Петрозаводск, 2023.
Автор – Леонид Мышьяков, школа № 35.
75-я Всероссийская (с международным участием) научная конференция обучающихся и молодых учёных ПетрГУ секция «Юный филолог». Научный руководитель: Третьякова Жанна Васильевна, учитель русского языка и литературы
Цель работы: выявление специфики использования причастий в стихотворениях Н. В. Лайдинен.
Задачи:
1) Определить количественный состав причастий в анализируемых стихотворениях.
2) Описать особенности употребления причастий в данных текстах.
Объект исследования: стихотворения Натальи Лайдинен
Методы: поисковый, наблюдение, лингвистический (языковой) анализ, статистический.
Материалом для исследования послужили стихотворения цикла «Карельская палитра» (сборник стихотворений «Карельское солнце»)
Причастие – необычная и интересная часть речи. Всем известно, что среди учёных-лингвистов нет единого мнения о грамматическом статусе причастий. Не все языковеды называют причастие самостоятельной частью речи. Есть мнение, что причастие, как и деепричастие – особые формы глагола, а ряд лингвистов относит причастия к прилагательным. Дело в том, что причастие совмещает в себе морфологические признаки двух частей речи: глагола и прилагательного. Ещё Михаил Васильевич Ломоносов говорил о причастиях: «Они служат для сокращения человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
Мне же интересным показался тот факт, что среди поэтов и писателей отношение к причастию тоже неоднозначное. Мы можем посмотреть на высказывание Ломоносова не только как учёного, но и как поэта. И тогда мы видим его восхищение этой частью речи, обладающей двойной силой. А вот что говорит писатель Исаак Бабель: «Я стараюсь изгнать из рукописи причастия и деепричастия и оставляю только самые необходимые. Причастия делают речь угловатой, громоздкой и разрушают мелодию языка. Они скрежещут, как будто танки переваливают на своих гусеницах через каменный завал. Три причастия в одной фразе – это убиение языка. Все эти «преподносящий», «добывающий», «сосредоточивающийся» и так далее и тому подобное». Эти слова Бабеля цитируются Константином Паустовским в рассказе «Каторжная работа». Интересно, что в тексте Паустовского приводится диалог автора с Бабелем, и Бабель на протяжении всего разговора не употребляет в своей речи действительные причастия настоящего времени.
Чтобы посмотреть, как используются причастия в современной поэзии, я решил обратиться к творчеству Натальи Валерьевны Лайдинен. Она родилась и выросла в Петрозаводске. А после окончания школы в 1993 году уехала в Москву и поступила в МГИМО. И сейчас Наталья Валерьевна живёт в Москве, занимается журналистикой, пишет стихотворения. В 2020 году в Петрозаводске издательство «Острова» выпустило книгу её стихотворений «Карельское солнце». В этой книге все стихотворения разбиты на 6 групп. Одна из них называется «Карельская палитра».
Я провёл исследование, как используются причастия в стихотворениях именно этой группы. Здесь 26 стихотворений. В этих стихотворениях использовано 37 причастий, из них 16 причастий действительных (7 – настоящего времени и 9 – прошедшего) и 18 полных и 13 кратких страдательных причастий прошедшего времени. Страдательных причастий настоящего времени в стихотворениях нет.
Мы видим, что при отсутствии страдательных причастий настоящего времени очень мало в стихотворениях действительных причастий настоящего времени. Действительных причастий прошедшего времени больше. И самая большая группа – это страдательные причастия прошедшего времени.
Интересно, что в каждой группе встречаются пары одинаковых причастий. Это «зовущий», «зовущая»; «застывший», «застывшими»; «ушедшим», «ушедшими»; «скрытые», «скрытых»; «пронизан», «пронизаны». Все причастия в этой таблице даны по порядку их употребления в цикле.
А вот как распределились эти причастия по стихотворениям цикла. Из 26 стихотворений в СЕМИ вообще нет причастий. Ещё в 6 стихотворениях используется только по 1 причастию. В 6 стихотворениях – 2 причастия, в 3 стихотворениях – 3 причастия, в двух – 4 причастия. Самое большое количество причастий – по 6 – ещё в двух стихотворениях, но в первом стихотворении из шести – 4 причастия кратких, а во втором стихотворении 3 из 6 кратких.
С какой же целью используются эти причастия? Обратимся к стихотворениям «Карельской палитры». Приведу несколько примеров:
1) Горизонт над седой безбрежностью –
Как зовущий к истокам путь. СРАВНЕНИЕ
2) День сентябрьский в тающей дымке. ЭПИТЕТ
3) И печаль звезды высокой слышит
Шумом утомленная дорога. МЕТАФОРА
4) Луны замерзшая краюшка
Стучится в спящие дома. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
5) В лабиринтах сознаний космических
Шелестит заблудившийся дождь. МЕТАФОРА
6) Бежать по глади речки смятой… ОКСЮМОРОН
Метафоры в стихотворениях чаще всего развёрнутые. Например:
Месяц, в тайнопись влюблённый,
Вышил бисером рубаху.
Здесь представлено описание ночного неба, усыпанного звёздами, непонятные пятна на поверхности месяца. Известно, что с Земли мы видим очертания лунных гор, кратеров и морей. Конечно, чтобы всё это увидеть, необходимо наблюдать за спутником Земли в ясную ночь, которая так необычно и описывается в стихотворении.
Мы видим, что причастия используются поэтом с целью создания метафоры и других тропов. При этом причастия употребляются в стихотворениях, описывающих Карельскую природу. Но в цикле «Карельская палитра» есть стихотворения, обращённые к человеку. И в них, как правило, нет причастий.
Например, обратимся к стихотворению, посвящённому Тамаре Юфа. В нём много своих особенностей: много собственных существительных, полных и кратких прилагательных – и при этом нет ни одного причастия.
Ещё одно стихотворение имеет посвящение – Наталье Гальциной. Это известная балерина, которая много лет выступала на сцене Музыкального театра Республики Карелия. А с 2009 года она является художественным руководителем детской балетной студии Музыкального театра. Интересно, что в этом стихотворении есть только одно причастие в следующих строчках:
Вся жизнь твоя – полёт, балет,
С восторгом устремлённый к Богу.
Причастие «устремлённый» входит в состав причастного оборота, который относится к определяемому существительному «БАЛЕТ».
В «Карельской палитре» только эти два стихотворения имеют посвящения. Но в цикле есть и другие стихотворения о людях. Например, стихотворение «Спи спокойно, родная…» посвящено какому-то человеку, очень близкому автору, ушедшему из жизни, и в нем тоже нет причастий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в стихотворениях, обращенных к людям, Наталья Лайдинен не использует причастия. Все причастия передают личное эмоциональное восприятие природы Карелии, участвуют в описании неба, ветра, леса, водных пространств. Причастия помогают изобразить карельский пейзаж в разные времена года, передают любование поэта окружающей природой, всем тем, что мило поэту, с чем «сердца наши вечно повязаны». Причастия, использованные скупо, в небольшом количестве, помогают создать особую образность в стихотворениях цикла «Карельская палитра», становятся одним из способов передачи поэтического мира автора.