
“Трибуна”, общероссийская еженедельная газета. 12 сентября 2014 г.
Путешествия по Лазурному берегу Франции оставляют самые разнообразные впечатления. В Ницце и Каннах бурлит светская жизнь, многочисленные туристы изучают магазины и достопримечательности, дефилируют по набережным, развлекаются в модных клубах и многочисленных ресторанах. А совсем неподалеку, как будто в ином измерении, неторопливое время течет совсем по-другому.
Когда подъезжаешь к крошечному городку Сен-Поль-де-Ванс, что в Приморских Альпах, его образ возникает издалека, как прекрасное видение чего-то древнего, высокого, удивительного. У меня вспыхнули сразу две ассоциации – Иерусалим и Толедо: высокие «каменные гнезда» на холмах, к которым нужно подниматься. Старинная крепость, основанная некогда для защиты от сарацинов, а с 1418 – город, официально носящий титул «королевского», ныне представляет собой настоящий центр искусства и культуры, куда ежедневно приезжает не менее пяти тысяч человек из разных уголков мира.
Я понимаю художников, поэтов, музыкантов, облюбовавших для творчества именно этот чудесно сохранивший атмосферу прошлого средневековый городок. Действительно, аура у Сен-Поль-де-Ванса – удивительная, гармоничная, нисколько не напоминающая шумную суету близлежащих прибрежных курортов. Оставить машину можно только у внешней городской стены, внутри улочки настолько причудливы и узки, что даже идущим навстречу друг другу людям порой разминуться – непросто, не то, что транспорту проехать. Я провела в Сен-Поль-де Вансе, целый день, жадно вбирая всем сердцем настроение, хвойный и цветочный запахи, солнечную энергию места, созерцая его завораживающую средневековую красоту.
Первое, что встречает при подъеме в городок, – знаменитая гостиница «Золотая голубка», построенная Полем Ру. Размышляя о нем, в очередной раз поражаюсь роли личности в кульбитах истории и судьбах людей. Вроде бы, ничего сложного: интересующийся живописью человек открывает скромное кафе с танцевальной площадкой, потом – гостиницу (первоначально – из трех комнат), гостеприимно распахивает ее двери и приглашает в Сен-Поль-Де-Ванс знаменитых деятелей искусства и представителей богемы. Они с радость откликаются, городок быстро становится центром творческой жизни, где на разных языках ведутся интеллектуальные дискуссии, создаются уникальные полотна, звучит музыка, пишутся книги, рождаются неожиданные замыслы. У Поля Ру не было выдающегося художественного дарования, не помогали даже мастер-классы именитых художников. Единственной его запоминающейся работой остается изображение золотой голубки – эмблема отеля. Однако природа одарила его способностью притягивать в Сен-Поль-де-Ванс самых незаурядных и ярких личностей эпохи, знакомить их, объединять, многократно умножая вдохновение и творческую энергию места, создавая его новый образ.
Кто только не останавливался в «Золотой голубке» в разные годы! Здесь творили живописцы Хаим Сутин, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Морис Утрилло, Марк Шагал, Жорж Брак, Хуан Миро, писатели и философы Жан Кокто и Жан-Поль Сартр, отдыхали от съемок актрисы Катрин Денев, Грета Гарбо, Софи Лорен, писательница, идеолог феминистского движения Симона де Бовуар … Этот список можно продолжать в бесконечность. Постояльцы-художники нередко жили подолгу, становились друзьями владельца гостиницы и расплачивались с ним своими работами, пополняя день за днем уникальную коллекцию Ру, так что все оставались довольны.
В Сен-Поль де Вансе создавались шедевры и кипели нешуточные страсти. На террасе «Золотой голубки» познакомилась «звездная пара» – Ив Монтан и Симона Синьоре. Спустя два года они поженились в городке их встречи. Сегодня, чтобы получить номер в старенькой гостинице-галерее нужно не только всерьез раскошелиться, но и забронировать место задолго до прибытия: так много желающих побывать в легендарном месте, где на стенах – живописные полотна, выполненные великими мастерами авангарда и их автографы. Номеров в отеле немного: всего тринадцать обычных комнат и двенадцать сьютов, да и работает отель не круглогодично. Некоторое время назад из «Золотой голубки» похитили художественные сокровища, но полиция оказалась на редкость оперативной – ценности быстро вернули на место. Так завещал наследникам, ныне управляющим заведением, сам Поль Ру: непременно сохранить коллекцию, ни в коем случае не меняя даже расположения картин на стенах. Однако после кражи свободный доступ для созерцания полотен в отеле ограничили, так что насладиться ими могут только постояльцы или посетители ресторана, куда тоже лучше записываться заранее.
На мой взгляд, весь Сен-Поль-де-Ванс – изящный музей под открытым небом. Созерцание горных и морских пейзажей, распахивающихся с высоты, подъемы и спуски по мощеным витиеватым переулкам, вдыхание смешанных терпковатых ароматов цветов и старины способны вызвать эстетическое наслаждение и восторг даже у закоренелого циника.
В городских кварталах не жарко даже в палящий зной: здания построены так близко друг к другу, что между ними почти всегда прохладная тень. Жителей в городе – около трех тысяч, вместе с администрацией они тщательно следят за внешним видом фасадов и общим обликом Сен-Поль-де-Ванса. По стенам почти каждого старинного домика вьется виноград, на подоконниках радуют глаз пышные облака цветов, в огромных кадках у крылечек растут пальмочки и фикусы, между которыми с чувством собственного достоинства прогуливаются упитанные ленивые коты. На площадях можно увидеть мужчин, неторопливо проводящих время за игрой в петанк, им не нравится, когда их отвлекают досужие туристы.
На центральных улочках располагаются многочисленные художественные галереи, представляющие, преимущественно, современные полотна в стиле авангарда. Можно провести не один час, неторопливо переходя из одной – в другую. В небольших залах под сводчатыми потолками собраны разнообразные живописные произведения, скульптуры, изделия из стекла, керамика, оригинальные ювелирные украшения и предметы для дома. У каждой галереи – обязательно особенная вывеска, которая сама по себе стремится стать произведением искусства или как минимум запоминающимся арт-объектом для привлечения внимания туристов.
Немало в городке и частных лавочек, в которых местные жители продают то, что сами изготавливают: предметы парфюмерии, многочисленные виды джемов, варений, марципанов, оливковые, цветочные и травяные масла по старинным рецептам, засушенные ароматные травы… Прелесть магазинчиков в том, что все продаваемые вкусности в них можно попробовать, прежде чем принимать решение о покупке. Встречаются и такие изыски, как засахаренные лепестки роз, которые медленно, с легким шелестом разворачиваются, если их бросить в бокал с холодным шампанским. От дурманящих, перебивающих друг друга, пряных и сладких запахов буквально голова идет кругом.
Для меня важной частью пребывания в Сен-Поль-де-Вансе явилось посещение тихого кладбища, где захоронен один из крупнейших мастеров кисти ХХ века, уроженец Витебска Марк Шагал. К своему стыду могу признаться, что до этой поездки даже не задумывалась о том, где именно находится могила великого живописца. Положив камушек на белое надгробие Шагала и его последней супруги Вавы (Валентины Бродской), я вызвала интерес праздно шатающихся американцев. «А кто такой этот Ша-гал? – разглядывая надпись, поинтересовались они с некоторым недоумением. – У нас в Чикаго мы о нем ничего не слышали!» Пришлось кратко рассказать о художнике и отослать к внимательному изучению как минимум исторических фотографий и выставленных на улицах репродукций картин. К сожалению, дом, где последние годы жизни провел Шагал, не сохранился, музея, посвященного его творчеству, в городе нет, но живая память о гении места и мирового авангарда словно разлита в напоенном травами и солнечными лучами воздухе.
До сих пор многие современные мастера, очарованные творческой аурой городка, приезжают сюда на долгие месяцы, чтобы заряжаться энергией предшественников и трудиться с особенным усердием. На улицах постоянно появляются новые скульптуры, в выставочных залах и галереях меняются экспозиции художественных работ. Сен-Польс-де-Ванс, как неиссякаемый источник вдохновения, щедро делится со всеми своей красотой, устремленностью к небу и особой целительной благодатью.
