“Работница”, ежемесячный журнал для женщин и всей семьи. №11, 2014 г.
На протяжении последних нескольких лет в Москве действует необычный благотворительный проект «FotoCh (Child&Charity)», организованный группой энтузиастов: дети с ограниченными возможностями, сироты, воспитанники интернатов и реабилитационных центров вместе со здоровыми сверстниками учатся познавать красоту окружающего мира через объектив фотоаппарата. В рамках проектов, направленных на развитие творческих способностей подрастающего поколения, проводятся мастер-классы в детских домах, международный конкурс фотографии «Мир глазами детей», выставки, совместные поездки в интересные места России и мира. Участники программ «FotoCh (Child&Charity)» побывали на Паралимпийских играх в Лондоне, Сочи и Универсиаде в Казани, выступили организаторами многих незабываемых мероприятий и ярких праздников, которые, конечно, с удовольствием запечатлели в многочисленных фотоработах.
О том, как зарождался и развивался проект, трудно ли реализовывать задуманные благотворительные инициативы и проводить инклюзивные занятия по искусству фотосъемки я побеседовала с одним из инициаторов проекта «FotoCh (Child&Charity)» Юлией Чуповой.
– Юлия, почему Вы решили заняться обучением ребятишек фотографии? Что Вас к этому подтолкнуло?
– Мой жизненный путь начинался совсем с иных задач: десять лет подряд я занималась бизнесом, маркетингом, организацией продаж. Параллельно стала принимать участие в волонтерской работе в реабилитационном центре, втянулась в это доброе дело, осознала, что могу быть полезной детям, и поняла вдруг, что иначе жить уже не могу. Через некоторое время захотелось создать что-то свое, чтобы ни от кого не зависеть. Направление выбрано не случайно: с ранних лет, когда я еще пешком под стол ходила, меня волновало все, что связано с фотоделом. Помню, как вместе с папой проявляли фотографии в темной ванной комнате, это казалось настоящим волшебством, приносило огромную радость. Потом я начала серьезно заниматься съемкой, готовила репортажи в тех местах, где доводилось работать. Мне очень нравилось фотографировать детей и подростков, рассказывать о них через визуальные ряды, я также создавала портфолио для усыновления сирот.
С другим инициатором нашего проекта «FotoCh (Child&Charity)» Владом Утянским мы познакомились на благотворительном мероприятии, в котором участвовал Пьер Карден. Сразу возникло множество идей и поводов для обсуждения. С группой энтузиастов-благотворителей мы решили провести конкурс в области фотографии, в котором могли бы участвовать разные детишки, в том числе оставшиеся без родительской опеки, трудные подростки и инвалиды. Из этого выросла самая серьезная и интересная наша программа «Художественная фотография», которую мы с 2010 года реализуем совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Она построена на принципах инклюзии, чтобы наши подопечные с особенностями могли на равных общаться со здоровыми детьми из благополучных семей. Давно подмечено, что, подружившись, ребята начинают помогать развиваться друг другу, а сиротам, питомцам детдомов, инвалидам такая поддержка чрезвычайно необходима. На наших глазах сложные подростки меняются, с удовольствием овладевают новыми навыками. Упор в образовательной практике сделан на заинтересованности ребенка, игровом подходе к обучению: таким образом, без всякого нажима удается передать очень глубокие знания.
Этим же методом мы пользуемся, организуя совместные этнографические, исторические, познавательные поездки-фототуры, во время которых удается очень эффективно «подтягивать» детей с более слабым уровнем развития, способствовать приобретению ими дополнительных знаний об истории и культуре нашей страны, а также гармоничному общению в коллективе. Очень трогательно и приятно, когда «домашние» дети, даже младшие по возрасту, берут шефство над новыми «проблемными» друзьями и помогают им освоиться, относятся к ним с теплом и вниманием. Я заметила, что дети с умственной отсталостью иногда проявляют большие способности в освоении некоторых творческих тем, чем обычные ребята. Они великолепно видят нюансы через объектив, побеждают в конкурсах.
Мне кажется, что опыт общения самых разных детей очень важен, они осознают, что нужны друг другу, учатся лучше понимать себя и окружающих. Я бы сказала, что у них после такого взаимодействия складываются особенные, почти семейные отношения. А наставники становятся в некотором роде «воскресными родителями», к которым ребята душевно тянутся, просят приезжать почаще. Воспитанники для нас – как родные, волнуемся за них, радуемся успехам.
– Расскажите, пожалуйста, какие еще программы Вы реализуете?
– Мы стараемся понять, что нужно детям, и предложить им широкие возможности попробовать себя. Например, инициатива под названием «Вкусная фотография» появилась, когда мы пришли к выводу, что сирот нужно обязательно учить готовить полезную для здоровья еду, правильно вести себя за столом. Все вместе мы священнодействуем на кухне, потом снимаем готовые блюда на камеру, и с удовольствием их пробуем, а также угощаем других ребят. Могу признаться, у этой программы немало поклонников. А у нас существует еще и замысел второго плана: надеемся, после таких кулинарных занятий кто-то из детей с ограниченными возможностями или сирот может захотеть в будущем профессионально обучиться мастерству повара.
Сейчас у нас новая идея, которую мы разрабатываем, – «Грамотность через фотографию». Ее появление связано с тем, что мы заметили: у некоторых ребят существуют реальные сложности с выражением эмоций и впечатлений не только устно (например, из-за органических повреждений речевого аппарата), но и в письменном виде. Тем не менее, они прекрасно составляют визуальные ряды, могут успешно передать чувства через фотографию. Мы стараемся, чтобы дети больше читали, обдумывали различные события и ситуации, а потом могли их описать словом и образом.
Главное во всех наших инициативах, – помочь подопечным увидеть красоту окружающего мира и быть счастливыми. Фотографирование очень полезно в любой сфере, облегчает задачу самовыражения, помогает придумать и реализовать любую историю. Многим детям с инвалидностью трудно держать фотоаппарат, снимки получаются смазанными. Мы тут же рассказываем им про новые тренды, «импрессионизм в фотографии», игру со светом, разбираем особенности цветовой гаммы. Это помогает ребенку вернуть веру в собственные силы, порадоваться творческому процессу, убедиться, что он может сотворить чудо своими руками.
Интересный проект – «Спортивная фотография», он также связан с возможностью дальнейшей профориентации наших воспитанников. Мы осваиваем азы мастерства спортивной съемки с надеждой, что кому-то в жизни это пригодится в качестве профессии. Наша задача – открыть как можно больше возможностей, выявить интересы и склонности ребят, содействовать их развитию.
– Вы работаете с детьми на постоянной основе или у вас преимущественно разовые проекты?
– Нам очень важно общаться с ребятами постоянно, как раз именно от нерегулярности приездов волонтеров страдают многие воспитанники детских домов. Поэтому в наших проектах некоторые дети стабильно участвуют уже третий год, другие присоединяются, чтобы позаниматься год-полтора. Конечно, хотелось бы, чтобы в детдомах, интернатах тоже появлялись неравнодушные люди, которые бы поддерживали интерес детей к нашим темам в перерывах между мастер-классами.
Хочу привести очень позитивный пример: победитель фотоконкурса «Мир глазами детей» из Тольятти приехал на учебу в Москву, продолжил сотрудничество с нами и проявил себя замечательно в заботе о других детях. Сейчас он регулярно преподает, полтора года работает волонтером в наших проектах. Такой личностный рост подростка для всех нас – огромное счастье. Мы мечтали бы, конечно, «вести» наших детей и дальше по жизни, заниматься, развивать их и после окончания учебных заведений. Для детей-сирот такая поддержка особенно важна.
– Является ли участие в ежегодном международном фотоконкурсе «Мир глазами детей» творческим стимулом для ребят?
– Да, и очень серьезным! Дети готовятся к нему основательно, по-настоящему, участвуют активно. В прошлом году этот международный фотоконкурс стал самым крупным в России по количеству присланных работ: мы получили более семи тысяч фото от четырех тысяч ребят из разных стран. Для нас не существует политических неурядиц, противоречий, межнациональных конфликтов, границ, разницы в социальном статусе участников. Дети живут по всему миру, фотоконкурс – явление в первую очередь культурное. В прошлом году в финал вышли 330 работ в семи номинациях. Поздравлять победителей, среди которых – подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, сироты, инвалиды, приходят известные люди, например, телеведущий Николай Дроздов, что немаловажно для всех нас.
А недавно состоялась детская фотовыставка на Международной космической станции – событие уникальное, удивительное для наших воспитанников, участников конкурсов. Ведь одна из наших программ как раз посвящена познанию космоса – это расширяет горизонты фантазии подростков.
– Изменились ли Вы сами, занимаясь благотворительными проектами?
– Естественно, на протяжении последних лет я чувствовала, как у меня постепенно меняется сознание. Общение с детьми – глубокое, особенное, я не представляю, как после него можно вернуться в бизнес. В благотворительности любое дело идет от сердца, а не от мозга, реабилитация начинается с любви. Именно этому мы обучаем фотографов-волонтеров на специальных курсах для взрослых, которые хотят работать с детьми. Когда помогаешь просто потому, что так надо, – это еще не благотворительность. Она проявляется с того момента, когда ты творишь добро, делаешь окружающих счастливыми и не можешь действовать иначе. Сейчас у меня грудной малыш, не получается заниматься с воспитанниками так же часто, как прежде. Жду с нетерпением: ребенок немного подрастет, и мы уже вместе сможем ездить к нашим подопечным.
Фото из архива «FotoCh (Child&Charity)»