“Работница”, журнал для женщин и всей семьи. №2, 2013 г.
Многие родители в разных уголках России очень волнуются, отдавая свою кроху в детский сад. В сфере дошкольного образования сегодня существуют серьезные проблемы: дошкольных заведений не хватает, группы переполнены, текучесть педагогических кадров очень высока… И это только надводная часть айсберга. В современной России до сих пор не существует единого стандарта, применяемого к дошкольному образованию. Некоторые дети посещают муниципальные детские сады, другие – частные, мамы-энтузиастки организуют специальные группы на дому, а некоторые родители и вообще любимое чадо обучают и развивают преимущественно в семье, по собственным методикам.
Усиливающееся социальное расслоение негативно влияет на общественную жизнь, в результате чего, прежде всего, страдают дети из необеспеченных семей: они не имеют возможностей для нормального гармоничного развития. Дошкольное образование и социальная защита становятся порой недоступными для детей с ограниченными возможностями и малышей, чьи родители находятся в трудной жизненной ситуации, как следствие, их социализация затруднена. А если к этому добавить ускоряющийся темп жизни, возрастающую роль средств массовой информации, технический прогресс и мировой кризис семьи, картина получается весьма неоднозначная.
А между тем, дошкольный период – один из самых значимых в жизни человека. Именно на этом промежутке закладываются нравственные и моральные ценности, вырабатывается система восприятия мира, складываются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, происходит обучение основным навыкам поведения в обществе. Если человек в детстве получает психологическую травму, то с ней он идет по жизни, порой, до самого конца, страдая от невозможности понять причины своих неудач.
Ожидания от дошкольного образования у всех участников процесса очень разные, если не сказать – противоречивые. По данным Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, многие родители сегодня полностью перекладывают ответственность за воспитание ребенка на педагогов и садик. Им некогда заниматься с малышом – напряженный рабочий график просто не дает такой возможности, порой отсутствует интерес к жизни собственного чада, сил заниматься его развитием на фоне тяжелых бытовых проблем не остается. Особенно остро эта проблема проявляется в неполных семьях, где мамы с трудом сводят концы с концами, или среди семей, находящихся в зоне социального риска.
Да и в благополучных семьях драматичных ситуаций складывается не меньше. Многие родители предпочитают передавать отпрысков на попечение нянь или бабушек с дедушками. Дефицит тепла и внимания компенсируется дорогими подарками и игрушками, среди которых – компьютерные приставки, айпады и телефоны, которые становятся основными средствами познания реальности, лишая малышей свойственных их возрасту простых радостей и ограничивая их мир пределами дисплея. Игра и общение в традиционном понимании отходят на второй план, эгоцентричные и избалованные дети зачастую комфортней чувствуют себя перед монитором компьютера, чем в кругу сверстников.
Для многих родителей самым важным критерием при выборе дошкольного заведения являются безопасность и здоровье малышей. Далеко не во всех детсадах сегодня есть нормальная инфраструктура для занятий спортом, бассейны, квалифицированные тренеры, а между тем приучение к здоровому образу жизни – одна из важных задач дошкольного воспитания. Однако, важно понимать, что здоровье – результат в том числе и атмосферы в семье, следствие протекания беременности и родов, отношений между родителями, организации и соблюдения правильного режима дня и питания дома. Если ребенок ежедневно видит выпивающего отца и раздраженную мать, мало бывает на свежем воздухе, плохо ест, испытывает недостаток внимания, он при всем желании воспитателя в саду не будет излучать оптимизм и здоровье, а усвоит совершенно иные модели поведения. Поэтому создание правильных примеров в семье и в дошкольных заведениях, обеспечение нормального психологического климата, ощущение любви, доброты, взаимопомощи и доверия между всеми, кто окружает малыша, – важная часть воспитательного процесса.
Некоторые представители старшего поколения надеются, что в детсаду ребенка успешно подготовят к школе. Они настаивают на преобладании учебного процесса над игровым и творческим. У других мам и пап, как следствие собственных нереализованных амбиций, появляются завышенные ожидания по отношению к детям: они хотят воспитать маленьких гениев, Эйнштейнов и Моцартов, перегружают их информацией на дополнительных занятиях, заставляют часами сидеть за столом или перед фортепьяно, интенсивно заниматься спортом, иностранными языками, в результате чего переутомленные дошколята теряют интерес к жизни и замыкаются в себе. Происходит резкая поляризация детей по уровню базовой подготовки, что является барьером для их общения со сверстниками, а позже и серьезной проблемой в начальных классах. Для некоторых таких «вундеркиндов» детские перегрузки оборачиваются глубокими неврозами в подростковом возрасте.
Сотрудники дошкольных заведений высказывают совершенно иные взгляды на происходящее. Их проблемы часто связаны с отсутствием здоровой материальной заинтересованности в работе. В результате этого в среднем по отрасли очень высока текучесть кадров, полноценно трудиться за небольшую зарплату соглашаются преимущественно пожилые воспитатели, а молодые кадры в сады идут неохотно. Талантливые креативные люди вынуждены зарабатывать на хлеб в другом месте, а не совершенствоваться профессионально и заниматься любимой работой. К тому же, во многих садиках не хватает современных игрушек, творческих интересных программ для занятий с детьми.
Педагоги не меньше родителей озабочены безопасностью детей в дошкольных заведениях, они недовольны тем, что родители не проявляют по отношению к ним должной толерантности, понимания, из-за чего часто возникают конфликты. Их раздражает излишний документооборот, который препятствует развитию творческих подходов к образованию и вынуждает работать по старым шаблонам. Зачастую воспитатели просто не успевают за воспитанниками: дети гораздо лучше них ориентируются в технике, они растут на других образах и порой между поколениями не хватает доверия и понимания. Работники детсадов были бы рады повышать квалификацию, знакомиться с новыми удобными в применении программами, адаптированными к реальному положению дел, осваивать новый зарубежный опыт, но возможность такая есть далеко не у всех. Было бы прекрасно вводить в группах дополнительные танцевальные и музыкальные занятия, расширять кругозор малышей, больше внимания уделять раскрытию их талантов и внутреннего потенциала.
При всем этом учителя начальных школ ожидают детей, которые уже владеют базовыми навыками чтения, письма и счета, хорошо социализированных. Некоторые из них даже не возражают, если перед поступлением в школу будет организовано тестирование детей, что противоречит любым воспитательным процессам и образовательным нормам. Получается замкнутый круг нерешаемых проблем. Перегруженные бумагами и ведущие борьбу с нищетой воспитатели просто не имеют физических и моральных сил для того, чтобы творчески работать с детьми в переполненных группах, искать индивидуальный подход к каждому ребенку. Дома далеко не все дети получают должное внимание, а главное – любовь родителей, страдая от отсутствия контакта с ними или чрезмерных по трудности дополнительных занятий. А педагоги школ надеются увидеть хорошо подготовленных учеников, которые легко вольются в учебный процесс…
Идея о том, что должен быть создан единый стандарт дошкольного образования, родилась из понимания того, что дальше так продолжаться не может, необходимо соединять все разрозненные на сегодняшний момент элементы российской образовательной системы. Александр Григорьевич Асмолов, руководитель рабочей группы по разработке федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в области дошкольного образования при Министерстве образования РФ, разъясняет, что новизна подхода – в развитии разнообразия, возвращения детству его исконной абсолютной ценности. Стандарт означает выработку гарантий государства в вопросах поддержки семьи и детства, он ориентирован на развитие мотиваций и способностей каждого ребенка. В России, где внимание к человеческой жизни всегда было не слишком высоким, а военные и экономические победы ковались путем принесения колоссальных жертв, выработка уважения к личности, построение концепции детоцентризма – совершенно новый шаг в общественной жизни.
По мнению А.Г.Асмолова, в данный момент необходимо развернуть всю систему государственного устройства лицом к детям, осознать абсолютную ценность человеческой жизни, изменить парадигму культуры, сместив акцент с полезности на достоинство. Конечно, этот серьезный глобальный процесс перестройки ценностных ориентаций предполагает создание долгосрочной государственной стратегии действий на будущее. Выработка единого стандарта дошкольного воспитания – один из важнейших шагов в данном направлении.
Очень важно, чтобы разностороннее, качественное дошкольное образование было доступно детям из разных социальных слоев, а родители имели реальную возможность выбора между муниципальными и частными детсадами. В советское время практиковалось создание ведомственных детских заведений, которые поддерживались предприятиями. Сегодня важный вопрос – привлечение финансирования в дошкольный сектор из бизнеса, разъяснение на всех уровнях важности и перспективности вкладывания материальных и душевных ресурсов в подрастающее поколение на самом раннем этапе. Понимание социальной ответственности бизнеса перед обществом и будущим нашей страны сегодня особенно востребовано в дошкольном образовании.
Принципиально, чтобы малыши полноценно и глубоко проживали все этапы детства, постепенно осознавали себя и окружающий мир, с радостью раскрывали свой потенциал, а не перепрыгивали ступеньки в развитии по воле взрослых, перенапрягаясь, недополучая важных в жизни навыков игры, общения с природой, развития воображения, контакта с ровесниками. Важно сформировать образовательную программу дошкольного учреждения на взаимной познавательной деятельности детей, педагогов и родителей, чтобы не было жесткого разделения жизни ребенка на «дом» и «садик».
Во многом успешность человека в жизни закладывается в первые семь лет его пребывания на земле. От того, насколько внимательны и добры к нему члены семьи, воспитатели, какова обстановка вокруг ребенка, насколько эффективно и мягко ему помогают войти в общество, принять и разделить существующие ценности, развить свои предрасположенности, зависит дальнейшее развертывание сценария его судьбы. Большую роль в этом плане играет эмоциональный контакт между педагогами садиков, психологами и родителями, которые вместе стараются сделать все возможное для обеспечения ребенку счастливого детства.
Не менее важно изменить и парадигму восприятия первоклашек педагогами начальной школы, чтобы не было ожидания прихода в класс одинаковых, подготовленных к учебе детей. Новый этап в жизни ребят должен складываться гармонично, опираться на наработанные социальные и поведенческие навыки. Задача стандарта – повернуть школу и учителей лицом к ребенку, чтобы они были готовы к любым проявлениям детского многообразия, различным потребностям ребенка. Особенную роль в этом плане имеет инклюзивность образования, предусматривающая совместное обучение детей, в том числе – с ограниченными возможностями. Ко всем ребятишкам нужно искать и находить правильный подход, чтобы учеба и общение с учителями и сверстниками были не в тягость, а в радость.
Если задача школы – обучить человека, передать ему научные знания и навыки аналитической работы, то главная цель дошкольного образования – развитие творческого потенциала личности, свободы общения, формирование доверия к миру, выработка позитивного отношения к жизни и окружающим, освоение морально-нравственных норм, подготовка малыша к сотрудничеству в разных сферах жизни. Постижение социальных норм и правил поведения, освоение способов взаимодействия, приобретение новых для ребенка знаний, навыков и привычек через игру и совместные действия стимулируют любознательность, инициативность, развивают лидерские качества, способность к самостоятельному мышлению, получению знаний, саморазвитию. На различных ступенях образовательного процесса должна быть выработана преемственность, позволяющая человеку без срывов и стрессов продвигаться в учебном процессе.
Дошкольное образование может и должно стать приоритетом государственной детоцентрированной политики в России. Именно поэтому встал вопрос о выработке стандарта, который позволит всем детям, вне зависимости от семьи и места, где они родились, получить полноценную заботу дома, детских группах и садах, расти счастливыми, добрыми, здоровыми, успешными людьми.
Уже с сентября планируется запуск пилотного проекта по внедрению нового ФГОС в дошкольных учреждениях. Конечно, многое еще необходимо общими усилиями проанализировать, систематизировать, скорректировать и дополнить, но важно сделать первый мудрый шаг – повернуться лицом к детям! – и протянуть им руку поддержки и помощи.