Изабе́лла Арка́дьевна (Арка́диевна) Грине́вская (урождённая Бейла Фридберг, идиш בײלע פֿרידבערג — Бейлэ Фридберг, во втором браке — Белла (Изабелла) Спектор)
1864 — 1944
Драматург, прозаик, поэтесса, переводчица, публицист.
Родилась в Польше.
По некоторым источникам, дочь еврейского писателя Авраама Фридберга (1838—1902). Училась в Мариинской гимназии в Гродно, затем в Санкт-Петербурге на Бестужевских курсах. В 1880 году впервые вышла замуж — за журналиста Александра Гриневского. Как и он, сотрудничала в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
После расставания с Гриневским в 1886 году вышла замуж за еврейского писателя Мордхе Спектора (1858—1925), основателя журнала «Дер хойз-фрайнд», в котором она дебютировала как прозаик. В следующем году переехала с мужем к отцу в Варшаву, где и этот брак распался. Позже начала писать также на русском и, согласно некоторым источникам, на польском языках.
В начале 1890-х годов некоторое время жила в Одессе, а с 1894 года и до конца жизни — в Петербурге (Владимирский проспект, дом 10, квартира 32). Имела дочь. Играла на сцене (под псевдонимом Тама́рина), преподавала сценическое искусство и декламацию. В 1905 году входила в репертуарный совет Современного театра Н. Н. Отрадиной.
В 1915 году выступала с собственной антрепризой. В 1916 году по её сценарию был снят фильм «Игра случая». После революции выступала с лекциями, работала над организацией различных ленинградских театральных студий. С 1926 года — персональная пенсионерка.
В начале июня, в июле и в августе 1937 года обращалась с ходатайствами к Е. П. Пешковой с просьбой о помощи в облегчении участи арестованных Екатерины Сергеевны и Дмитрия Николаевича Веселовских. По этому же поводу написала письмо начальнику Севвостлага.
Литературную деятельность начала переводами с французского, польского и итальянского. В 1895 г. напечатала во “Всемирной Иллюстрации” пьесу “Первая гроза”, вслед за которой написала ряд одноактных пьес. Из них “Трудовой день”, “Пьеса для разъезда”, “Пожар”, “Урок танцев”, “Письмо” с успехом состоялись на Императорских и других сценах.
Публиковала художественную прозу на идише, стихи, пьесы, переводы и публицистику на русском языке.
Из переводных пьес Гриневской более известны “Друзья” Роветты, “Мертвый город” д’Аннунцио, “Ренессанс”. Часть пьес, а также небольшие, большей частью юмористические рассказы собраны Гриневской в книжке “Огоньки” (Санкт-Петербург, 1900).
В 1907 г. вышел “Сборник пьес и монологов” Гриневской. Написанные в условном стиле, но грациозные, стихотворения Гриневской вышли отдельной книгой в 1904 г. (Санкт-Петербург); многие из них положены на музыку.
Из критических статей Гриневской (“Мишель Монтень”, “Гергард Гауптман”, “О риеме”, “О ремарке” и др.) заслуживает внимания парадоксальный, но интересно проведенный этюд “Кого любит Софья Павловна Фамусова”. По мнению Гриневской, Софья гораздо выше своей репутации: она девушка с высшими стремлениями и если увлеклась скрывшим свое настоящее обличье Молчалиным, то только потому, что утратила надежду на любовь Чацкого. В 1907 г. напечатала “Право книги” (о критиках).
Наибольшее внимание из произведений Гриневской возбудила стихотворная “драматическая поэма” в 5 действиях “Баб” (Санкт-Петербург, 1903). Она посвящена истории возникновения и распространения персидской социально-религиозной секты бабидов. Пьеса страдает длиннотами, но широко и интересно задумана. В тех местах, где пламенный реформатор излагает свое благородное учение, в пьесе чувствуется настоящий подъем. Пьеса шла в Санкт-Петербурге с шумным успехом. Из истории бабизма взять сюжет и другой стихотворной “поэмы-трагедии” Гриневской – “Беха-Улла” (1912). К временам Пугачевщины относится “драматическая поэма” в стихах “Суровые дни” (1909).
Её блокадные записи были опубликованы посмертно в ежегоднике рукописного отдела Пушкинского дома (2014).