“Трибуна”, еженедельная газета. №46, 2009 г.
Многие считают современных жителей Кубы приверженцами идеалов социализма, вытеснивших из их сознания бытовавшие здесь ранее религии и верования. На деле все иначе. Начнем с того, кто такие кубинцы: это национальность или принадлеж-
ность к месту проживания? И то и другое, и образ жизни, и состояние души, отвечают на такой вопрос сами кубинцы.
Народ острова Свободы формировался в условиях сплава национальностей, культур, религиозных верований. Когда-то территория Кубы была заселена индейцами. Они занимались рыболовством, охотой, а наиболее развитые племена – и сельским хозяйством. Прибывшие сюда в конце XV века европейцы истребили индейцев. На Кубу свозили рабов из африканских стран для работ на плантациях сахарного тростника и рудниках. Век за веком на Кубу стекались эмигранты – китайцы, евреи, жители Антильских островов, португальцы, французское и гаитянское население соседней Испаньолы. Различные религии, национальности смешивались, образуя неповторимый кубинский колорит. Только здесь можно увидеть темнокожих красавцев с голубыми глазами или рыжеволосых мулаток.
Жители острова старались хранить традиции предков, в том числе религиозные. Особенно остро это чувствуется на востоке острова, где находится город Сантьяго-де-Куба. Когда-то в его порт тысячами привозили рабов из африканских стран. С тех пор восточные провинции заселены преимущественно чернокожими. А Сантьяго стал центром афро-кубинской культуры.Местные карнавалы – самые яркие на Кубе.
Мне посчастливилось наблюдать три дня карнавала огня. Огонь, барабаны, хаос шествий, музыка, увлекательные представления…
Религиозное смешение породило на острове удивительную форму верований – сантерию. В ее основе – традиционные африканские верования, прежде всего традиции йоруба. Эта система африканских религиозных взглядов была привезена на Кубу из Нигерии и Бенина во времена рабства и прочно укоренилась на острове. Специфика кубинской йорубы – сохранение традиций предков вместе с принятием символов и таинств католичества. Например, чтобы стать адептом сантерии, необходимо быть крещеным. А когда «посвящают в Очун», играют на скрипке и поют «Аве Мария».
Носители кубинской йорубы считают, что их религия вышла из Древнего Египта и сохранила его тайны, в том числе мистические и духовные. В сантерии сложная система философских взглядов, в которой существуют Бог-абсолют, чистая энергия духа, разветвленная система богов второго порядка, реинкарнация, единство и дуализм добра и зла, возможность общения между духовным и материальным мирами.
Боги взаимодействуют между собой: любят и враждуют, переживают, радуются. У многих божеств сантерии существуют вторые имена из католического пантеона: так бог топоров и войны Чанго соотносится со святой Варварой, Бабалу Айе – со святым Лазарем. А богине женственности, танцовщице Очун поклоняются в виде Святой Девы Милосердия в Кобре, покровительнице Кубы.
С точки зрения сантерии, католический храм Пречистой Девы в Кобре неподалеку от Сантьяго – место неожиданное. По легенде, тридцатисантиметровая статуя темнокожей Девы чудесным образом появилась в XVII веке и указала на то, что здесь должен быть сооружен храм, после чего стала объектом всеобщего почитания. В этот храм приходят католики и адепты сантерии, прося Деву Милосердия об исполнении их желаний, здесь проводят ритуалы, оставляют приношения. Так, именно в дар Деве Милосердия оставила в свое время, молясь за воюющего сына, свой медальон мать Фиделя Кастро. Здесь же остались в качестве приношений медаль нобелевского лауреата в области литературы Эрнеста Хемингуэя, состриженные бороды революционеров-«барбудос». Здесь Папа Римский Иоанн Павел II, посещавший Кубу, провел церемонию коронации и освящения статуи.
В сантерии для общения с Богом не нужны посредники, роль жрецов и посвященных – в помощи человеку. Гадая на картах и ракушках, они могут рассказать человеку его судьбу, прошлое и будущее, определить опасности. Кубинцы верят, что жрецы – сантеро и бабалао – способны изменять к лучшему жизнь, избавить человека от неудач и болезней. В сантерии не принято совершать прямое зло и приносить вред другим, этим грешат на Кубе вудуисты и колдуны-палеро, которые, надо признаться, никогда не сидят без работы. Тем не менее многие ритуалы сантерии кровавы в прямом смысле этого слова. Согласно древней традиции, дух убитого животного является посредником меж-
ду небом и землей, позволяет контактировать с мертвыми предками, доносить до них людские просьбы. Жертва – важный фактор при исцелении человека. В качестве жертвенных животных используют черных петухов и коз. Кровью окропляют священные предметы.
В сантерии существует ритуал «посвящения в святые», при котором человек попадает под защиту того или иного божества. Если видишь на улице человека в белом одеянии, значит, не более года тому он стал посвященным. В последнее время все больше европейцев интересуются здешними верованиями и приезжают на Кубу для того, чтобы стать последователями сантерии.