НЕГРОМКАЯ СВЯЗЬ С СОЗДАТЕЛЕМ

“Алеф”, международный еврейский журнал. №12, 2016 г.

Уже несколько лет на базе московского центра благотворительной организации «ХАМА» успешно работает АНО «Детский развивающий центр «ЭСТЕР», руководит которым Инна Борисовна Круглянская. Мы встретились с ней для того, чтобы подробнее рассказать читателям журнала «Алеф» о ее жизненном пути и разнообразных значимых проектах, которые реализуются сегодня в Детском центре «ЭСТЕР».

– Инна Борисовна, в какой семье Вы родились, откуда Ваши корни?

– Я родилась в Москве, но все детство и школьные годы прошли в бесконечных разъездах – в основном, по военным городкам Заполярья. Мне пришлось сменить множество школ – Североморск, Видяево, Гаджиево, другие точки, которых и на карте-то нет. Так получилось, что я росла в изоляции от сверстников. Поскольку папа служил в войсках ПВО, преимущественно нас размещали в стороне от населенных пунктов, на сопках. До школ приходилось добираться на военном транспорте (любимая машина детства – ГАЗ 69!); порой из-за заносов попадала на занятия только к пятому-шестому уроку. Не хватало общения с ровесниками: все одноклассники ходили на дискотеки, участвовали в вечерах, днях рождения, общались, а у меня не было такой возможности. Так что мое детство прошло в экзотических условиях. При этом папа построил в городках несколько музыкальных школ, в которых мы с сестрой получили среднее музыкальное образование. До сих пор в моей квартире стоит знаменитый «Красный октябрь» – инструмент, переживший наши многочисленные переезды по служебным квартирам, память о моей дружной музыкальной семье – папа играл на всех клавишных и струнных (кроме скрипки).

– Как Вы выбрали главное дело жизни – педагогику?

– Четыре профессии тесно переплелись в трех поколениях моих родителей: музыканты, военные, врачи, учителя. Нельзя сказать, что я всю жизнь мечтала стать педагогом. Но большего адреналина, чем войти в класс, где сидят 42 десятиклассника, я не знаю. И не просто войти и постоять, а увлечь, понять, помочь раскрыть Б-жий дар, данный каждому, продолжая учиться у молодых великой загадке: оставаться всегда современным. Выпускной класс я заканчивала в Москве, намереваясь сдать экзамены в Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина. Но с первого раза не прошла по конкурсу – меня срезали на истории. Тогда я начала работать в школе, уже на следующий год поступила в ВУЗ, совмещая учебу с работой в школе – сначала старшей пионервожатой, потом учителем английского языка.

– Соблюдались ли в семье Ваших родителей еврейские традиции?

– Если говорить об обрядности – ходить в синагогу, надевать тфилин, знать молитвы, праздники еврейского календаря – в моей советской семье этого не было. Если понимать Ваш вопрос в более широком философском смысле «соблюдать заповеди» – безусловно, да. Хотя… когда я начала изучать иврит (в 29 лет) дедушка Самуил Моисеевич вдруг вспомнил язык и прошелся со мной по всем буквам «от алеф до тет». Его семья была родом из местечка Мстиславль, а родился он в латвийском городе Двинске (Даугавпилсе). Маленьким дедушка ходил в хедер, и я стала единственной, кто вспомнил с ним об этом.

А по поводу заповедей, пожалуй, самой главной в моей жизни стала та, которую я наблюдала на протяжении всей папиной жизни – в его словах, поступках, отношении к людям. Гораздо позже я прочитала, как она называется «лимуд лекаф зехут» – оправдывай человека в неясных ситуациях. А в более широком смысле, как мне кажется, – утверждай любовь, сочувствие и мир среди людей. Этому я стараюсь следовать и этому я продолжаю учиться всю жизнь.

А более тесное изучение еврейской традиции в моей семье началось в 90-е годы. Мы познакомились с Ребе Довидом Карповым, стали ходить в синагогу в Отрадном. В 1992 году я впервые побывала в Израиле, потом ездила туда неоднократно. Также у меня появился опыт работы волонтером в Израильском культурном центре в Москве, я преподавала английский язык будущим репатриантам, занималась с детьми в школе при Посольстве Израиля и на дому…

– На протяжении многих лет Вы руководили еврейской школой «Ган Хама». Каким вспоминается этот отрезок жизни?

– Подрастал младший сын, надо было определять его в детский сад и самой выходить на работу. Я пришла к Ребе Довиду Карпову и рассказала, что я – профессиональный педагог, предложила свои услуги. С его помощью познакомилась с замечательными людьми, про которых сегодня говорю «моя семья» – Грета Елинсон и Цалел Штейн, руководители московского отделения Благотворительной организации «Хама» и учредители Начальной школы-детского сада «Ган Хама». Они приняли меня: сын пошел в детский сад, а я стала работать там директором. Могу признаться, я мало понимала тогда, что значит быть директором еврейской школы–детского сада. Мне до сих пор иногда хочется спросить у Р.Довида, почему именно мне он доверил познакомиться со школой, в которой уже до моего прихода «кипела» красочная еврейская жизнь. Писались сценарии для праздников, дети изучали традицию, иврит, другие предметы, о которых у меня было смутное представление: в советских школах этого не проходили. Мне повезло встретить в этой школе талантливых педагогов, которые на долгие годы стали моими друзьями и пришли затем, после закрытия «Ган Хамы», в центр «ЭСТЕР».

Самое главное, мне нужно было научиться «не мешать» настоящему творческому процессу, оберегать этот теплый еврейский Дом и помогать «растить детей для изучения Торы». В «Ган Хама» ежегодно обучались 120 детей в возрасте от 2 до 11 лет. Для детей с особенностями развития разрабатывались специальные инклюзивные программы. Без ложной скромности, наша школа и организация «ХАМА» были первыми еврейскими организациями в Москве, которые попробовали работать с особыми детьми в массовой системе образования.
Помимо учебных дел пришлось научиться тому, что сегодня называют гордым словом «фандрайзинг» (про себя я говорю «написать красивое сочинение на пятерку»). Многие успешно выполненные проекты для детей – это, прежде всего, внимание к детским программам со стороны Международной организации «ХАМА», организаций Джойнт, Сохнут, Российский Еврейский Конгресс и многих российских и зарубежных фондов, с которыми мне посчастливилось работать.

Благодаря проектной деятельности многие наши воспитанники получили широкие возможности развиваться, расти среди сверстников, адаптироваться в обществе. Выпускники получили прекрасное образование, разлетелись по всему миру, мы поддерживаем с ними связь. Они востребованы и счастливы, в чем немалая заслуга учебы в «Ган Хама».

– Расскажите, пожалуйста, о том, чем Вы занимаетесь сейчас, возглавляя центр «ЭСТЕР».

– После закрытия школы «Ган Хама» в 2011 году по многочисленным просьбам еврейских семей, проживающих в Северном округе Москвы, ХАМА начала пилотный проект «Программы дополнительного образования с еврейским этнокультурным компонентом для детей и взрослых». А в 2013 году мы получили образовательную лицензию и открыли Детский центр «ЭСТЕР», в котором сегодня получают различные услуги в области дополнительного еврейского образования около 180 детей. Также у нас действуют программы для родителей по изучению традиции, иврита, они могут консультироваться с педагогами, психологами.

В Детском центре «ЭСТЕР» есть отдельное подразделение «Особый ребенок» для детей с тяжелыми ментальными проблемами. Для них разработаны коррекционно-педагогические программы, включающие еврейский компонент, и создана инклюзивная среда. Мы продолжаем занятия с детьми-сиротами из детского дома. Признаюсь честно, для меня это нелегкое дело. Мне кажется, что сами Небеса подсказали мне начать этот проект. Мудрецы говорили: «Спасение одного ребенка не изменит мир, но мир, несомненно, изменится для этого одного ребенка». К счастью, в нашем центре много одаренных ребят. Не могу не поделиться нашим уникальным ноу-хау – программой «Дети рисуют Тору». В первый год воспитанники изучают главу «Берейшит» и создают произведения по этой тематике, потом двигаются дальше. По мере взросления, приобретения новых знаний ребенком усложняется и расширяется характер его художественных работ. Это очень интересная форма обучения, направленная одновременно на получение знаний по еврейской традиции и развитие творческих способностей.
В 2016-2017 учебном году стартует проект, имеющий целью установление сотрудничества между центром «ЭСТЕР» и израильскими школами, работающими с детским аутизмом. В ближайшее время состоятся уникальные семинары и круглые столы по этой тематике, в которых примут участие специалисты из Израиля, профессионалы из разных уголков России.

Мы никогда не выдумываем проекты, их подсказывает сама жизнь. Сегодня совершенно очевидно, что только педагогических развивающих программ недостаточно. В планах Благотворительной организации «ХАМА» – создание детского медико-педагогического комплекса, в котором дети смогут получить качественную медицинскую диагностику и коррекционно-педагогические программы. Востребована хорошая психотерапевтическая помощь, нужны квалифицированные неврологи, сильные педиатры, возможности сочетать комплементарную медицину с традиционными методами и коррекционными занятиями. У меня также есть большое желание помочь еврейским детям, имеющим проблемы со здоровьем и проживающим в российской глубинке. Ресурсы организации таковы, что мы сможем принимать семьи, организовывать грамотную диагностику, давать рекомендации, разрабатывать дальнейший развивающий курс для прохождения на местах.

– Инна Борисовна, а как изменилась Ваша внутренняя жизнь после возвращения к традиции?

– Если считать, что внутренняя жизнь – это работа души и сердца, то, безусловно, изменения происходят. В моем случае, вместо желания убеждать и давать советы появилось состояние, которое я определяю как «стремление делиться собственным опытом». Пожалуй, неизменными во мне остаются традиции семьи, заложенные в детстве. И то, что передавалось от сердца к сердцу в предыдущих поколениях: генетическая память, любовь к людям. Незаметно помогать другим и не мусорить вокруг себя, делать добрые дела. Все вместе называется «тикун-ха-олам» – исправление мира.

Я счастлива, что в нашей семье мы смогли рано приобщить детей к еврейским ценностям, традициям, знаниям, объяснить, что все мы – часть большой страны Израиль. Наша негромкая связь с Создателем такова, что она никогда не прерывается.