Музей – это не только мостик между поколениями, которые плохо знают и понимают друг друга, но и шанс глубоко погрузиться в историю родного края. Мне такой подход кажется замечательным и перспективным.