ЕВРЕЙСКАЯ ИСКРА

“Алеф”, международный еврейский журнал. Сентябрь, 2012 г.

Комплекс новых зданий, в которых размещается еврейская община Пало Альто JCC Oshman Family, расположенная в самом сердце Кремниевой Долины (Калифорния, США), настоящий «маленький Иерусалим» среди американских холмов, действительно впечатляет. Здесь есть все для занятий, встреч клубов по интересам, работы с детьми и молодежью, встреч с представителями культуры и проведения выступлений. Отдельный «квартал» на территории общинного «городка» занимают дома, в которых живут пожилые люди.

Уроженец Одессы Борис Абрамович Владимирский уже восемнадцать лет активно участвует в жизни еврейского общинного центра JCC Oshman Family в Пало Альто, в деятельности которого всегда были широко представлены русские программы. Он с гордостью рассказывает о достижениях последних лет, в том числе – в сфере культуры и искусства. В залах центра выступали многие популярные поэты, артисты и музыканты из России, здесь издается журнал «Встреча» на русском языке, который публикует новости из жизни общины, художественные произведения, рассказы об интересных людях. О своеобразии еврейской общинной жизни в Калифорнии, ее «русской» компоненте, истории и перспективах мы поговорили с Борисом Владимирским в общинном центре JCC в Пало Альто.

-Борис, расскажите, пожалуйста, об истории еврейского центра JCC в этих местах.

– К тому времени, когда в Америку стали приезжать русскоязычные евреи, здесь уже бурлила еврейская жизнь. В Калифорнии, как и во многих других штатах, традиционно проживало очень много выходцев из Европы, обеспеченных, образованных евреев, которые далеко не всегда принимали в свой круг «темных» русских эмигрантов. Поэтому возникла острая необходимость в самоорганизации, создании комфортной среды для воспитания детей, изучения языка, спортивных занятий. Я бы сказал, что современный американский центр JCC – это объединение на одной площадке дома культуры, спортивного и фитнес–центра, школы, детского сада, клуба для стариков. Центр JCC в Пало Альто – организация секулярная: у нас практически нет никакого субсидирования, в том числе – от государства. Наш бюджет в основном составляют пожертвования, членские взносы, некоторые средства поступают от Федерации еврейских общин. Среди наших благотворителей – сотни евреев, в том числе современных молодых бизнесменов, таких, как Сергей Брин – соонователь поисковой системы Google. Мы – самоуправляемая некоммерческая организация, которая входит в американскую ассоциацию JСС. Но наша верховная власть – Президент и исполнительный директор нашего общинного центра. В Калифорнии – очень свободная, либеральная среда, витает пионерский дух, легче договариваться со всеми, садиться за стол переговоров. Тем не менее, даже здесь, нам приходится соблюдать некую равноудаленность, сотрудничать со всеми и соблюдать определенные правила.

– А как рядовые американцы в Кремниевой долине воспринимают деятельность общины?

– Для большинства американцев иудаизм есть только религия «по выбору» и не более того. Представление о том, что мы, прежде всего, – единый Народ, в Америке совершенно не распространено. Поэтому как никогда важно для нас актуализировать систему еврейской общности, которая всегда была, вернуть представление о евреях как о едином Народе, который исповедует приверженность Книге.

Как Вы оказались в Пало Альто?

– Родом я из Одессы, но несколько лет жил и работал в Ленинграде. Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, сейчас это Театральная академия имени Черкасова, защитил кандидатскую диссертацию по теории драмы и режиссуры. Ставил спектакли, но из-за отсутствия прописки вынужден был вернуться в Одессу. Там занимался созданием Одесского литературного музея, преподавал в Одесском театральном училище, писал театральные рецензии, вел киноклубы. Антон Миронович Смелянский хотел принять преподавателем истории театра в школу-студию МХАТ, но в последний момент эта возможность сорвалась, что и стало последней каплей в принятии мною решения об отъезде. В США я приехал в 1991 году. Сначала оказался в Сан – Диего, в местном общинном центре JСС. В 1993 году моя жена, программист по специальности, получила приглашение приехать работать в Кремниевую долину. Мы переехали, я стал работать в JCC в Пало Алто. К этому моменту общинный центр существовал уже двадцать лет. Своего помещения у нас не было, мы арендовали здание школы. В 1992 году в JCC был создан русский отдел, там и началась моя трудовая деятельность. Сначала нас было двое – американка, которая заведовала всем отделом, и я, который ей помогал и выпускал журнал. В те годы происходил грандиозный приток русскоязычных эмигрантов в Кремниевую долину. Мы ежедневно принимали несколько семей. Оказались очень востребованными классы английского языка: там сменами, несколько раз в неделю, учились сотни людей – настоящий конвейер! В начале 2000-х г.г. аренда здания школы была досрочно прекращена из-за роста числа учеников, нас выселили в вагончики на окраину города. Это был очень тяжелый период в жизни общины. Было трудно организовать нормальную работу, не было возможностей для спортивных занятий – мы были вынуждены арендовать чужие помещения. Так прошло шесть лет…

– В чем Вы видели основные задачи русского отдела в общинном центре?

– Перед нами сразу стояло несколько очевидных задач. Во-первых, мы помогали русским евреям адаптироваться к американской жизни. Люди, приезжая в США, ничего не знали: ни законов, ни культуры, ни языка. Во-вторых, эмигрантам нужно было помочь не растерять накопленный багаж связей, знаний и навыков, который они сюда привезли. В зрелом возрасте это чревато дезориентацией и шизофренией. Мы сразу начали организовывать выступления поэтов, музыкантов. Когда в Стэндфордский университет приехал Бродский, мы пригласили его на встречу в общинный центр. Все развивалось стремительно, без всякой рекламы, информация передавалась из уст в уста. На вечер собралось девятьсот человек! Бродский читал стихи два часа… В-третьих, стояла задача возвращения людей к еврейским корням, то есть еврейское просвещение. Мы себя чувствовали в некотором роде воротами в еврейский мир для многих эмигрантов из России.

– Как удалось организовать строительство нового масштабного центра JCC?

– Совет директоров общинного центра, к счастью, купил землю, на которой находился кампус одной из известных фирм. Территория была очень загрязненная, поэтому у нас на уровне земли у нас остался только гараж, а сами постройки подняты вверх на четыре метра. Строительство комплекса было очень дорогим. Поэтому для его реализации мы объединились еще с одной организацией. Проект выполнило местное архитектурное бюро, и с моей точки зрения, получился маленький шедевр – целый городок, который сделан с умом, душой и талантом. Здесь есть главная площадь, пешеходная улица, несколько переулков. Спортивный комплекс включает открытый и крытый бассейны, залы для занятий различными видами спорта. А еще – залы для выступлений гостей, настоящий театральный зал, кафе, рестораны… Все замечают, что во внешнем облике зданий чувствуется дух Иерусалима: в цветах, в пропорциях, к тому же, при отделке использовался камень, привезенный из Израиля. Расцветка тоже специально подобрана: оливково – пустынная. И даже растительность в центре только та, которая есть в Израиле: оливки, гранаты, лимоны, пальмы, даже трава. Особенно зимой, когда листья желтеют, действительно очень похоже на Иерусалим…

– А как себя чувствуют на территории этого «городка» пожилые люди, переезжающие сюда жить?

– На территории центра расположен комплекс жилья для пожилых людей – 191 удобная квартира в внутренними двориками. Это кондоминиумы, не субсидированное жилье. Старики продают свои домики в других местах и переезжают сюда. Для жителей здесь можно организовать разную степень ухода: питание, медицинскую помощь, вплоть до круглосуточной. Для стариков это важно – они могут быть на людях, участвовать в работе JСС, посещать спортивный центр, культурные мероприятия.

– А популярны ли классы по изучению иврита?

– Да, причем преимущественно для маленьких детей. В Кремниевой долине – огромное количество израильтян, которые здесь живут и работают. Они предпочитают, чтобы занятия с детьми тоже велись на иврите. У общинного центра очень плотные связи с Израилем.

Какие культурные мероприятия проходят в общинном центре?

– У нас организуется очень много выставок, концертов. Например, сейчас идет эфиопская выставка – показываем оригинальные поделки из Израиля и Эфиопии. Мы проводим много концертов, включая выступления под открытым небом. Репертуар самый разный: израильская музыка, клезмеры, классика. На наших площадках проходят спектакли, фестивали. Кинозалы позволяют демонстрировать последние новинки киноиндустрии и знакомить с классикой кино. В центре мы регулярно организуем лекции об изобразительном искусстве, литературе. Ежегодно на протяжении многих лет мы проводим, большую Русскую ярмарку, в которой участвует около двух тысяч человек.

Активна ли русскоязычная диаспора в жизни общины в Пало Альто?

– К сожалению, не очень. Сейчас работать с русскоязычными евреями становится все сложнее. Эмиграция не такая интенсивная, люди приезжают уже со знанием языка. Количество членов общины-наших соотечественников с каждым годом сокращается. Молодежь не очень заинтересована в участии в еврейской жизни, в основном среди членов общины – пожилые люди. Думаю, причина этого – оторванность от корней, интернациональное воспитание, страх перед «местечковостью». Зачастую молодые русскоязычные евреи считают себя широкими натурами, ищут комфорта и хотят поскорее ассимилироваться, стать американцами, не озабочены сохранением своей идентичности, в отличие от израильтян.