Уршуля Малгожата Бенка [Urszula Małgorzata Benka]
Польская писательница, поэтесса
Родилась во Вроцлаве в 1953 году. Закончила польское отделение факультета филологии Вроцлавского университета. В 1975 году (по другим источникам, в 1974) состоялся литературный дебют Бенки: в студенческом журнале «Сигма» напечатали её рассказ. Две поэтические тетради, «Хрономея» (1977) и «Странное наслаждение» (1978), определили поэтический путь Уршули Бенка.
В 1983 году поэтесса выехала в Париж «на стипендию», проживала за границей, во Франции и в Нью-Йорке, до 1991 года. Вернувшись на родину, Уршуля Бенка работала с мужем, театральным художником и режиссёром Урбановичем, в основанном ими театре «Онейрон II». В 1993 году она защитила докторскую диссертацию на тему «Харизма правления, священное убийство. Анализ мифической символики и семантики в творчестве Хенрика Сенкевича».
***
Уршуля Малгожата Бенка на пять лет моложе Кристины Ларс. Ей было двадцать два, когда польский Союз студентов в 1977-м издал в Варшаве ее поэтическую тетрадь “Хрономея”. Через год вроцлавское издательство “Оссолинеум” опубликовало книгу ее стихов “Странное наслаждение”. Стихи Бенки были удивительные, неожиданные. Книга привлекла внимание. Очень уж отличались стихи вроцлавской студентки (она изучала филологию и психологию) от всего, что публиковалось. Нечто подобное можно было найти скорее уж на выставках польских художников 70-х годов: неомодерн, неосимволизм, неосюрреализм. Поэзия Бенки напоминала декадентскую, модернистскую культуру рубежа ХIХ и ХХ веков, именно всю художественную культуру: театр, театральные декорации, живопись. И в ее “театре” меняются декорации, меняются маски, мелькают персонажи. В 1992-м Бенка действительно создаст, вместе с мужем художником театр “Онейрон” (от греч. “онейрос” — сновидение); так театральность, присущая ее поэзии, выйдет за рамки ее поэтических книг. У Бенки великолепное чувство стиля, она свободно владеет стилями разных эпох. Привлекают ее главным образом эпохи “неклассические”. Рецензенты первой книги видели связь ее лирики с искусством готики, с немецким и английским готическим романом конца ХVIII века, со сказками немецких романтиков. Многие фантазии ранней Бенки — гофманианские. Но сквозь ее иррациональную поэзию порой сквозит действительность ХХ века с ее тоталитарными режимами и жестокостью. Таково стихотворение “Шизофрения часовщика Вольфганга Фридриха Кранца”.
Уже раннюю поэзию Бенки поэт Сергиуш Стерна Ваховяк связывал с поэтикой мифа. Бенка свободно чувствует себя и в античной мифологии (цикл об Орфее), и в мифологии славянской, например стихотворение “Мать и дочь”. В этом стихотворении Бенка, обычно пишущая свободным стихом, пользуется дольником, стилизованным под народный стих, с приблизительными — тоже на фольклорный лад — рифмами. Стихотворение написано по возвращении в Польшу после долгого отсутствия: в 1983¾ 1991 годах Бенка жила в Париже и в Нью-Йорке. Любопытно, что парижских и американских реалий в ее стихах, написанных за рубежом, почти нет: местом действия поэтического театра Бенки остаются пространства ее воображения.
Наталья Астафьева о поэзии Уршули Бенка