Екатерина Княжнина в биографии Якова Борисовича Княжнина

 

КНЯЖНИН Яков Борисович
(1742-1791)

      Яков Княжнин

 

      В феврале 1773 года Яков Княжнин, секретарь при дежурных генерал-адъютантах императрицы Екатерины II, закованный в кандалы, дожидался смертной казни через повешение. Его имение конфисковали, он был лишен дворянского звания и капитанского чина. Столь суровый приговор суд вынес за растрату казенных денег.

      До сих пор его жизнь складывалась столь удачно, что случившееся казалось нереальным. Княжнин вспоминал безоблачное детство, проведенное в псковском имении отца, гимназию при Петербургской Академии наук, где с увлечением изучал иностранные языки — итальянский, французский, немецкий. Уже в 17 он получил должность переводчика, а через пять лет стал секретарем фельдмаршала графа К.Г. Разумовского.

      Военная служба оказалась необременительной, и он серьезно занялся литературной деятельностью, о которой мечтал еще в юности. Вскоре состоялось представление его мелодрамы «Орфей» на музыку Торелли, затем трагедии «Дидона». Княжнин был окрылен успехом. Он получил одобрение самого А.П. Сумарокова и женился на его дочери Екатерине Александровне, девице-поэте, известной при дворе пламенной поклоннице муз, в присутствии которой дамы боялись вымолвить слово. Перед ним открывалась блестящая карьера. Он сам столь неосмотрительно перечеркнул ее.

      Однако на этот раз судьба оказалась к нему благосклонной. От смерти Княжнина спасло заступничество гра-фа К.Г. Разумовского, обратившегося с прошением к Екатерине II, тем бо-лее, что растраченная сумма была возвращена в казну. От голода и нищеты уберегло знание иностранных языков. Четыре года Княжнин добывал средства на содержание жены и сына переводами Корнеля, Гольдони, Вольтера и домашними занятиями с учениками.

      Жизнь постепенно налаживалась. В 1778 году Княжнину был наконец возвращен чин капитана, и он стал секретарем видного сановника И.И.Бецкого, а также начал преподавать русскую словесность в Кадетском корпусе. Однако прежний урок не прошел для него даром. До конца дней Княжнин сторонился роскоши, не придавал большого значения своим литературным успехам. Отправляясь на службу в дождливую погоду, он мог отдать деньги, предназначенные на оплату извозчика, бедняку-просителю или слуге, чье лицо показалось ему печальным, а сам идти пешком.

      Между тем его литературная известность росла. В 1779 году в Эрмитажном театре в присутствии Екатерины II была представлена комическая опера В.А.Пашкевича (либретто Княжнина) «Несчастие от кареты». В ней высмеивались невежество русских помещиков, их преклонение перед всем французским. Эта и другие комические оперы на либретто Княжнина «Скупой» (1782), «Сбитенщик» (1783), комедии «Хвастун» (1786) и «Чудаки» (1787—1788) долго не сходили со сцены. Зрителям нравились их динамичные сюжеты, непринужденный и выразительный язык, расцвеченный меткими и острыми простонародными выражениями. Куплеты продавца сбитня Степана

…Счастье строит все на свете,
Без него куда с умом?
Ездит счастие в карете,
А с умом идет пешком!..

       знал наизусть, кажется, весь Петербург.

      В 1780-е годы Княжнин был на вершине славы. В популярных литературных журналах его стихотворения соседствовали с поэзией самых именитых авторов: Г.Р. Державина, И.Ф.Богдановича, В.И.Майкова, в печати и на сцене появлялись его новые драматические произведения. 8 февраля 1784 года петербургские зрители, заинтересованные слухами о новой трагедии Княжнина «Росслав», спешили в те-атр, тем более, что в главной роли выступал известный актер И.А. Дмитревский. В образе Росслава Княжнин показал идеального представителя русского народа, для которого интересы отечества дороже собственной жизни. Восхищенные зрители рукоплескали не переставая и требовали, чтобы на сцену вышел автор. Скромный Княжнин опрометью бежал из театра. Дмитревский вынужден был благодарить публику от его имени. Так было положено начало новой традиции в русском театре вызывать на сцену автора полюбившейся пьесы.

      Несмотря на литературные успехи, Княжнин по-прежнему был очень стеснен в средствах. В сентябре 1789 года, преследуемый кредиторами, он вынужден был заложить в ломбард домашние вещи, которые смог выкупить только с помощью Опекунского совета. Бецкий терял зрение, становился все деспотичнее, и служба при нем тяготила Княжнина. Омрачали настроение и пересуды, вызванные ссорой с И.А.Крыловым. Однажды острая на язык Екатерина Княжнина посмеялась над тем, что начинающий писатель получал за свои переводы французских и итальянских опер лишь право на свободный вход в партер. Она назвала его «дешевым» писателем, «писателем за пять рублей». Оскорбленный Крылов ответил комедией «Проказники», в которой вывел Княжнина в образе самовлюбленного писателя Рифмокрада и безжалостно высмеял всю его семью. Княжнин получил репутацию подражателя, крадущего сюжеты у западноевропейских авторов («переимчивый Княжнин» — Пушкин). Репутацию несправедливую, ведь использование фабулы известного произведения, «склонение» ее на «русские нравы» было для того времени обычным явлением.

      В 1789 году Княжнин принес в театр свою новую и последнюю трагедию «Вадим Новгородский», ставшую вершиной русской драматургии классицизма. В основе трагедии лежали исторические сведения о восстании в конце IX века новгородского посадника Вадима против князя Рюрика. Княжнин отказался от традиционных драматических ситуаций, от привычных сюжетных поворотов. Конфликт из области отвлеченных страстей, обретя общественно-политическое звучание, перерос в столкновение идеального монарха с идеальным республиканцем. Устами свободолюбивых персонажей «Вадима Новгородского» отвергался сам принцип самодержавия, так как, по их мнению, любой монарх неизбежно превращается в тирана.

      Трагедия готовилась к постановке, главные роли репетировали известные актеры Я.Е.Шушерин и П.А.Плавильщиков. Но началась Французская революция. Предвидя возможные неприятности, Княжнин забрал трагедию из театра. Она была напечатана через два года после смерти автора, в 1793 году, и вызвала скандал. Екатерина II сделала выговор президенту Российской академии Е.Р. Дашковой, которая дала согласие издать пьесу. По решению Сената экземпляры, конфискованные в книжных лавках, были сожжены на площади возле Александро-Невской лавры. Секретный указ Сената с требование присылать из всех губерний в Петербург экземпляры трагедии для сожжения был повторен еще дважды: в 1794 и в 1798 годах. Судьба произведения способствовала возникновению версии, которая объясняла внезапную кончину его автора в 1791 го-ду. по словам сына Княжнина, она была следствием «злейшей горячки», приключившейся от «жесточайшей» простуды.

      Однако по Петербургу ходили слухи, что Княжнин был засечен до смерти в Тайной канцелярии полицмейстером Шешковским. По рассказам, воспитанники кадетского корпуса даже сговорились отомстить палачу за своего любимого учителя и однажды, вооружившись тонкими длинными прутьями, попытались окружить его в саду во время прогулки. Но им это не удалось. Почувствовав опасность, Шишковский спешно уехал.

      На Смоленском кладбище на могиле Княжнина установили простой камень с надписью:

Творенья Княжнина Россия не забудет.
Он был и нет его. Он есть и вечно
будет.

Могила не сохранилась.