Вячеслав Агапитов известен как последовательный борец за социально-экономические права коренного населения Русского Севера. Он был одним из инициаторов обращения трех общественных организаций к парламенту Карелии по тревожной ситуации в Заонежье. В июне состоятся слушания в Законодательном Собрании Карелии по социально-экономическому развитию этого края.
Заонежана – люди не суетны
НА СНИМКЕ: Вячеслав Агапитов готовит очередную программу “Музыкального салона”
Вот ведь судьба! Случилось так, что новые встречи с давним моим знакомцем Вячеславом Агапитовым подарил мне… инфаркт. После больницы направили меня на реабилитацию в санаторий “Марциальные воды”. А там лучшими номерами культурной программы оказались вечера в “Музыкальном салоне”, которые вот уже несколько лет проводит Слава.
Ведет он их неспешно, обстоятельно, душевно. Житейские истории насыщает массой интересных деталей. Всегда к месту демонстрирует или кадры на видео, или музыкальные включения с пластинок и СD-дисков. Получается очень солидно, увлекательно, ничуть не скучно. Рассказывает он обычно о своих любимых композиторах, авторах и исполнителях бардовских песен, выдающихся эстрадных певцах ушедшей советской эпохи. Мне довелось побывать на вечерах, посвященных жизни и творчеству Александра Вертинского и Бориса Мокроусова, Булата Окуджавы и Валерия Ободзинского… Некоторым исключением из такого ностальгического ряда оказались разве что представление молодых карельских музыкантов и воспоминания на темы заонежских легенд, связанные как с детством, так и с периодом работы Вячеслава в музее-заповеднике “Кижи”.
Пожалуй, мы знакомы с ним примерно с тех самых пор – где-то с середины 1980-х. Слава Агапитов был одним из самых активных авторов молодежной газеты “Комсомолец”, где начиналась моя журналистская биография. Нештатных помощников прессы называли тогда рабкорами и особенно ценили за самостоятельное мышление. Агапитову нельзя было отказать ни в самостоятельности, ни в умении писать. Он уже с юности тянулся к литературному творчеству, пробовал себя в живописи, увлекался изучением истории родного края. Прежде всего обращали на себя внимание его стихи и краеведческие заметки.
Правда, с учебой в Петрозаводском университете у него возникли нелады. Парня отчислили из вуза фактически с волчьим билетом – чуть ли не за антисоветскую пропаганду. Подробностями той истории он поделился со мной недавно. Оказывается, после появления в ПГУ “антисоветских” листовок на курсе состоялось экстренное собрание по осуждению распространявшего их студента. Но Вячеслав Агапитов приятеля-однокурсника не осудил. Да и за что, собственно, судить было? Вся антисоветчина укладывалась всего в одну фразу: “Рыба гниет с головы”. Наш уроженец Заонежья был вполне согласен как с прямым, так и с косвенным смыслом известной народной поговорки. За то и поплатился.
Подобную самостоятельность мышления ему потом припомнили еще и на “Петрозаводскмаше”, куда бывший студент-историк временно устроился художником-оформителем, но вскоре все-таки был уволен по сокращению штатов бдительными охранниками коммунистической идеологии. Едва ли не единственным местом, свободным от излишне жестких идеологических требований, оставался ориентированный на архитектурно-этнографические искания музей “Кижи”. Так причисленного к диссидентам заонежанина буквально выслали в родные ему места, на вольный заповедный остров, к счастью, и укрепивший его характер, и обогативший его творчество.
В университете он доучился в 90-е годы после падения обанкротившегося партийного режима и распада СССР. А вот надо же, сохранил в душе уважение ко многим богатым культурным традициям советского времени. Потому, наверное, что настоящая культура лишена любой наносной идеологии. Внутренне она всегда гуманистична и патриотична в отличие от той масс-культуры, засилье которой мы наблюдаем на современной эстраде, в кино, на телевидении…
Культорганизатор санатория “Марциальные воды” В. Агапитов пытается строить свою жизнь так, чтобы противостоять вдруг нахлынувшим на нас волнам массового бескультурья.
Сам он живет несуетно, как предки-заонежана. Продолжает активно творить в живописи и поэзии. В “Музыкальном салоне” развернута выставка его поэтичных пейзажей о карельской природе. Многие стихи пишет на родном заонежском говоре. В предисловии к ротапринтному сборнику “нонешних виршей” “Круг северных песен” поэт объясняет свою позицию так: “Коли кто мни-ка нуньку перечит (мол, зачем вирши сочинять – ведь народу уж почти не осталось), то в ответ одно скажу: вси наши славны земляки Федосова, Рябинины, Щеголенок да и многи други – говорили и пели на здешних говорах. И кто мни запретит делать то же?”
Сохранившие неповторимый местный колорит архаичные слова с обычным ударением на первом слоге впрямь звучат в агапитовских виршах весьма чувственно, даже трепетно, как, например, в этом маленьком шедевре:
Будем сгудывать.
– Будем!
Что ни роздано –
людям,
что ни создано –
судьям,
станы росные –
любым;
с родных берегов
гулом
в небо соснами
уйдем…
Тогда вспомните нас.
Мудрую светлую голову заонежского жителя Вячеслава Агапитова не забудут многие побывавшие на вечерах в его “Музыкальном салоне” отдыхающие санатория “Марциальные воды”, в том числе далеко за пределами Карелии.
Последним увлечением Славы стал созданный им театр “Петрсбад”. Совсем недавно в нем состоялась премьера спектакля по его пьесе “Была у нас песня”. Фольклорный коллектив санатория под руководством Александра Сорокина представил в живой инсценировке творчество известного карельского фольклориста Ивана Левкина. Тоже ведь, получается, как в стихе: ушел уже от нас талантливый человек, а корни памяти оставил.
Оригинал материала находится по адресу:
www.gov.karelia.ru/gov/Karelia/1311/51.html
Опубликовано: газета “Карелия”, 31 марта 2005.
Автор: Андрей ФАРУТИН