
“Алеф”, международный еврейский журнал. Август, 2012 г.
Всегда грустно, когда заканчивается сказка. Уход сказочника — событие еще более печальное. Но в сказках и жизни тех, кто их сочиняет, всегда случаются чудеса.
Детский писатель, художник-иллюстратор Морис Сендак прожил долгую жизнь, его книги пользовались огромным успехом в Америке и многих других странах мира, а вот русскоязычным читателям они практически не известны — его книги в России не издавались.
Морис Сендак родился в 1928 году в Бруклине в небогатой еврейской семье, предки его родителей — из Польши и России. Он был младшим из троих детей, рос слабым и болезненным ребенком, мало общался со сверстниками, предпочитая художественные произведения и мир собственных видений. С раннего возраста впечатлительный будущий сказочник жил в мире фантазий, обожал комиксы, героев Диснея, придуманные истории отца и мечтал иллюстрировать книги. С девяти лет пробовал и сам сочинять рассказы, дополняя их картинками и вырезками из газет.
Судьба была к Морису благосклонна: несмотря на отсутствие специального образования, вскоре после окончания школы он начал получать заказы на иллюстрирование книг от издательства «Харпер энд Брозерс». Всего вышло более сотни книг с его иллюстрациями — как для произведений мировой детской классики, так и для собственных произведений. Рисунки Сендака к серии детских книг Эльзы Минарик «Медвежонок», выполненные в технике старинной гравюры и переносящие читателей в Викторианскую эпоху, настолько удивили и тронули сердца, что на их основе был снят мультипликационный сериал.
В иллюстративной художественной технике Сендака сразу проявилась его индивидуальность: взрослые и немного печальные детские глаза, философичность и многоплановость образов, соединение мира фантазии и обычной жизни. Но Морис Сендак реализовался не только как художник-иллюстратор: детям и взрослым он известен сегодня прежде всего как писатель. Часто, создавая сказки для юных читателей, автор вспоминал о собственных впечатлениях детства и вводил реальные эпизоды и переживания в пространство иллюзии, делая его многомерным. Книга «Там, где живут чудовища», несмотря на то, что первоначально не была однозначно принята библиотекарями и детскими психологами, впоследствии стала одной из самых популярных в мире, выдержала многократные переиздания, переводы, по ней был снят полнометражный фильм и поставлена опера, либретто к которой написал сам Сендак.
Как признаются дети, сказка «Там, где живут чудовища» развивает фантазию, уносит на волнах воображения прямо в сказочный мир, где все возможно. Автор пишет легко и просто об очень серьезных, глубинных вещах: времени и человеческих возможностях, взаимоотношениях детей и родителей, параллельных реальностях, творчестве и воображении, вводит в ткань произведения необычную символику. Каждый ребенок, прочитавший сказку, ощущает себя немного похожим на главного героя Макса, который по воле своего воображения в необычном пространстве с упоением создавал новые миры и участвовал в их жизни, контролируя и успокаивая страшных чудовищ — отрицательные эмоции, обиды и страхи. Маленький читатель радостно понимает: все в его руках, и нужно просто правильно двигаться к своей мечте и ничего не бояться.
Взрослый видит в книге философские подтексты и мистические пласты. Во многом сильное впечатление от книги возникает благодаря иллюстрациям: автор мастерски совмещает пространство слова и образа, делает акцент на визуальном ряде, создавая уникальное по силе воздействия символическое целое сказки.
Морис Сендак был серьезным и разносторонним человеком: он самостоятельно изучал классическое наследие художников-иллюстраторов и развивал их достижения в собственных работах. Он увлекался фольклором, стихами поэта-мистика У. Блейка, творчеством Ф. Кафки, любил театр. Писатель также занимался изучением истории своего рода, издал в переводе с идиша философскую книгу своего отца Филиппа (Пинхаса) Сендака «В доме у деда», сыграл роль раввина в сериале «Ангелы в Америке». За творческие достижения он получил немало литературных премий и наград, включая престижные медали имени Кальдекотта и Г.-Х. Андерсена, Национальную медаль за вклад в искусство, премию Астрид Линдгрен.
Жизнь Мориса Сендака, одного из наиболее загадочных и противоречивых детских писателей минувшего века, тоже немного похожа на фантазию, в которой авторское слово и зрительный образ снова и снова дают силы мечте и увлекают читателя в продолжение сказки.