Когда читаешь Мандельштама, море не раз возникает в его лирике. Чаще всего оно рождает реминисценции с двумя великими поэтами, любимыми Осипом Эмильевичем, – Пушкиным и Гомером. Море у Мандельшатама чаще всего – его ассоциация, греза, связанная с древними легендами и мифами, любимыми поэтами – Гомером и Пушкиным. Многими критиками отмечено, что Мандельштам в лирике предпочитает всем стихиям – воду. Тема моря в его стихах неразрывно связана с темой античности: и то, и другое величественно, грандиозно, спокойно, таинственно.
В реальной жизни поэт тоже очень любил море: судакские горы, Коктебель, мыс Меганом. Море его поэзии – в основном теплое, южное, «черное» – по названию и ночному цвету. Балтийское море для поэта – совсем другая стихия, имперская, холодная, властная.
Символично, что одно из самых ярких увлечений О.Мандельштама – Марина Цветаева – сама: страстная, «морская», стихийная.
Со временем, особенно в воронежской ссылке, тема моря в лирике Мандельштама становится все ирреальнее, трагичнее, но все ярче звучит тема неба, которого – не отнять. «Лишение морей» – одно из тяжелейших лишений в жизни поэта.
До сих пор остается живым и бурным море поэзии О.Э.Мандельштама.