НЕМЕЦКИЕ БУДНИ «РУССКОГО» РАВВИНА ПУШКИНА

“Общинный вестник”, ежемесячный информационный бюллетень (г. Петрозаводск). Август, 2017 г.

Всегда приятно неожиданно встречать в дальних поездках земляков, рассыпанных по всему земному шару. Особенно, когда выясняется, что человек родом из твоего города, учился с тобой в одной школе, у тех же педагогов. Вот только судьбы порой оказываются непредсказуемыми, складываются совсем по-разному. Тем интереснее побеседовать, узнать обо всем непосредственно от первоисточника.

Раввин Иехуда (в прошлом – Игорь) Пушкин родом из Петрозаводска. В 1991 году закончил одно из лучших учебных заведений в городе – гимназию №17 с углублённым изучением иностранных языков. А дальше, неожиданно для многих, исчез из поля зрения. Как оказалось, поступил в московскую ешиву, репатриировался в Израиль… А сегодня он является раввином синагоги старинного Эсслингена в земле Баден-Вюртемберг (Германия), курирует в общей сложности восемь небольших еврейских общин в близлежащих городках («филиалов» большой земельной общины Вюртемберга с центром в Штутгарте), значительную часть времени проводя в разъездах между ними. Его подопечными являются более шестисот человек. До переезда рава Пушкина в Эсслинген этих преимущественно пожилых людей, кроме социальных работников, практически никто не навещал, религиозных деятелей они могли не видеть подолгу.

Стоит напомнить, что во времена нацизма в Эсслингене, как во многих других местах Германии, евреи, проживавшие в городе и окрестностях на протяжении столетий, были практически поголовно истреблены, их имущество конфисковали, синагоги разорили и уничтожили. На долгие годы еврейская жизнь в этих местах замерла. О страшных событиях напоминают мемориальные доски на улицах Эсслингена.

В наши дни местная община активно возрождается. Наш разговор начался с того, что раввин Пушкин с радостью провел экскурсию по недавно отремонтированной двухэтажной синагоге, расположенной в историческом особняке XV века. Справедливость восторжествовала: здание, оскверненное и отобранное у евреев в 1938 году, в 2012 было возвращено муниципалитетом еврейской общине. От фасада строения, выполненного в стиле «фахверк», веет далеким средневековьем, а вот внутри все удобно и современно: молельный зал, учебные классы, молочная и мясная кухни, столовая, комната для занятий с детьми, рабочий кабинет. Предмет особенной гордости – торжественно внесенный в синагогу Свиток Торы, написанный в Израиле. Средства на него собрали всем миром – помощь поступила от семнадцати организаций, членов общины, обычных горожан.

За чаем, предложенным гостеприимным хозяином, который одинаково свободно владеет русским языком, ивритом и немецким, мы поговорили о превратностях судьбы и новой еврейской жизни в Германии.

– Уважаемый рав Пушкин, в какой семье Вы родились?

– Это была обычная интеллигентная советская семья, все были ассимилированы. Папа трудился сначала в Академии наук, потом в Северном научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте рыбного хозяйства. По его линии бабушка и дедушка – известные медики. Моя мама тоже всю жизнь работает врачом. Никакой передачи традиции, еврейского воспитания дома, конечно, не было. В школе я учился весьма средне, отличался только по гуманитарным дисциплинам.

А потом вдруг резко изменилось все вокруг, – и в стране, и в моей жизни тоже. В связи с событиями, произошедшими в России конце 80-х – начале 90-х г.г., люди искали новые пути, пробуждалась религиозная жизнь в целом и еврейская – в частности. Обучаясь в последних классах, я уже ездил в синагогу в Ленинград (400 километров от Петрозаводска), посещал воскресную школу. Так что поступление в 1992 году в московскую ешиву «Мекор хаим», а затем и переезд в Израиль, стали для меня процессом не спонтанным, а вполне естественным. На мое становление очень повлияла атмосфера, существовавшая в те годы в Ленинградской синагоге, а позже и бурлившая в Москве еврейская жизнь, в которую я окунулся. Многие институты создавались с нуля буквально на моих глазах, приезжали уважаемые раввины. Все это вместе предопределило выбор жизненного пути.

– Как складывалась Ваша судьба дальше?

– Я учился в Израиле в ешиве, призвался в армию, женился. Служил в образовательных войсках, потом – в военном раввинате. Когда настало время определяться, решил стать раввином, поступил в колель. Так получилось, что после окончания учебы в 2002 году я с семьей впервые поехал в Германию по работе, осваивал немецкий язык. Спустя три года мы вернулись в Израиль. Еще год я продолжал образование, а в 2006 году вновь оказался в Германии, трудился в Ганновере и Гамбурге. Шесть лет назад было принято решение поселиться в Эсслингене, рядом со Штутгартом, поскольку в городе достаточно большая община (триста человек), главным образом – русскоязычная. Когда мы обосновались здесь, процесс переговоров между общиной и муниципалитетом о передаче евреям старинного здания синагоги был в самом разгаре. Скромно предположу, что в пользу положительного решения о ее открытии повлияли, в том числе, мой переезд и последующая деятельность.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее, о работе, которая ведется на базе еврейской общины Вюртемберга.

– Начнем с того, что ежедневные нужды еврейской общины в Германии финансируются на государственные деньги в рамках земельного договора, а для реализации отдельных конкретных целей привлекаются деньги спонсоров. Существует практика сбора так называемого «церковного» налога с членов официально признанных религиозных организаций, который возвращается потом обратно в общину.

Так сложилось, что в Эсслингене и других «филиалах» мы взаимодействуем преимущественно с пожилыми евреями. Молодежь предпочитает стекаться в крупные города, разнообразная работа с ней осуществляется на базе Штутгарта. Уровень репатриации из Германии, как и из других стран, в настоящее время невысок, скорее, упор делается на участие в различных программах, которые дают возможность в дальнейшем при желании остаться для проживания в Израиле. Очень популярны среди молодых евреев познавательные программы «МАСА» и «Таглит». Во многих «филиалах» действуют религиозные школы, на их базе занимаются с детьми, в группах по 5-7 человек. К сожалению, существует проблема недостаточной активности людей среднего возраста от 25 до 50 лет.

С учетом предпочтений членов общины и горожан, в Эсслингене и в других «филиалах» представлена обширная культурная программа, мы организуем концерты, на которых исполняются произведения еврейских композиторов, классика сефардов и ашкеназов, популярные народные и современные мелодии, а также звучит музыка разных народов.

– Существует ли интерес к еврейской культуре, истории, традиции среди жителей Германии?

– В последние годы мы наблюдаем тенденцию роста внимания к еврейской истории и религии в разных странах мира, даже там, где присутствие евреев в силу определенных причин минимально, например, в Польше. Германия не является исключением. Я бы сказал, что интерес к теме здесь даже выше среднеевропейского, что обусловлено непростым развитием событий в прошлом. Причем, любопытство немцев касается не только исторических и культурных вопросов, очень востребована информация об Израиле, как политическая и экономическая, так и религиозная. Мне доводилось встречать жителей Германии, которые неоднократно бывали в Израиле, чтобы удовлетворить свой интерес. Во многих городах на базе Народного университета существуют курсы иврита, которые посещают не только евреи.

– Сталкивались ли Вы лично в Германии с какими-то проявлениями антисемитизма?

– В обычной жизни, на улицах – никогда. Тем не менее, антисемитизм в разных формах присутствует в немецком обществе, среди эмигрантов из стран Ближнего Востока, в прессе, которая критикует Израиль вне формата политического дискурса.

– Осуществляется ли взаимодействие еврейской общины Эсслингена с представителями других конфессий?

– Да, мы активно участвуем в межрелигиозном диалоге с христианскими церквями и культурными обществами. Такое взаимодействие существует на протяжении многих лет, и уже удалось достичь определенных позитивных результатов. Новое направление для иудейских общин и христианских объединений, которое сейчас только начинает развиваться, – формирование диалога с мусульманскими организациями. Обе крупные мечети Эсслингена уже сотрудничают с нами, мы надеемся на расширение контактов.