Писательница, литературный критик
Одна из самых ярких женщин Серебряного века получила медицинское образование. Но ее больше тянуло к творческим кругам, к богеме. Впервые выступила в печати в 1903 году на страницах альманаха «Гриф», которым владел молодой адвокат Сергей Алексеевич Соколов (Кречетов), он же был и владельцем одноименного издательства. В том же году, выйдя за него замуж, Петровская стала его помощницей и хозяйкой литературного салона, который организовал ее муж.
Впервые выступила в печати на страницах альманаха «Гриф» в 1903 г. В дальнейшем печаталась в символистских изданиях «Весы», «Золотое руно», «Русская мысль», альманахе «Перевал», газетах «Утро России», «Голос Москвы», «Руль», «Новь» и др.
В 1907 г. выпустила единственный сборник рассказов «Sanctus amor» («Святая любовь») с посвящением С. Ауслендеру.
Отношения с мужем у Петровской были довольно вольные. 1903 год у Петровской прошел под знаком флирта с Константином Бальмонтом. Затем начался роман с Андреем Белым. В 1905 году Петровская развелась с мужем. Белый увлекся супругой Блока, Любовью Менделеевой. Петровская ревновала: в 1905 г. пыталась стрелять в Белого на его выступлении в Политехническом музее, но пистолет дал осечку.
Белый так рассказал об этом эпизоде Ирине Одоевцевой: «Она действительно навела на меня револьвер, прицелилась в меня. А я не шелохнулся. Я стоял перед ней на эстраде, раскинув руки и ждал. Ждал смерти. Но она не выстрелила в меня. Она перевела револьвер на Брюсова. А он, как барс, — и откуда в нем такая ловкость, в нем, неповоротливом и хилом? — прыгнул с эстрады и выхватил у нее из руки револьвер. Она все же успела выстрелить, но пуля попала в потолок. Никто не был убит. Никто даже ранен не был. Но бедная Нина — она в письмах всегда подписывалась «бедная Нина» — погибла от этого выстрела в потолок. Она больше не оправилась. Ее жизнь кончилась в ту ночь».
К 1905 – 1906 гг. относится роман Петровской с В. Брюсовым, сыгравший в их жизни и творчестве огромную роль. Союз против Белого перерос в сложные отношения, замешанные на любви, магии, ненависти, ревности. Образ Петровской, страстный, дерзкий, исполненный внутреннего трагизма и вечной неудовлетворенности собой и мирозданием — Андрей Белый называл ее именем героини Достоевского Настасьи Филипповны — нашел отражение во многих стихах Брюсова, в особенности цикла «Stephanos». Она явилась также прототипом Ренаты — героини романа Брюсова «Огненный ангел», а взаимоотношения между Петровской, Белым и самим Брюсовым составили сюжетную канву романа. С другой стороны, беседы, споры, сам характер отношений между Петровской и Брюсовым явно отразились в рассказах книги Петровской «Sanctos amor». Позднее приняла католичество и взяла себе имя Рената, но потом вернулась в православие. Отношения между Петровской и Брюсовым отразились в рассказах книги Петровской «Sanctus amor».
В 1908 г. после пережитой личной драмы Петровская уезжает за границу и остается там навсегда. В 1924 г., узнав о смерти Брюсова, она пытается опубликовать о нем воспоминания, но это ей так и не удается.
Измученная одиночеством, нищетой, непониманием в эмигрантской литературной среде, покончила с собой в Париже в феврале 1928 г.
Владислав Ходасевич в своем очерке «Конец Ренаты» написал о Петровской и об эпохе, в которой она жила, так: «…По правде сказать, ею написанное было незначительно и по количеству, и по качеству. То небольшое дарование, которое у нее было, она не умела, а главное – вовсе и не хотела “истратить” на литературу. Однако в жизни литературной Москвы, между 1903-1909 гг., она сыграла видную роль. Ее личность повлияла на такие обстоятельства и события, которые с ее именем как будто вовсе не связаны».
Истории жизни Нины Петровской и ее романам с А. Белым и В. Брюсовым посвящена пьеса М. Розовского “Преображение”, поставленная в московском “Театре у Никитских ворот”.