НИКОЛАЙ ТЕРЕЩУК: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ – НАША ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА

Проблема сохранения и преумножения культурного достояния России в последние годы исключительно остро стоит в нашем общества. Думающие, тонко чувствующие люди пребывая в постоянном творческом поиске, исследуют и анализируют современность, стремясь заполнить духовный вакуум, нередко обращаются к истории, своим корням.

О сохранении многогранного наследия России, помощи работникам культуры, поддержке всех, кто вопреки всему, посвятил себя творчеству, искусству, в интервью с Натальей Лайдинен размышляет председатель Московского отделения Российского творческого Союза работников культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России, известный общественный деятель Николай Васильевич Терещук.

– Николай Васильевич, Вы возглавляете Московское отделение Российского творческого Союза работников культуры. Какие задачи Вы видите приоритетными для себя?

– Не секрет, что сегодня культура в нашей стране находится в тяжелом, если не сказать, – в бедственном! – положении. Дети неважно знают язык и историю родной страны, взрослые ориентируются на полуфабрикаты в формировании собственных жизненных ценностей, легко поддаваясь на уловки масс-медиа. Люди теряют способность самостоятельно думать, анализировать, формировать и выражать свое мнение. В советское время мастера культуры жаловались на недостаток свободы для выражения взглядов, творческой позиции. Сегодня свобода ограничена государством разве только категорией экстремизма, но шедевров, мне кажется, больше не стало. Стереотипный масскульт доминирует в обществе. А между тем, среди нас живут те, кто посвятил всего себя служению отечественной культуре: рядовые библиотекари, художники, историки, специалисты по народным промыслам, литераторы, ювелиры… Их труд не всегда заметен, о них редко услышишь по центральным каналам ТВ. А между тем эти простые люди делают огромное дело: помогают сохранить российскую культуру, пополнить ее сокровищницу. Наша приоритетная задача – помочь именно им.

– А какие проблемы могут совместно решить деятели культуры, объединившись в творческий союз на ниве культуры?

– Российский творческий Союз работников культуры – пример движения “снизу”. Он создавался для того, чтобы сообща выступать за решение проблем, с которыми по всей стране сталкиваются работники культуры, защищать свои интересы, развивать творческие движения и инициативы. На мой взгляд, важно вовлечь как можно больше творческих людей в разработку государственной культурной политики, только все вместе мы можем серьезно повлиять на её выполнение. Работник культуры, как правило, больше других нуждается в правовой, социальной помощи. Мы активны в деле защиты творческих прав, членов Союза, помогаем в профессиональной подготовке, заботимся о создании достойных условий для творчества. Кроме того, мы активно продвигаем деятелей культуры, стремимся привлечь внимание к проблемам культурного и духовного наследия, к родной истории, стараемся наполнять современным смыслом патриотические и духовные ценности.

– Какова география деятельности Союза сегодня?

– Отделения РТСРК работают в 57 субъектах Российской Федерации, в том числе: республики -14, края- 4, области – 35, автономные округа – 2. И, конечно же, в Москве и Санкт-Петербурге. Такая представленность согласно Федеральному Закону “Об общественных объединениях” наделяет Союз статусом российского, что открывает возможности гораздо большие, чем, скажем перед небольшой общественной организацией. Многое удается благодаря хорошему контакту с органами государственной власти. Мы организуем и проводим конференции, семинары, творческие обмены, праздничные мероприятия, устраиваем для горожан уличные гуляния, концерты, спектакли, гастроли, фестивали и конкурсы. Немало талантливых людей остается незамеченными лишь потому, что нет механизма выстраивания отношений автора, нуждающегося в поддержке, в продвижении, с государственным или частным источником средств. Мы ставим своей задачей оказание помощи в таких случаях! Так что работы хватает и меньше не будет!

– Сотрудничаете ли с зарубежными организациями и культурными союзами?

– Российская культура настолько масштабна, и вокруг нас так много примеров взаимопроникновения и взаимовлияния национальных, этнических достижений, что без международного сотрудничества не обойтись. Каждый новый день планеты являет жестокость, насилие, террор. Культура – то единственное, что как-то сдерживает человека на пути к саморазрушению. Но и она не всесильна: “культура умолкает там, где сердце немо”. Пожалуй, самые яркие примеры обменов опытом связаны с народным творчеством, промыслами и ремеслами, охраной памятников истории и культуры, с музейным, реставрационным, ювелирным, библиотечным делом.

– Какую конкретную помощь оказывает Союз работникам сферы культуры и искусства, представителям самых незащищенных социальных слоев?

– Всем хорошо известно, что у работников учреждений культуры и искусства зарплата просто нищенская! Отсюда задача: добиться принятия новой отраслевой системы оплаты работников культуры. Назрела необходимость разработки новой редакции Федерального закона “Основы законодательства в культуре”. Мы внесли немало предложений по налоговым и коммунальным льготам в правительственный документ, нацеленный на поддержание и сохранение народного художественного и прикладного творчества. Правление Союза добилось также внесения уточнений и изменений в законопроект “О меценатстве и благотворительной деятельности”, принятие которого назрело лет десять тому назад. Силами, в том числе и нашей общественной организации, надеюсь, будет создан механизм образования специальных фондов для поддержки культуры. Это общим порядком, но в ряде случаев помогаем адресно.

– Как Вы оцените современный уровень законодательного обеспечения российской культуры?

– Увы, невысоко. Современная сфера культуры регулируется 60-ю федеральными законами, а также сотней подзаконных актов, многие из которых приняты в начале 90-х годов прошлого столетия, они потеряли актуальность. Идет их глубокая переработка. С нашим участием. Причем учитываются не только текущие изменения, но и перспективы, тенденции. Федеральный закон N131 “Об общих принципах организации местного самоуправления” в Российской Федерации” от 1 января 2006 года не описывает полномочия и гарантии финансирования учреждений культуры муниципалитетов. Вместе с тем они отвечают за исполнение культурной политики и содержание учреждений культуры. Получается коллизия, которую мы ставим себе задачей поправить. Есть, например, и такая сложность: органы управления образования стремятся переподчинить себе образовательные учреждений культуры и искусства. На мой взгляд, это прямой путь к разрушению нынешней, вполне эффективной, системы художественного образования. Союз ставит задачей сохранить её путем консультаций и законотворческой работы на федеральном и региональном уровнях. К сожалению, принятие 94-го Федерального Закона, где культура приравнена к товарам и услугам, только усугубило положение дел в этой сфере, приравняв культработу к торговле, сфере услуг.

– Выходит, что государственное участие в поддержке сферы культуры все еще не достаточно? В чем оно должно быть усилено, по Вашему мнению?

– Безусловно, внимание государства к культуре должно быть более масштабным. Это касается и законодательства, и администрирования, и создания всевозможных механизмов оказания государственной и частной помощи. А на самом низовом, понятном каждому гражданину уровне, поддержка выражается в соответствии уровня зарплат работников библиотек, архивов, культурно-просветительных учреждений соответствующим реалиям быта и жизни.

В частых командировках я вижу, как разрушаются, закрываются сельские клубы, библиотеки. И нет у меня уверенности в том, что вымирание очагов культуры сильно тревожит власти на местах. В областных центрах жизни куда больше: работают драматические, национальные, детские театры, филармонии, краеведческие музеи, музыкальные школы, народные коллективы. Налицо явный разрыв в “культурной вертикали”. Но устранить его посильно только государственной машине. Очевидно, что ни бизнес, ни общественные организации самостоятельно такую проблему не решат.

Крайне необходимо, на мой взгляд, участие государства, в инвестициях в “культурное” телевидение. Да, есть “профильный” телеканал. Но он не охватывает всю территорию России. Ему помогает радио “Культура”. Это все. А вот, например, в Японии, сопоставимой по численности населения с нашей страной, работают десятки образовательных, научных, просветительских телеканалов. Значительная их часть финансируется госбюджетом.

– Недавно вышел в свет первый номер газеты московского отделения РТСРК “Московский вестник культуры”. В чем ее миссия?

– Москва – город творчески богатый. В газете мы намерены рассказывать о деятельности писателей, журналистов, художников, актеров, архитекторов, дизайнеров, музыкальных продюсеров, кинематографистов, предоставить открытую трибуну творческим людям. Инфопространство огромно, число культурных событий, ярких личностей велико. Наша миссия – рассказывать об основных ярких культурных явлениях и персоналиях столицы, а также освещать работу нашего отделения. Будем публиковать талантливую прозу, стихотворения, проводить творческие конкурсы, искать и продвигать таланты, всячески стремиться к тому, чтобы привлечь больше общественного внимания к культуре и тем, кто помогает ее сохранять и развивать.