
В духе лучших традиций, установившихся за многие годы проведения в нашем городе цветаевских праздников, удался и нынешний, 17-й по счёту.
Его организаторы подчёркивают, что традиционные встречи литературоведов и почитателей творчества Марины Ивановны на болшевской земле — не просто Международные научные конференции, но и в полном смысле слова — праздники, интеллектуальная составляющая которых дополняется эмоциональной, творческой (неизменно насыщенная литературно-художественная программа).
На этот раз первый день конференции «Связь времён: М. Цветаева, семья, окружение» прошёл в комфортабельном зале готового к открытию кинозала ДиКЦ «Костино».
Председатель Комитета по культуре Любовь Охрименко, приветствуя гостей конференции, подчеркнула, что ежегодные Цветаевские чтения — важное событие в культурной жизни нашего наукограда, богатого литературными традициями. Любовь Владимировна вручила грамоты Комитета по культуре сотрудникам группы по изучению русской эмиграции Тамаре Полуэктовой, Ольге Ростовой, Ирине Невзоровой за бескорыстную помощь болшевскому музею. Аплодисментами встретили собравшиеся долгожданное сообщение Л. Охрименко о том, что дом М. Цветаевой в Болшеве подготовлен к реставрации.
Ведущие конференции Зоя Атрохина и Лев Мнухин предварили научную часть чтением приветствий, присланных из Франции, Испании, Израиля, США. (К слову — не все зарубежные и российские друзья болшевского музея ограничились письменными обращениями: на чтениях присутствовали цветаеведы из Москвы, Санкт-Петербурга, Александрова, Елабуги, Тарусы, Ново-Талиц. А Анна Кветковская приехала в Болшево из Бельгии, чтобы поделиться воспоминаниями о встречах с Аллой Головиной — знакомой семьи Цветаевых-Эфрон, школьной подругой Ариадны.)
С минуты молчания в память о дочери Марины Цветаевой Ариадны (чей день рождения пришёлся на второй день конференции) и начались чтения. Руфь Вальбе, напомнившая об этой дате собравшимся, познакомила их с новыми материалами из архивов Елизаветы Яковлевны Эфрон и передала в дар болшевскому музею несколько бесценных экспонатов: автограф Марины Цветаевой, письмо Сергея Дурылина (чьё имя тесно связано с нашими краями) Елизавете Эфрон. Подарила Руфь Борисовна музею и другие реликвии: документы, фотографии, книги (одна из которых — подарок Ариадны «тёте Лиле» по случаю именин, о чём свидетельствует дарственная надпись).
Лариса Краснопольская, праправнучка Петра Цветаева (старшего брата Ивана Владимировича) поблагодарила всех за неослабевающий интерес к членам семьи Цветаевых и выразила глубокое уважение к профессионалам — участникам конференции. Лариса Михайловна поделилась впечатлениями человека, имеющего возможность посмотреть на знаменитую семью «изнутри».
«Елабуга, или Сон о Марине» назывался показанный затем новый фильм, снятый на Казанской киностудии. Параллели, проведённые его создателями между Елабугой — городом, где окончила жизненный путь Марина, Тарусой — городом её детства, и Коктебелем, где она провела лучшие дни юности, не всем показались закономерными. Одно бесспорно: лента получилась образной, в ней чувствуется любовь к поэту.
Новую песню о Елабуге спел Виктор Леонидов.
Одним из самых интересных докладов стал рассказ Лидии Либединской «Воспоминания моей матери о Борисе Пастернаке». Семья Лидии Борисовны была известна в литературных кругах: отец, Борис Дмитриевич, принадлежавший к семейству Толстых, был репрессирован в 1937-м, мать выпустила несколько книг стихов и прозы под псевдонимом Татьяна Вечерка. С Пастернаком она впервые встретилась в 1926 году и виделась неоднократно. Отрывки из живых, полных ярких штрихов воспоминаний матери, зачитала Лидия Борисовна.
С замечательными докладами выступили наши земляки — Лев Мнухин («М. Цветаева и Ромен Роллан»), Нина Осипова («Аспекты экзистенциального сознания в пространстве «Дневников» Г. Эфрона), Александр Балакин («Легенды болшевского дома»), Ксения Мельник («Писала я на аспидной доске»), Анна Резниченко («С.Н. Дурылин и М.И. Цветаева»). Очень познавательны были и сообщения московских цветаеведов, составившие значительную часть из более чем 20 докладов. Виталий Шенталинский рассказал о взаимоотношениях Марины Цветаевой и Леонида Канегиссера, поэта-террориста, убийцы Урицкого. Лина Кертман раскрыла столь неожиданную тему, как «Стихия юмора в цветаевской эпистолярной прозе», а Людмила Шейн познакомила с новинками литературы цветаевской тематики. Началом литературно-художественной программы можно было назвать чтение народной артисткой России Антониной Кузнецовой доклада «Ранняя М. Цветаева в театральной школе». (На второй день конференции Антонина Михайловна порадовала зрителей исполнением стихов Цветаевой из новой своей программы). В своём докладе Антонина Кузнецова упомянула, что Марина Ивановна называла себя «танцовщицей души». Это неожиданное определение заставило многих обратить внимание на бабочку с яркими «глазами» на крыльях, порхавшую в лёгком танце по залу на протяжении дня.
— Бабочка — это, по поверьям, чья-то душа, — высказалась по этому поводу профессор Доброслава Донская.
Чья танцующая душа посетила в этот день болшевский цветаевский праздник?
Елена АЛЕКСАНДРОВА.