Фредерика Моисеевна Наппельбаум
1902–1958
Поэтесса. Участница кружка «Звучащая раковина» (1921–1925). Сборник «Стихи (1921–1925)» (Л., 1926). Дочь фотохудожника М. Наппельбаума. Сестра И. Наппельбаум.
«Музой „Звучащей Раковины“ была, по общему признанию, Фредерика Наппельбаум. Именно такую надпись сделали молодые поэты на ее экземпляре сборника стихотворений студийцев. Да и сам Николай Степанович Гумилев надписал подаренную Фредерике книгу своих стихов „Шатер“ поэтическими строчками: „И как доблесть твоя, о единственный воин, так и милость моя не имеет конца“.
Фредерика писала стихи с девяти лет. Писала всегда, но мало, редко, вдохновенно. Она не понимала тех, кто находился в постоянной готовности к поэзии.
Руководителем «Звучащей раковины», как и «Цеха поэтов», до своей смерти оставался Гумилев. В состав группы входили: Ида и Фредерика Наппельбаум, Н. П. Сурина, А. И. Фѐдорова, В. И. Лурье, О. Зив, К. К. Вагинов, П. Н. Волков, Н. Столяров, Т. Рагинский-Карейво, В. Ф. Миллер и Н. К. Чуковский. В 1920-21 Фредерика была секретарем студии. Лучшим поэтом «Звучащей раковины» всеми признавался Константин Вагинов, его Музой – Фредерика. Собрания «Звучащей раковины» сочетали в себе занятия по поэтическому мастерству, чтение стихов, их обсуждение и развлечения. Поначалу собрания происходили в Студии Гумилева в Доме Искусств (ДИСК). После расстрела поэта они переместились в квартиру-ателье фотографа М.С.Наппельбаума и продолжались там примерно до 1925 года. Этот период «Звучащей раковины» Н.К. Чуковский именует в воспоминаниях как “Салон Наппельбаумов”.
«Звучащая раковина» осуществляла издательскую деятельность, которая была возможной исключительно благодаря субсидиям М. С. Наппельбаума. В 1921 году вышел альманах «Звучащей раковины», в котором были напечатаны стихи К. Вагинова, сестер Наппельбаум и других участников группы. В 1922 году под названием «Звучащая раковина» был выпущен сборник стихов «Памяти нашего друга и учителя Н. С. Гумилева». В числе его авторов были Фредерика и Ида Наппельбаум, Даниил Горфинкель, Вера Лурье, Валентин Миллер, Томас Рагинский-Карейво, Ольга Зив, Анатолий Столяров, Николай Радищев, Константин Вагинов и др. В 1923
был издан первый сборник «Город», в котором наряду с произведениями участников объединения «Звучащая раковина» были напечатаны пьеса Л. Лунца «Бертран де Борн» и его рецензия на роман И. Эренбурга «Хулио Хуренито», стихи Н. Тихонова, статья И. Груздева о М. Гершензоне.
Позже в изданиях «Звучащей раковины» вышли две книги стихов – Иды Наппельбаум «Мой дом» и единственный поэтический сборник Фредерики Наппельбаум – «Стихи (1921–1925)» (Л., 1926).