О жизни и творчестве Ольги Фокиной

Опубликовано: Места на Литературной карте: Верхнетоемский район

Ольга Александровна Фокина

(02.09.1937 – 12.10.2023)

Ольга Александровна Фокина родилась 2 сентября 1937 года в деревне Артемьевской Верхнетоемского района Архангельской области в крестьянской семье. Отец ее скончался в 1943 году от ран, полученных на войне. Многодетной семье, лишившейся кормильца, довелось хлебнуть лиха, и на протяжении всего своего творческого пути Ольга Фокина вновь и вновь возвращается памятью в детство, создавая произведения, проникнутые драматизмом и лиризмом, повествующие о бедах и радостях военной и послевоенной северной деревни. Она окончила школу-семилетку в селе Корнилово Верхнетоемского района, а затем — Архангельское медицинское училище; вернувшись на родину, работала фельдшером в пос. Ягрыш. В это время — в середине 1950-х годов — на страницах архангельских газет и в альманахе «Север» публикуются первые стихотворения начинающей поэтессы. В 1962 году О. А. Фокина окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Дипломной работой ее стал поэтический сборник «Сыр-бор», вышедший в Москве в 1963 году. Открывавшее эту книгу предисловие Бориса Шергина стало добрым напутствием талантливой землячке. «Стихи Ольги Фокиной — это весенний цвет. Должно ждать творческого лета, доброплодного, ягодного», – прозорливо утверждал Б.В. Шергин. И оказался прав. В 1960-1970-х годах сборники Фокиной выходят один за другим: «Реченька» (1965), «А за лесом – что?» (1965), «Алёнушка» (1967), «Островок» и «Стихи» (1969), «Самый светлый дом» и «Избранная лирика» (1971), «Маков день» (1974), «Камёшник» (1973), «От имени серпа» (1976), «Буду стеблем» и «Полудница» (1979). За сборник «Маков день», выпущенный Северо-Западным книжным издательством, О. А. Фокина была удостоена Государственной премии РСФСР.

Ценители поэзии сразу расслышали и выделили в многоголосом поэтическом хоре хрустально-чистый, звонкий, проникнутый интонациями северной речи и народной поэзии голос Ольги Фокиной. Ее интонации безукоризненны; кажется, что ее устами говорит и поет сама северная природа, сама русская земля. И не удивительно, что такие ее стихотворения, как «Насмотрись, зорька, в реченьку…», «Здравствуй, речка Паленьга…», «Песни у людей разные…», стали песнями.

«Фокина родилась и выросла на Северной Двине, где с древних времен бережно сохраняются, передаются из уст в уста сказки, песни, былины, где речевая традиция восходит к новгородскому корню, — отмечал Ал. Михайлов. — И там, где поэтесса как бы вырастает из устно-поэтической стихии, ощущая ее основу, но не подчиняясь ей целиком, там она проявляет себя как истинный поэт. По сути же своей Фокина — современная поэтесса, воспитанная на устно-поэтической традиции и преображающая ее средствами современной выразительности».

Сама Ольга Александровна подчеркивает: «Неисчерпаемой сокровищницей для меня была и остается речь русского народа, которая будет жить и развиваться, пока жив русский человек».

Главные темы поэзии Ольги Фокиной неизменны. Это судьба родной земли, судьба России, ее удивительные люди, ее природа. Лирическая героиня Фокиной сочетает в себе качества, изначально присущие характеру русской женщины: способность любить и сострадать, милосердие и нежность и вместе с тем стойкость, силу духа, решительность и твердость характера.

Многие годы О. А. Фокина жила в Вологде, но связь ее с Подвиньем никогда не прерывалась. Почти каждое лето она приезжала в родную деревню: чувством неразрывного единения с землей отцов и дедов проникнуто все ее творчество.

В последние десятилетия сборники стихотворений Ольги Фокиной выходили не часто, но каждый из них становился событием в литературной жизни. В предисловии к изданному в Архангельске сборнику «Разнобережье» (1998) Инэль Яшина подчеркивает: «Высокая гражданственность и глубокая, жгучая до боли любовь к родному краю, к России, звучат набатом, тревожат души и заставляют задуматься о том, как мы живем, что творим, что увидим, если оглянемся в прошлое. Нельзя без душевного волнения читать стихи, полные мудрости и любви, тревоги и веры, где вечна власть материнской земли».

Действительно, сегодня голос Фокиной звучит иначе, чем в юности. В нем ощутимы боль и горечь, призыв к противостоянию злу и надежда на здоровые силы русского народа. Ее стихи последних лет часто окрашены почти нестерпимым страданием, как, например, стихотворение, эпиграфом к которому стала знаменитая рубцовская строка «Россия, Русь! Храни себя, храни!»:

 

Россия, Русь, храни себя, храни:

Твои сыны хранить тебя не могут!

У них свои дела не слава Богу,

Свои заботы… так что — извини.

Россия, Русь! Храни себя сама,

И если впрямь — безвыходно и туго,

Назло врагам, сплети себе кольчугу

И бейся за хоромы-терема.

Храни себя, храни, Россия, Русь!

Распахивая поле, веруй свято:

Твои подзагулявшие ребята

Авось, ещё опомнятся… Не трусь!

Авось, ещё с повинною придут

За все перед тобою прегрешенья

И — жизнь не в жизнь без твоего прощенья! —

Стыдясь и каясь, в ноги упадут.

Тебе в привычку — верить, ждать, любить,

Не помнить зла, прощать обиды близким,

Тебе не оскорбительно, не низко

Блаженной ли, святой ли — быть ли, слыть…

А если, мать, ты сделалась больна?

А если конь-надёжа обезножел?

— Ну что за блажь! Такого быть не может.

Ты не имеешь права. Не должна!

…Тебя разбудят, кнут употребя…

Но дело ли — сердиться на сыночка?!

При плуге, при кольчуге, в лапоточках,

Стой, как стояла! И храни себя.

 

Еще в 1975 году Александр Михайлов подчеркивал, что в основе дарования Ольги Фокиной «лежит высокий нравственный и общественный идеал, который найдет отклик в сердцах современника». И полувековой творческий путь выдающейся русской поэтессы подтверждает верность этой оценки.