НАТАЛЬЯ ГУЛЬ: «ТАНЦЕВАТЬ – УМ РАЗВИВАТЬ!»

“Работница”, ежемесячный журнал для женщин и всей семьи. №8, 2014 г.

На протяжении многих лет в Петрозаводске действует замечательный ансамбль еврейского танца «Авив», созданный в 1999 году при обществе еврейской культуры «Шалом» на базе благотворительного фонда «Хэсэд Агамим» при поддержке Республиканского Центра национальных культур. Таких уникальных творческих коллективов на Северо-Западе России всего два, поэтому интерес к «Авиву» велик не только в разных уголках нашей страны, но и за рубежом, мероприятия проходят при неизменных аншлагах. Танцоры постоянно выступают и на концертах, посвященных еврейским праздникам, юбилеям, памятным датам.

Помимо ансамбля для взрослых, существует специальная танцевальная группа для детей и подростков «Дрейдл», многие участники которой плавно вливаются в дальнейшем в старший состав исполнителей. Появились уже целые семейные династии танцоров «Авива».

Готовясь к интервью с Натальей Николаевной Гуль, бессменным руководителем еврейских творческих коллективов, я узнала, что она также ведет увлекательные занятия для малышей в петрозаводском городском танцевальном клубе «Ритм», на протяжении девятнадцати лет успешно работает в коррекционном интернате для «особенных» детей, много внимания уделяет «исцелению танцем».

Вот такими какими наблюдениями за ярким и cамобытным действом, осуществляемым на сцене во время представления, со мной поделился один из постоянных зрителей: «Детский концерт – очень впечатляющее и трогательное зрелище. Возникают моменты – когда буквально «комок» образуется в горле, а глаза зрителей становятся влажными. Важно и показательно, на мой взгляд, то, что концерты, (а их Наталья Гуль вместе с воспитанниками проводит два раза за сезон), очень благожелательно принимаются родителями. Та лёгкость, с которой хореограф воплощает свои творческие идеи и планы, просто завораживает. Руководитель ансамбля пробуждает у воспитанников-танцоров способности, раскрывает возможности, о которых те, вероятно, и не подозревали, обозначает внятную перспективу, поддерживает и вдохновляет.

Все, кто вовлечены в этот созидательный круговорот, благодарны Наталье Гуль за работу и творчество. Только интуитивно здоровый человек способен до такого совершенства развить профессиональные качества, настолько полно реализовать внутренние устремления и исполнить своё предназначение. Её пример вдохновляет, и хочется надеяться, что не меня одного».

О том, как складывался творческий путь, какие испытания приходилось преодолевать, занимаясь любимым делом, мы побеседовали с Натальей Николаевной после зажигательного концерта «Авива» в Петрозаводске, посвященного 15-летию коллектива.

– Наталья, как Вы пришли к осмыслению еврейской танцевальной культуры? Вы всегда знали, что у Вас – еврейские корни?

– К осмыслению еврейства я пришла уже в зрелом возрасте, долгое время о корнях семьи даже не догадывалась: мама по паспорту финка, родом из Ингерманландии, отец – белорус. Естественно, наша светская советская семья была далека от любых религиозных традиций. Во время войны родные пережили серьезные испытания: мама попала сначала в концлагерь, после освобождения ее отправили в Казахстан в эвакуацию. Оттуда члены семьи выехали в Финляндию, затем – в Карелию. Бабушка умерла на лесоповалах… Родственники отца оказались на севере, папа, закончив ремесленное училище в Лахденпохье, поступил на работу водителем в Петрозаводске, где они познакомились с мамой.

Романтическая история: когда папа в 1963 году сделал маме предложение, она взяла время, чтобы подумать, а сама начала всерьез готовиться: на кредитные деньги купила новое теплое пальто, мохеровую шапку, а вот на сапожки денег не хватило. Поэтому когда они с дедушкой зимой ехали на встречу с папой в Мурманскую область в комсомольский город Ковдор, где молодые планировали жить, у нее все время мерзли ноги. Отец как почувствовал: встречал их на вокзале с белыми валенками для мамы! Какое было счастье… Сначала родители гостили на озере Имандра у мамы отца, женщины с сильным характером, которая пекла великолепные блины. Затем двинулись дальше в Ковдор – так началась их семейная жизнь.

– Когда Вы поняли, что танец – Ваше призвание?

– Танцевала я с детства. Помню себя маленькой – одевала мамину пушистую шапку, которая отчего-то казалась мне лебяжьей, перевязывалась белым платком и на пальчиках ходила по дивану… Такое особенное было у меня «Лебединое озеро»! Я всегда знала, что буду танцевать. В школе принимала участие в спектаклях, занималась в студии ковдорского Дворца творчества балетом и народным танцем.
Мама считала, что мне обязательно нужно получить хорошую профессию, поэтому вынудила поступать в Карельский государственный педагогический институт. Однажды отец застал меня плачущей, спросил, что случилось. Когда узнал, что я мечтаю танцевать, удивился, успокоил меня, и на следующий день мы подали документы в культпросвет училище. Душа моя успокоилась, я стала с радостью заниматься любимым делом, больше не сходила с избранного пути.

– А как пришла идея о создании ансамбля еврейского танца «Авив»?

– Однажды Галина Михайловна Резник, замечательный педагог, пригласила меня работать в воскресную еврейскую школу – вести «танцы на иврите». Естественно, это была совсем новая для меня сфера деятельности, я стала углубленно заниматься изучением еврейских традиций, Торы, кашрута. Заинтересовалась, почувствовала удивительное глубинное родство с еврейской культурой. Стала ходить на занятия в воскресную школу.

И вот тут-то в разговоре с мамой неожиданно выяснилось, что у нас – еврейские корни, родовая фамилия бабушки – Гуль. Оказывается, моя прабабушка Сара и прадед Семен не были официально зарегистрированы, трудно теперь выяснить, кем они были, как сложились их жизни… После развода я решила взять бабушкину фамилию. Так что можно сказать, что я пришла в еврейство через танец. Сначала организовали детский коллектив «Хаверим», много выступали, исполняли, в том числе, молитвенные песнопения. Вскоре я почувствовала, что мои близкие люди, ученики тоже потянулись к познанию национальных традиций, культуры – это замечательно! Так за почти два десятка лет через меня многие люди приблизились к еврейству.

Но мне довелось увидеть и другую сторону «возвращения к корням»: я и мои дочки попадали в ситуации, когда за «звезду Давида» на шее нас были готовы побить, к сожалению, мы неоднократно сталкивались с проявлениями бытового антисемитизма.

То, что сегодня в ансамбле «Дрейдл» при Центре национальных культур вместе с еврейскими детьми танцуют ребята других национальностей, которые интересуются традициями, задают много вопросов, я считаю большим шагом вперед к толерантности и взаимопониманию между людьми. Все вместе мы живем одной общей еврейской жизнью.

После распада «Хаверим» мне всегда хотелось создать новый ансамбль, уже на более серьезной основе. Он начинался с того, что ко мне потянулись представители старшего поколения – настоящие еврейские бабушки и дедушки. Этот взрослый коллектив был исключительно молод душой. Позже присоединились и танцоры других возрастных категорий, так пятнадцать лет назад родился «Авив». Кстати, название (в переводе – «Весна») придумали именно бабушки-старушки! Мы стали усердно заниматься, выступали в филармонии, ездили на гастроли по Северо-Западу России, за рубеж. Я участвовала в израильских обучающих танцевальных семинарах, чтобы глубже постичь еврейскую танцевальную культуру.

А потом и молодежь подтянулась: стали танцевать мои дочки, их подруги, мы выступали на фестивалях, побывали на гастролях в Кармиэле – привезли в Израиль блок идишских танцев, финскую и карельскую программы, а также танцы грузинских татов. Принимали нас просто «на ура!». Кстати, на выступлении в Кармиэле случился небольшой казус: ближе к концу выступления внезапно отключился звук. Пока я думала, что делать, наши танцоры продолжали выступать в том же темпе и ритме, зрители стали им помогать аплодисментами, номер удалось завершить блестяще.

Проблема в том, что многие участники ансамбля, получая толчок к развитию, потом разъезжаются по миру. Все время приходят новые люди, так что за 15 лет мы набрали уже третий состав нашего коллектива.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

– Вы сами ставите танцы?

– Да, в известные композиции я порой добавляю драматургию, поскольку люблю сюжетные танцы. Детские программы ставлю только сама. Ребенку легче воспринимать песню и движения, когда он понимает – о чем это. Например, песня «Мы варили кашку»: в танце, используя огромную кастрюлю, ложки, крышки, мы с малышами показываем, как это блюдо можно сотворить из батона, из конфеты, из сосиски, чтобы поутру порадовать проснувшуюся маму. Многие зрители признались, что концерте, в канун праздника 8 марта, этот номер получился самым впечатляющим и смешным. Весело при исполнении было и малышам, и их родителям.

В «Авиве» у нас есть постоянный репертуар, но мы все время придумываем что-то новое. В прошлом году поставили программу, посвященную еврейским праздникам. Много образов, идей черпаю из традиции предков, музыки, древних напевов. Сами придумываем, шьем необычные костюмы.

– Как Вы полагаете, в танце может раскрыться любой ребенок?

– Абсолютно любой! Много лет я преподаю в коррекционном интернате для «особенных» детей с задержками речевого развития. Коллеги-учителя говорят, что ребята, которые у меня системно танцуют, лучше осваивают программу по математике, запоминают и читают стихи. Я веду уроки логоритмики, где мы, в том числе, «протанцовываем» поэзию. Дети начинают чувствовать, как ритмически строится фраза, лучше говорят, у них нормализуется дыхание. В частности, на выпускном вечере в этом году мы создали целый спектакль, где ведущими и актерами выступали сами школьники. Вместе с ребятами читаем и исполняем руны из «Калевалы», различные стихи. Не зря говорят: «танцевать – ум развивать!»

Вообще, я заметила, что «особенные» дети лучше танцуют под джаз, поскольку легче адаптируются к нечеткому ритму, не боятся импровизировать. Вероятно, именно такая музыка близка их внутреннему состоянию. Они абсолютно открыты, с нетерпением ждут момента для проявления творчества.
Когда я занимаюсь с обычными детьми в ансамбле, порой наблюдаю, что некоторым детям сложно дать волю своим чувствам, они боятся допустить ошибку, вероятно, стараниями близких взрослых их двигательная активность строже регламентирована и ограничена нормами поведения. И когда я ставлю незнакомую для них музыку, они, вместо того, чтобы свободно и непринуждённо импровизировать и фантазировать, пытаются исполнять уже знакомые и привычные для них движения.

Но в любом случае, ребенок, который с раннего возраста (с года восьми месяцев – двух лет) постоянно занимается танцами, получает ценный опыт общения и взаимодействия со сверстниками, более успешен в других учебных дисциплинах и в спорте. На наших занятиях мы не только танцуем, но играем, поем, читаем стихи, что очень способствует общему развитию. Через игровой подход обучение происходит интенсивно и не утомляет ребенка.

В интернате на протяжении нескольких лет существует авторская программа «Литература и фантазия». Авторство принадлежит библиотекарю интерната Элеоноре Борисовне Кашиной. Замысел – пластическая интерпретация сюжетов литературных произведений для детей. Начали со «Щелкунчика», потом были «Пер Гюнт», «Цветик-семицветик», «Незнайка и его друзья», «12 месяцев», «Мойдодыр», «Синяя птица». Последняя постановка была сделана совместно с учащимися хореографического отделения школы искусств.

– Что вас вдохновляет на творчество?

– Прежде всего – работа. Я счастливый человек, очень люблю жизнь. Окружают те люди, кто помогает, особенная благодарность – родителям юных танцоров. Мне нравится, когда всем вокруг интересно, и большим, и маленьким. Вдохновляют простые, случайно сказанные кем-то слова, неожиданные картинки, подсмотренные на репетициях. Мальчишки и девчонки являются соавторами творческого процесса, некоторые решения приходят только, когда наблюдаешь за детьми, ни один хореограф сам такого не придумает.

И, конечно, надо отметить огромное участие тех, кто непосредственно помогает нашей работе: замечательного костюмера Ольгу Николаевну Варцеву, режиссера Василия Сергеевича Сереброва. Благодаря этим людям концерт превращается в волшебное действо, надолго запоминающийся спектакль.

– Ваши дочки тоже танцуют?

– Старшая Галя закончила консерваторию по композиторскому отделению, младшая Таня – экономист. Обе прекрасно танцуют. Сегодня они живут в Финляндии, занимаются в самодеятельном ансамбле, созданном выходцами из России. Причем Таня выступила постановщиком уже нескольких танцевальных композиций на основе того, чему научилась у меня. Думаю, в душе моих девочек музыка и танец останутся навсегда, а так, пусть они стараются найти свой особенный путь в жизни.