Художественный анализ произведений Любови Шашковой

Моя поэзия – это запечатленные мгновения красоты жизни, любовного чувства, это мозаика человеческой судьбы. В своих очерках я рассказываю о людях, хранящих в нашем обществе огонь духовности и культуры, передающих его из поколения в поколение…

Любовь Шашкова – замечательная поэтесса, чьи стихотворения согревают, окунают в мир чудесного, помогают глубже понять нравственность, делают нас лучше и “красивее”. Творчество Любови Шашковой отличается широтой тематики. Она пишет о любви, о семье, о своей родине. В ее стихах органически сочетаются глубокая страстная лирика, красочные пейзажи и сосредоточены раздумья о человеческих ценностях. Каждое стихотворение особенное, имеет свою изюминку, единственную и неповторимую. У поэтессы вышло несколько книг: “Пора подсолнухов” – 1984 г., “Ты есть я” – 1988 г., “Диалоги с надеждой” – 1991 г., “Из трех книг” – 2001 г., “Луг золотой” – 2006 г., книга публицистики – “Хранители огня” – 2006 г. Каждая из них – отдельный мир, где живут тысячи образов, палитра цветов, спектры чувств и переживаний. Читая произведения, мы попадаем в необыкновенный мир, в котором мы находим частичку себя, частичку нашей души и сердца.
Изучая творчество Л.Шашковой, мы выделили наиболее яркие произведения и постарались глубже заглянуть в них, прикоснуться к ним, почувствовать их.

Природа и Родина

Любовь Шашкова сразу поразила нас своим умением живописать для изображения точно так, как живописует природа для глаз. Ее поэзия о природе вселила в нас чувство прекрасного, светлого. У поэтессы очень много стихотворений на эту тему, они составляют большую часть ее сборников. И они тесно перекликаются со стихотворениями о Родине. Вот что автор говорит о своем отношении к данной теме: “Не случайно родина и природа одного корня. Запавшие в душу милые либо величественные пейзажи родной стороны для человека, чувствующего и мыслящего, и есть часть его родины, основа его патриотического чувства. Потому что если общественные отношения несовершенны, люди могут разочаровать, обидеть, то природа – только утешить, врачевать. С годами это особенно ценно, человек все больше ощущает себя не частью социума, а частью природы. Со мной это во всяком случае именно так”. Одним из ярких стихотворений на тему природы является “Луг золотой”, которым она открыла свою последнюю книгу.
Это луг золотой поутру на восходе –
Это птичий, шмелиный, хмельной травостой.
Но куда он уходит, куда он уводит
Мое сердце и взгляд – этот луг золотой?

Это луг золотой ввечеру на закате –
Солнца луч среди сосенной меди литой.
И ни сердца, ни взгляда вовеки не хватит,
Чтоб его унести – этот луг золотой.

Это луг золотой! Это запах медвяный!
Затеряться, остаться в зеленой стране!
Он еще воспарит на своих одуванах,
Только все это будет уже не при мне.

Это луг золотой

Стихотворение вызывает у нас теплые ощущения. В нем говорится о прекрасном золотом луге, где автор хочет остаться, затеряться навсегда, потому что такое соцветие запахов и цветов не может не радовать человеческую душу.
Использование цветовой гаммы – один из приемов русских поэтов 19-20 веков, им же гармонично пользуется в наше время Л.Шашкова. Цвет для нее – это особенный образ. В стихотворении “Луг золотой” очень много желтого, золотистого цвета, что полностью соответствует его названию. Читая произведение, мы замечаем эти цвета: золотой луг, шмелиный, литая медь, медвяный запах (даже запах передает нам золотисто-коричневый цвет меда), одуваны, солнце. Кроме основного желтого цвета в стихотворении присутствует яркий цвет – красный (сердце, закат, медь).
Читая стихотворения Шашковой о природе, мы увидели, что одним из излюбленных художественных тропов, используемых в ее поэзии, является олицетворение. Это наглядно просматривается в стихотворении “Царственная ель”:
Какая царственная ель
Поляну эту украшает!
Но ни одна шальная трель
В ее шатер не залетает.
В то время, как и луг, и лес
Звенят от певчего народа,
Она на юный мир окрест
Глядит величественно – гордо.
И я гляжу и не пойму:
За что ее так наказали? –
У сосен шум и гвалт в дому,
А у нее, как в тронном зале.
Одна средь летней кутерьмы
Она спокойно ждет зимы+
В стихотворении поэтесса сравнивает ель с гордым и от того одиноким человеком. Вот они, яркие образы: луг звенит, ель глядит величественно, у сосен шум и гвалт, у ели, как в тронном зале, ель ждет зимы+
Автор считает одиночество наказанием. Читая это произведение, мы невольно проникаемся жалостью к этому дереву и задаем вопрос: “За что ее так наказали?”. В стихотворении сказано, что ель украшает поляну, делает ее особенной, неповторимой, “но ни одна шальная трель в ее шатер не залетает”. И в глубине подсознания понимаем, что в нашем мире есть люди, похожие на эту царственную ель, у которых есть свой собственный, особенный, но одинокий мир, полный спокойного и равнодушного ожидания. В их жизни все придерживается принципа “тронного зала”, где все очень шикарно и роскошно, но наигранно и угрюмо, где нет веселья, а есть лишь гордость, надменность и одиночество. И вроде эта ель такое же дерево, а человек – часть человечества, но он отличается от остальных своей отрешенностью от всеобщего мира.
Это стихотворение наполнено контрастами: казалось бы, ель украшает поляну, но к ней никто не подходит+в то время как луг и лес радуются – она грустит, но не показывает этого из-за своей гордости+у сосен “шум и гвалт в дому”, а у нее “как в тронном зале”+всех много, все вместе, а она одна.

Стихотворение “Чарын” является примером связи между Родиной и природой.
Чарын
Эта ночь на Чарыне чернильно-черна и тиха.
Только всхлипы лягушек, да голос такыра невнятный,
Только за поворотом о чем-то бормочет река,
И о чем-то таком, что и нам скоро станет понятно.
Как в тумане речном проступает вершина горы,
Так и в нас проявляется наша далекая память.
Это ты, очарован, однажды воскликнул: “Чарын”,
Это слово твое стало рощей, рекою, горами.
И теперь этой памятью каждый из нас обречен.
Если вдруг у реки, у другой, и с друзьями другими
Над тобою звездой негасимой взойдет мое имя,
Это чары Чарына, любимый, а я ни при чем.
Читая это стихотворение, мы невольно попадаем под чары Чарына, находимся в плену его красоты. Повторяющийся практически в каждой строчке звук “ч” – прием аллитерации, который использует поэтесса для более глубокой передачи настроения стихотворения (чернильно-черна, ночь, бормочет, речном, очарован, Чарын, обречен, чары Чарына). Именно этот прием и этот мягкий, как будто плывущий звук заставляют нас забыть об окружающем мире и попасть в мир, необычный, красочный, неповторимый, где перед нами предстает красота родных краев.

Семья

“Семья – отец, мать – это опять же часть родины, потому что это твоя родова, род, это твои корни, это то, что держит человека на земле, помогает ощутить себя не перекати полем, а имеющим корневую основу, и понять, что ты – только звено. Одной рукой ты держишься за своих родителей, а другой держишь своих детей. Так образуется цепь. И если она есть – мы крепки, мы выстоим” – так Любовь Шашкова отзывалась о своей лирике на тему “Семья”. У нее есть два цикла стихов: “Песни Жаворонков” и “Пора подсолнухов”, посвященные семье.
Они не так калитку закрывают,
Не так косу повесили в повети,
Не так гладышки сушат на заборе.
Они, как видно, люди не плохие –
Мне подают воды холодной кружку,
(А бабка выносила молоко,
Дед – решето с наливом и анисом…)
Но и в саду уже не тот порядок,
С усердием здесь пчелы не хлопочут,
А мамою посаженные сливы
Теперь лишь плодоносные деревья…
Читая эти строчки, мы понимаем, насколько же неразлучны такие понятия, как семья и Родина. Когда ты покидаешь родные края, все кажется чуждым, тебе приходится привыкать к новому, это вызывает грусть, хотя вокруг вроде все хорошо. И тогда мы начинаем ценить свои земли, то, Что нам было дано с детства, понимаем, насколько чужие места отличаются от родных, и в нашей душе появляется неизмеримое желание вернуться обратно+
И в хату деда я б тогда вошла+
Через лексику, акцентируя внимание на образы, предметы, память, Шашкова показывает нам, как тяжело и отчаянно на душе у человека, когда он попадает в чужое окружение: чужие, вместо молока бабушки и решета с наливом дедушки подают холодную воду. Родных нет рядом, и больно ощущать эту душевную пустоту.

Любовная лирика

Что касается любви, то все творчество поэтессы пронизано этим чувством: любовь к родине, к семье, к природе+ Что касается любви женщины и мужчины, то это не всегда светлое чувство, оно и грозное, и безысходное, и окрыляющее, и ломающее человека. Поэтому стихи здесь разного плана.
Стихотворение “Ключ” является оппозиционным по отношению к любви+ Оно о любви безответной.

КЛЮЧ
Этот ключ тяжелее замка –
Не поднять, из кармана не вынуть.
Но к нему как присохла рука:
Где там – выкинуть, где там – закинуть.

Вот и мучь себя, или не мучь,
Никуда мне от ноши не деться:
Мне досталось нести этот ключ,
А тебе – твое легкое сердце.
Поэтесса сравнивает любовь с ключом, который тяжелее замка+и от этой ноши некуда деться (“Не поднять, из кармана не вынуть//Где там выкинуть, где там закинуть+”). Так же и с любовью. Она настигает тебя в самый неожиданный момент, становится тяжелой ношей, когда она безответна, и ты не можешь ее вынуть из своей души, не можешь убежать от нее, ты привыкаешь к ней (“Но к нему так присохла рука+”), страдаешь, мучаешься от собственных чувств, когда тот человек, кому они адресованы, не может ответить взаимностью… В этом стихотворении поэтесса использует приемы сравнения, сравнивает любовь с ключом, с тяжелой ношей. Такие выражения, как “не поднять”, “не вынуть”, “присохла”, “не мучь”, “от ноши не деться” доказывают мысль поэтессы о том, что любовь не всегда теплое ощущение и чувство счастья.

Стихотворение “Море”. В нем поэтесса сравнивает любовь с его отливами и приливами:
Любовь, твои безумные отливы
Пережидать бы столь же терпеливо,
Как галечник прибрежный, как земля.
Не рваться бы вослед тебе душою,
Не голосить, смириться: Бог с тобою,
Опомнишься, вернешься: Я – твоя.
Поэтесса и здесь использует один из ее любимых приемов – аллитерацию. В этом стихотворении звучат шипящие, создавая образ моря, образ пены, волн, бьющихся о песчаный берег (пережидать, прибрежный, душою, опомнишься, вернешься).
Любовь – очень радостное и в то же время горькое чувство. Порой так хочется относиться к ней равнодушно, как с равнодушием относятся песок и земля к морским волнам, уплывающим от них.

Поэзия

ПОЭТУ
Не умирай никогда!
Мне не одной это надо,
Чтобы светила звезда
В ветках осеннего сада.
Светит в ночи снегопад
Полон добра и доверья.
Сквозь тишину и деревья
Звездные ночи летят.
Не умирай никогда,
Чтоб не чадили поленья,
Чтоб не горчила вода…
В жизни и в стихотворенья
Не умирай никогда!

Любовь Шашкова очень ценит в людях талант. Талантливые люди интересны, притягательны. Она сама очень талантлива. Ее талант – поэзия. Писать стихи – ее любимое занятие, самое лучшее времяпровождение+поэзия – это та стихия, в которую она может окунуться с головой, которую она готова вдыхать полной грудью и не отпускать, пока не кончится дыхание. Быть поэтом для нее значит очень многое+и в стихотворении “Поэту” это очень хорошо прослеживается. “Не умирай никогда!” – с этого призыва начинает Любовь Константиновна свое произведение. Поэта она сравнивает со звездой (“Чтобы светила звезда+”), светом в ночи, полном добра и доверия. Она считает, что без поэзии жизнь станет блеклой, черствой, черной+поэтам нельзя “умирать”, чтобы “+не чадили поленья//не горчила вода”+ Для Л.Шашковой – поэзия – приятная для души тишина, это свет в ночи, излучающий доброту и доверие. Использование рефрена еще сильнее акцентирует наше внимание на побудительную направленность стихотворения. Слово, если оно настоящее, не умрет никогда. Не будет автора, но останется его поэзия. Стихи утверждают мысль о бессмертии искусства, и, может быть, о бессмертии человека.
Анализируя стихотворения Шашковой, обращаем внимание на наиболее частое применение таких художественных приемов, как эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Много света, цвета представлено в стихотворениях. Любимая цветовая гамма – теплые тона (золотой, желтый, коричневый), хотя по-есенински присутствует разнообразная палитра от белого до фиолетового. Есть у Шашковой и любимые слова, они присутствуют в стихотворениях и согревают своим теплом наши души – лес, луг, сосна, ель, птицы, звери, снег, деревья, ночь, поляна, зима, солнце, день, река, месяц, родима, сердце, закат.

Любовь Шашкова – честная и очень искренняя поэтесса, ее творчество, сила ее стиха заставляет нас думать о смысле жизни, вызывает восхищение и теплую печаль. Любовь Константиновна умеет словом придать непредметным явлениям материальную ощутимость и при этом сохраняет, выявляет их одухотворенность. В этом и заключается талант поэтессы.