ФАИНА МАКАРОВА. ДОРОГА К СЧАСТЬЮ

“Новая Кондопога”, газета. 28 февраля 2014 г.

“НК” старается следить за судьбами наших земляков, которые хоть и живут вдали от малой родины, но не разорвали с ней духовных связей. Среди них – Фаина Родионовна Макарова, учитель высшей квалификации, кандидат филологических наук, доцент, педагог с полувековым стажем, один из самых уважаемых членов Президиума Карельского землячества в Москве, стоявших у истоков создания и развития общественной организации. Её многолетняя преподавательская деятельность в школах, ПетрГУ и РЭУ им. Г.В. Плеханова в Москве, удивительные, редкие сегодня человеческие качества, такие, как открытость, неравнодушие, готовность помочь, верность своим убеждениям, принципиальность, вызывают у коллег и друзей глубокое уважение и восхищение. Очень любят Фаину Родионовну дети, среди ее воспитанников – многочисленные выпускники известного столичного лицея «Плехановец» и курсанты ВПЦ «Вымпел», с которыми у наставницы складываются очень тёплые, душевные, искренние отношения.

О призвании педагога, современной молодежи, жизненном пути и главных человеческих ценностях мы поговорили с Фаиной Родионовной Макаровой в ее домашнем рабочем кабинете в Москве.

– Фаина Родионовна, расскажите, пожалуйста, о семье, в которой вы выросли. Как воспитание повлияло на формирование вашего характера?

– Я родилась в карельском городке Кондопога, в большой и дружной семье – у меня есть сестра София и два брата Игорь и Олег. Наш дом стоял у подножия огромной монолитной скалы, она была для нас в любое время года излюбленным местом для игр: мы прятались в расщелинах, играли в сыщиков-разбойников, зимой катались на санках и лыжах. Я родилась за два года до войны, так что на становление характера повлияли не только северное детство, семья, но и Великая Отечественная… Мы были в эвакуации пять лет: сначала в Кировской области (деревня Злобино), потом в городе Правдинск Горьковской области, а после освобождения Карелии вернулись назад, в Кондопогу.

Мой папа, Родион Иванович, с гордостью называл себя «бумажником», потому что практически вся его жизнь связана с бумажной промышленностью, почти тридцать лет он был начальником древесно-массового завода на Кондопожском ЦБК. От него у меня – любовь к лесу, озерам, природе. Он брал детей с собой на рыбалку, на Нигозеро, Сандал и Габозеро, иногда на несколько дней. Отец обучал нас грести вёслами, ходить под парусом, ставить и снимать сети, ловить рыбу на удочку, спиннинг и на «дорожку», мы знали, где «берёт» окунь, а где – щука; умели развести костёр одной спичкой и сохранить его в дождь. Бывая на утренней и вечерней зорьке, вместе встречали ранний рассвет и поздний закат. Мы с братьями и сестрой многому научились у папы в те годы.

А вот любовь к чтению, книгам передалась от мамы, Валентины Никандровны. Мама была учительницей начальных классов. С раннего детства она читала нам сказки, на праздники дарила книги – каждому ребёнку свою, в зависимости от возраста и предпочтений. Мы учили много стихов и песен наизусть, к каждому празднику готовили домашние концерты, разыгрывали сценки из жизни, оформляли газеты со стихами и фотографиями. Чтение – мое любимое занятие с четырех лет, книга всегда была главной радостью для меня. В первом классе я проболела почти весь год, образование получала на дому, так что мама – моя первая учительница во всех смыслах этого слова.

Мама была кристально чистым человеком. Она говорила, что простит нам всё, кроме лжи, считала, что справедливость превыше всего. Этот закон неизменно живёт внутри меня.
На протяжении многих лет, пока мы учились в школе, маму постоянно выбирали председателем общешкольного родительского комитета. Время было трудное, послевоенное. Мама жила проблемами всех учеников, знала, кому нужно купить валенки, у кого нет теплых вещей или портфеля, и с помощью шефов (это был коллектив ЦБК) обеспечивала ребят всем необходимым. Помню такой случай: в школу прислали одну бесплатную путёвку в «Артек» на сорок пять дней. Родительский комитет и педсовет единогласно решили: путёвку дать семье Макаровых, поскольку все дети – отличники, активисты. Но мама отказалась, объяснив, что в нашей семье был отец, а во многих других семьях кормильцев не было… Путевку дали Оле Матиной, папа которой погиб на фронте, её мама одна воспитывала ребятишек. Мы, дети, посчитали такое решение абсолютно справедливым.

В старших классах к нам пришёл удивительный педагог, наставник, Сергей Васильевич Шежемский. Его уроки любили все, даже те, кто не очень тяготел к книгам, начали интересоваться литературой, много читать. Именем Шежемского названа одна из улиц в Кондопоге, по которой рано утром он шел в школу и поздно вечером возвращался домой.
Мои любимые произведения того периода – «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Два капитана» В. Каверина, «Васёк Трубачёв и его товарищи» В. Осеевой, «Четвёртая высота» Е. Ильиной, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Евпатий Коловрат» В. Ряховского, альбом «Экспедиция Папанина на Северный полюс» и многие-многие другие. Думаю, именно такие книги формировали в нас патриотический дух, главные жизненные ценности и принципы.

Все школьные годы я активно работала в пионерской и комсомольской организациях, была насквозь пропитана духом советского времени и навсегда осталась в лучшем смысле советским человеком. Моё внутреннее состояние (и тогда, и сейчас) можно определить словами:

Дайте трудное дело,
Дайте дело такое,
Чтобы сердце горело
И не знало покоя!

Однажды Сергей Васильевич попросил нас написать сочинение на тему «Кем я хочу стать». У меня было три мечты: стать лётчиком, моряком, а если то и другое вдруг не сбудется, тогда – учительницей. На сегодняшний день моему педагогическому стажу уже более полувека!

В шестом классе я стала чемпионкой Карелии по спортивной гимнастике, и мне подарили библиотечку. Она легла в основу собрания книг, в котором теперь насчитывается не одна тысяча томов. Часть из них я по линии землячества несколько раз передавала в фонды библиотек Карелии.

В Петрозаводском университете мне, как и в школе, тоже очень повезло с педагогами: довелось учиться у Леонида Яковлевича Резникова, известного исследователя-горьковеда, который руководил всей моей научной работой в вузе, в том числе и кандидатской диссертацией на тему «Северный цикл произведений К.Г. Паустовского». Период написания диссертации – один из самых замечательных в моей жизни. Мне довелось десять дней жить в доме вдовы Паустовского Татьяны Алексеевны, которая любезно разрешила воспользоваться личным архивом писателя. Кроме того, материалами для моей работы послужили фонды восемнадцати архивов Москвы, Ленинграда, Тарусы, Мурманска, Петрозаводска… Одна из моих публикаций по творчеству Паустовского была переведена на шесть европейских языков.

Во время учёбы и после выпуска мне довелось побывать в многочисленных фольклорных экспедициях по Карелии. Думаю, что я по-настоящему счастливый человек, потому что правильно выбрала профессию: для меня нет ничего интересней литературы и русского языка. А еще я очень люблю детей. Так что с точки зрения выбора жизненного пути у меня все сложилось замечательно, занимаюсь именно тем, что мне больше всего нравится.

Двадцать пять лет я преподавала на кафедре литературы историко-филологического факультета Петрозаводского госуниверситета, вела курс современной советской литературы. Выписывала пятнадцать журналов и газет, большей частью по специальности, тщательно следила за всеми новинками, интересовалась творчеством известных и начинающих отечественных прозаиков, поэтов и драматургов, со многими из которых встречалась и общалась на научных конференциях и творческих вечерах. Это Ю. Бондарев, В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Кондратьев, В. Белов, Д. Балашов, Д. Гусаров… Со всеми видными карельскими писателями была знакома лично, с некоторыми – дружила.

Ещё я читала курс методики преподавания литературы в средней школе, руководила педагогической и фольклорной практикой студентов, вела спецкурс по творчеству К.Г. Паустовского. Но самым сложным и трудоёмким предметом оказалась литература народов СССР, от поэзии Восточного Ренессанса (бейты Рудаки, рубаи Омара Хайяма, «Пятерицы» Низами и Навои и т.д.), то есть от IX века и до наших дней. Благодаря этому курсу познакомилась с произведениями белорусских, украинских, литовских, грузинских авторов… Открыла для себя много имен, непривычных, тем и необычных, жанров. Конечно, параллельно изучала историю: осваивать национальную литературу невозможно без понимания того, что происходило в то или иное время в жизни разных народов.

После Петрозаводского госуниверситета двадцать лет преподавала в Москве, на кафедре русского языка в РЭУ имени Г.В. Плеханова, в последние годы – в лицее «Плехановец», где до сих пор веду занятия на подготовительных курсах.

– Легко ли вам дался переезд в Москву?

– Тяжело. Я вовсе не рвалась в столицу и долго колебалась с принятием решения. С Карелией была связана вся моя жизнь: родители, дочь Вероника, интересная работа, надёжные друзья… Но так случилось, что я встретила москвича Валентина, который меня полюбил, семь лет подряд приезжал в Петрозаводск и всё уговаривал переехать. После ухода из жизни мамы я наконец-то решилась выйти замуж и оказалась в Москве. Здесь в течение первых семи лет на общественных началах, с огромным энтузиазмом занималась научной работой в Народном (теперь он является Государственным) музее Константина Паустовского в Кузьминках.

– Как вы считаете, какие качества нужны для того, чтобы стать настоящим педагогом?

– Нужно иметь две любви – к детям и своему предмету. Без такого равновесного сочетания учитель не состоится. Бывает, что знающий свой предмет педагог равнодушен к детям, не умеет с ними общаться, а ученики это чувствуют и не воспринимают преподавателя всерьёз. Бывает и наоборот: «добренький» преподаватель всё позволяет детям, а вот знания передать не может в силу слабой профессиональной квалификации…

Мне кажется, педагог не может состояться без любви к чтению, книге. В некотором роде это передается генетически, но многое зависит от семьи, в которой воспитывается человек. А далее – от школы, в которой он учится, от профессионализма и увлеченности тех, кто его учит. Мне повезло: мамин пример и сильный учительский коллектив Кондопожской средней школы № 1 очень рано определили мой выбор профессии.

Педагог обязательно должен быть хорошим психологом, уметь заинтересовывать ребят не только своим предметом, но и личностью. Убеждена, что в любом классе не будет проблем с дисциплиной, если на уроках ученикам интересно.

Ещё я считаю, что преподаватель должен блестяще владеть живым словом, искусством речи. Помните, Твардовский рассказывал о незабываемом для него первом уроке литературы, когда сельская учительница, закутанная в шаль, негромко начала читать в классе вслух «Тараса Бульбу», и дети замерли, зачарованные Гоголем? Это очень важно – уметь преподнести текст, прочесть его так, чтобы ребенок проник в него, увлёкся. При этом не надо быть артистом, потому что искусственность, нарочитость, наоборот, отталкивают, вызывают чувство неестественности. Важно читать, пропуская каждое слово через себя. Через это формируется любовь к книге. Замечательная Ирина Петровна Лупанова, профессор Петрозаводского государственного университета, говорила: главная задача учителя – сделать так, чтобы ребёнок полюбил чтение. Тогда он сможет в дальнейшем самостоятельно анализировать тексты, изучать не только произведения, заложенные в школьную программу, но и другую литературу. Книга станет его другом навсегда.

В моей жизни случился очень интересный опыт: в 70-е годы ЦК ВЛКСМ направил меня работать вожатой во Всероссийский лагерь «Орлёнок» на берегу Чёрного моря. В отряде «Бригантина» было сорок комсомольцев- старшеклассников: двадцать мальчиков и столько же девочек из разных регионов Советского Союза.

В «Орлёнке» тогда трудился старшим методистом Анатолий Мудрик, удивительный мудрый человек. Вопреки постулатам традиционной педагогики, он считал, что учитель имеет право эмоционально реагировать на поведение ученика. У Мудрика были и другие оригинальные методы работы. Каждый день после отбоя мы, вожатые, встречались в его кабинете на планёрке и детально обсуждали прошедший день, порой это затягивалось до двух часов ночи. Мы не высыпались, роптали. Но именно Мудрик научил меня тому, что без анализа своей деятельности невозможно стать настоящим профессионалом. Он настаивал на кропотливом разборе всех мероприятий с целью выявления слабых мест, поиска возможностей для совершенствования. Без живого обмена мнениями, дискуссии даже опытный специалист застаивается, начинает почивать на лаврах. Точно так же и в школе, вне зависимости от стажа педагогической деятельности, важно осваивать опыт коллег, ходить на уроки к другим учителям, изучать новейшие методики, внимательно прорабатывать свои занятия. По сей день для меня тщательный и постоянный анализ деятельности – залог успеха, этому научил Мудрик, которого я с благодарностью вспоминаю.

А ещё недопустимо лгать детям, с ними нельзя ловчить. Они это видят, мгновенно чувствуют. Педагог непременно должен быть безупречно честным, справедливым человеком.

– Как вы оцениваете современную систему образования? Что хорошее из советской системы, на ваш взгляд, оказалось утраченным?

– К сожалению, в последние годы мы потеряли очень многое. Современные дети в большинстве своем утратили интерес к учебе, с иронией, а то и с насмешкой относятся к тем, кто хорошо учится; случается, успешные ученики становятся изгоями в классе. Интерес к учёбе остался там, где в семье и в школе дети познают правильные жизненные цели и ориентиры, и там, где у ребёнка есть мечта, ради осуществления которой он готов постоянно упорно трудиться, овладевать новыми знаниями. Ещё А.С. Макаренко говорил, что мы не можем сделать наших детей счастливыми, но должны указать им дорогу к счастью.

Другая страшная проблема заключается в том, что дети перестали активно читать, а между тем «литература – учебник жизни», как много лет назад писал Чернышевский. Плохо и мало читая, ученики с трудом осваивают даже школьную программу, не говоря уж о знакомстве с дополнительной литературой. Школьники не получают мощного духовно-нравственного заряда, который содержится в хороших книгах, не учатся на примерах из литературных произведений. Убеждена, любовь и привычку к чтению нам нужно обязательно вернуть в систему образования.

ЕГЭ и ГИА приучают детей к механическому восприятию предмета, лишают широты и системности охвата материала, не учат самостоятельно размышлять и анализировать. Порой отличники, реально думающие ребята, получают более низкие баллы, чем троечники, которых учителя методично «натаскивают» на тесты. Это касается всех предметов, но особенно душа болит за русский язык и литературу: школьники не нарабатывают элементарных базовых знаний в этой области, не готовы к творческой работе.

В московском лицее «Плехановец» старшеклассники, несмотря на такие нововведения, на протяжении всех последних лет продолжают системно изучать русский язык, чтобы получить качественное образование. В первый год введения ЕГЭ московские школы заканчивали более 85000 выпускников, из которых всего 135 человек написали русский язык на 100 баллов. Среди них были три мои ученицы из лицея № 553. Потом их успех повторили еще двенадцать «плехановских» ребят; большинство моих учеников имеют на экзаменах от 80 баллов и выше.

– Сегодня вы являетесь заместителем директора военно-патриотического центра «Вымпел» по воспитательной работе. Как вы пришли к этой деятельности?

– С работой «Вымпела» я познакомилась благодаря члену Карельского землячества в Москве, замечательному детскому доктору Елене Мяукиной. На меня произвела неизгладимое впечатление первая встреча с руководителем ВПЦ «Вымпел» Святославом Дмитриевичем Омельченко: я поняла, что мой опыт и знания будут действительно востребованы, поскольку командир сам пришел к выводу, что для гармоничного развития ребёнка большое внимание необходимо уделять именно воспитанию морально-нравственных качеств. На сегодняшний день я отработала в 38 лагерях «Честь имею!»

Главным отличием системы деятельности ВПЦ «Вымпел» от других молодёжных организаций является то, что помимо серьезной военной подготовки большое внимание уделяется гармоничному развитию курсанта. Мы растим истинных патриотов России. А патриотизм – это не только умение держать в руках оружие для защиты Родины, но и комплекс самых разных знаний, навыков, качеств. Поэтому линия духовно-нравственного воспитания прорабатывается нами с особой тщательностью. В своё время мы провели научно-практический семинар для сотрудников лагерей «Честь имею!», на котором значительная часть занятий была посвящена как раз воспитательной, педагогической работе.

В рамках «вымпеловских» программ мы уделяем большое внимание историческим датам, возложению цветов к мемориалам павшим героям, познавательным экскурсиям в регионах проведения лагерей (от Карелии до Байкала, от Вологды до Карачаево-Черкессии). Знакомство с природой, обычаями и традициями разных народов, встречи с интересными людьми позволяют нашим курсантам не виртуально, а вживую познавать свою великую Родину. Мы также организовываем многочисленные культурно-просветительские мероприятия, просмотры высокохудожественных фильмов, разучиваем песни и стихи, проводим творческие конкурсы и вечера, беседы и диспуты на актуальные для подростков темы.

Лагеря ВПЦ «Вымпел» – территория доверия и откровенности, порой дети рассказывают нам то, что рискуют никогда не узнать вечно занятые своими проблемами родители. Сегодня нарушена система глубокого душевного общения между поколениями, подросткам часто не с кем поговорить по душам, посоветоваться. Мы искренне заинтересованы в том, чтобы помочь курсантам, выслушать их, понять и поддержать, они это чувствуют и ценят. К тому же у нас часто бывают дети из неполных и неблагополучных семей, из детских домов, особенно остро нуждающиеся в тепле, заботе и внимании.

«Вымпеловскую» систему работы отличают уважительные и искренние отношения между взрослыми и детьми: прививается ощущение команды, возвращается ценность понятиям дружбы, товарищества, взаимопомощи. В наших лагерях царит особая, семейная атмосфера. Важно не давить на ребят, не навязывать, но аргументировать своё мнение, понять потребности детей, помочь им справиться с трудностями, определиться в жизни. Поэтому любой сотрудник «Вымпела» должен обладать целым арсеналом педагогических и психологических навыков, чтобы правильно реагировать на любые, подчас самые непростые ситуации. Все вместе стараемся внести вклад в воспитание достойных граждан России, и достигнутые результаты нас радуют. Об этом свидетельствуют благодарные отзывы курсантов и их родителей.

– Что для вас работа в Карельском землячестве в Москве?

– Когда в декабре 2000 года бывший министр МВД Карелии Виктор Петрович Мяукин объявил о создании Карельского землячества в Москве, я была по-настоящему счастлива. Наконец-то мы сможем регулярно встречаться со своими друзьями и соратниками прошлых лет. Как будто мы снова окунулись в нашу прекрасную комсомольскую юность!

В Карелии похоронены мои родители, я регулярно бываю на своей малой родине. Глубинные связи не рвутся: очень многих друзей, коллег я всегда рада видеть. Поэтому создание Карельского землячества в Москве было для меня словно обретение потерянной семьи. Сразу вдохновили масштабные проекты, на протяжении нескольких лет я занималась работой со студенчеством. Мы устраивали для карельских студентов, обучающихся в Москве, встречи с известными политиками, бизнесменами, побывали в Государственной Думе, посещали театры и музеи. Стараюсь и сегодня вместе с другими земляками в меру сил активно участвовать в укреплении отношений между нашей республикой и столицей.

Очень рада, что уже в течение нескольких лет Карельское землячество и ВПЦ «Вымпел» тесно сотрудничают. Это придаёт особый импульс совместной работе. Мы провели 11 лагерей-экспедиций «Честь имею!» на территории республики, участниками которых стали сотни карельских детей; они также принимают участие в работе лагерей ВПЦ «Вымпел» в разных уголках России, ежегодно приезжают в Москву на рождественские каникулы. Карельское землячество не раз оказывало гуманитарную помощь детским домам, приютам и библиотекам республики. Мы стараемся всемерно поддерживать искренние дружеские связи.

В сердце каждого человека, кто хоть раз побывал в Карелии, навсегда остаётся память о ней и желание вновь приехать в дивный северный край. В год создания Карельского землячества я написала стихи, где есть такие слова:

Карелия – край наш родной,
И скалы, и лес, и прибой…
Хотя и живём мы в Москве,
Но помним всегда о тебе!

Надеюсь, что узы дружбы между Карелией и Москвой будут крепнуть год от года.