Марыля Вольская – дочь Ванды Моне де Ля Тур

 

А.Гроттгер считается самым ярким представителем польского романтизма ХIХ в.
создавшего в течении своей короткой жихни (Всего 30 лет!) грандиозные антивоенные патриотические циклы полотен «Варшава»(1861-62), «Полония»(1863),»Литва»(1864-66), «Война»(1866-67).

Родился он в Оттыневичах подо Львовом в очень религиозной семье.Его отец – художник –принимал участие в восстании 1831 г. В Варшаве в качестве уланского офицера.С 11 лет Артур учится во Львовской школе рисования(1848-52),берет уроки у знаменитого Ю.Коссака.В 1852 г. Поступает в школу живописи в Кракове,а с 1855 по 58 берет уроки рисования в Академии Изящных Искусств в Вене у К.Блааса,К.Мейера,П.Гейгера и Х.Рубена.Позже едет в Мюнхен(1858),Венецию(1864),и Венгрию(1856,60,62).В Вене Артур жил и работал до 1865 г.у своего мецената А.Паппехейма.И хотя работая в Европе Гроттгер собрал небольшой капитал,ему после смерти отца пришлось погашать долги запущенного хозяйства и помогать оставшимся без кормильца близким и семье.Артур много рисует на заказ,но все деньги забирают кредиторы и постепенно постоянные финансовые проблемы приводят его на грань нищеты.Он все чаще обращается к друзьям и знакомым за материальной помощью.Обостряется его болезнь легких-нужны лекарства.

Начинаются его мучительные скитания из дома в дом,из имения в имение,где его принимают богатые покровители,а он в благодарность рисует их семейные портреты.

В это время Артур плодотворно работает и под впечатлением разворачивающегося восстания в Польше(1863-67),полон переполняющих его патриотических чувств, создает свои бессмертные циклы полотен в акварели и на картоне.После завершения учебы в Вене в 1865 г. Он возвращается во Львов.Здесь он встретит свою первую и последнюю любовь в своей жизни – молодую польку с французскими корнями Ванду Монне де Ля Тур.

Ему исполнилось 28 лет – ей еще нет и 16.Встретились они на шляхетском балу и были представлены друг другу.С этого момента и до конца своих дней сердце Артура уже больше не будет принадлежать ему:в нем прочно утвердится чувство к этой девушке – да,это была любовь с первого взгляда.Теперь образ любимой будет присутствовать на всех картинах:она станет его Музой и благодетельницей.Ванда была горячей патриоткой, поэтому с началом восстания сменила бальное платье на монашеское одеяние и стала
сестрой милосердия,перевязывая раны польских патриотов.Однако не все складывалось гладко для двоих.Родители Ванды были богатыми и известными в городе людьми.Их смущало не сколько разница в возрасте влюбленных и даже не его болезнь,а главное его нищета.И тогда Артур,чтобы скопить какой-то капитал,вновь отправляется в путешествие по чужим дворцам богатой шляхты и знакомым магнатам.Он рисует день и ночь,а к любимой летят письма,полные страсти и любви.Но денег все равно не хватает.В мрачном
настроении на фоне обострившейся болезни Артур,отчаявшись,решает ехать в Париж в последней надежде поправить свое финансовое положение и достойно предстать перед родителями возлюбленной,прося ее руки и сердца.В зимнем Париже,в полной нужде,между острыми приступами чахотки,забрызгивая кровью свои полотна,он находит в себе силы и продолжает творить.На столе возле мольберта в свете свечи лежат письма от любимой и подаренный ею перстень с опалом отсвечивает как талисман.Эти вещи напоминают ему о любимой Ванде. Ценой неимоверных усилий ему удается в срок закончить свой последний цикл «Война» и представить его на Всемирной Выставке в Париже в 1867 г.Земляки-эммигранты из Отеля Ламберт(основан князем Адамом Чарторижским) знакомят его с академиком Жаном Леоном Жеромом и с его подачи картины Артура покупает в свою частную коллекцию сам Император Австро-Венгрии Франц Иосиф.После своего успеха совершенно обессиленный Гроттгер направляется врачами на лечение на юг Франции в курортное местечко Амьен-Лес-Бейнс (на границе с Испанией).Однако благодатный климат Пиренеев не помог Артуру-он умирает в этом же году на руках монахов-бернардинцев в монастыре.

Узнав об этом трагическом известии ,Ванда оделась в траур,сняла с себя и продала все свои украшения ,чтобы исполнить последнюю волю умершего своего жениха(Дело в том,что однажды прогуливаясь с Вандой по Лычакову,Артур попросил ее в случае его смерти похоронить его здесь).Но для доставки останков художника с Пиренеев до Львова были запрошены огромные деньги и Ванде их все равно не хватало.Тогда она упала перед родителями на колени и в слезах вымолила у них часть предназначенного ей приданого.Собрав наконец необходимую сумму,Ванда с друзьями и близкими Артура выезжает за телом возлюбленного.

В своих мемуарах она позже напишет: “Была как завороженная.Перед этим несколько недель не могла спать:пребывала в неимоверной тревоге,не могла поверить,что болезнь может так быстро трагически закончиться.,совсем не была готова к этому.Я хотела иметь гипсовый слепок с его руки и когда Парис Филиппи(Скульптор-большой друг Артура и Ванды) подошел к гробу и открыл лицо Артура,я потеряла силы и так и не смогла заставить себя посмотреть ему в глаза.Я опустилась на колени-это было выше моих сил.Олесь(брат Артура) принес мне его перстень с опалом – мой подарок.Когда Филиппи снимал гипс, он вместе с формой соскочил с кисти Артура.Я взглянула на перстень и попросила его вернуть назад,а также в гроб вложила мой нательный крестик и пачку моих писем,которые были найдены при нем.Сверху я положила букет роз”.

Артур Гроттгер был похоронен на Лычакове, как и завещал.Позже на его могиле возник великолепный памятник, выполненный его другом – скульптором Парисом Филиппи,который за свою работу не посмел взять деньги у Ванды.На надгробной тумбе находится фигура глубоко опечаленной молодой девушки с лицом Ванды; у ее ног распростерся сокол –символ любви и верности,а также лира с лопнувшими струнами и сломанным мальбертом художника – символом безвременно оборвавшейся жизни и таланта Артура.На тумбе виден овальный медальон с профилем Гроттгера – это работа выполнена самой Вандой(она для этой цели самоотверженно училась постигать искусство резьбы по камню).На фасаде надгробия видна эпитафия:»Пусть тебя примет Христос,который к себе вызвал;а на небо тебя пусть вознесут Ангелы!»,а рядом посвящение:»Святой Его памяти сие надгробие поставила Ванда».В своих воспоминаниях она записала:»Артур имел чудесную душу,которая стремилась к великолепию Бога». Художник,умирая, не только завещал похоронить себя на Лычакове,но просил Ванду без него не оставаться одинокой.Он благословил ее на брак со своим близким другом и коллегой – художником Каролем Млодницким.Ванда позже последует его совету,но сердцем навеки останется преданной своей первой любви.Кароль с пониманием отнесся к культу Артура в своей семье и полностью в этом поддерживал свою жену.В мемуарах дочь Ванды – львовская поэтесса Марыля Вольска вспоминала,что в тяжелые годы,когда подкрались нужда и болезни,отцу с матерью пришлось распродать оставшиеся в семье полотна Гроттгера так свято ими сохраняемые( много картин купил меценат и магнат из Роздола –Лянцкоронский)».

После этого в доме воцарилась пустота,как после похорон»-вспоминала дочь Ванды-Марыля.Кароль Млодницкий после этого слег с сердечным приступом,а Ванда надолго погрузилась в мрачную молчаливую меланхолию.

Много позже в старости она закажет скульптору аллегорическую группу,на которой будет изображена сама Ванда,простирающая руки в мольбе к портрету возлюбленного.Эта скульптура и поныне украшает холл Доминиканского Собора.

…Рассказывают,что когда-то Артур и Ванда отдыхали в живописной местности Дениски(Польша),где художник по заказу рисовал картины,а Ванда рядом отдыхала на природе.На поляне среди леса росла одинокая высокая сосна.В один из этих солнечных дней художник признался девушке в любви и сделал ей предложение.На память об этом событии влюбленные рядом поставили капличку,а в нее Ванда поставила привезенную с собой копию иконы Ченстоховской БогоматериПрошло время:лес был давно выкорчеван,капличка исчезла , а сосна засохла,но продолжала стоять как памятник вечной любви двух молодых людей.Старожилы рассказывают,что существует легенда о сосне,которая начала сохнуть после того,как Ванда поцеловала Артура,словно предчувствовала трагическую развязку этой любви.Сюда приходили молодые пары и просили у иконы на капличке благословения,проводились торжественные богослужения по праздникам,приезжало много туристов и паломников со всей Польши.

В 1992 г.произошло резонансное ограбление Львовской Картинной Галереи при этом погибли два охранника и были выкрадены два полотна А.Гроттгера:одно называлось «Ноктюрн», а вторая картина»Братание»,на которой изображены двое(польский повстанец и российский егерь), погибшие одновременно и как-бы примиренные своей смертью друг с другом(посмертное братание врагов).Два трупа на картине и два погибших охранника галереи:простое совпадение или магия картин Артура?Где мистика и где реальность?Кто ответит.
P.S.Во Львове находится множество уютных кафе более или менее известных.Некоторые даже входят в обязательную программу экскурсий(типа «Виденьской Кавы» или «Синьои Пляшки»).А я Вам хочу рассказать о малоизвестном кафе «Купол».Оно находится на горке над библиотекой им.Стефаника.На маленькой летней площадке –много старых раритетов ,на стенах восстановлены старые польские вывески.Но самое интересное –внутри.На стенах висят старинные гравюры и портреты шляхетных семейств и магнатов Львова.А возле столика,что находится справа от входа висят портреты молодых:парня и девушки.Давайте вглядимся повнимательней:да это же наши старые знакомые:Артур и Ванда!.Если Вам случится прогуливаться старинными улочками нашего уютного города не забудьте заглянуть в гости к нашим героям.Они всегда рады друзьям и согреют Вас теплом своих горячих сердец, которым так и не суждено было вволю насладиться друг другом на этой грешной Земле.

Перевод сделан по материалам статей П.Чарторийского-Шилера, книг С.Василевского «Львов» и В.Шолгинии «В прошлом Львове»