ДИПЛОМАТИЯ С УЛЫБКОЙ

26 мая 2018 года в московском отеле «Хилтон-Ленинградская» состоялась необычная встреча: впервые в России в рамках специального проекта «Посланники «Эль-Аль» с рассказом об Израиле, личном жизненном и профессиональном опыте выступили молодые сотрудники известной авиакомпании. Инициатива «Посланники «Эль-Аль» существует уже более пяти лет, активисты доброй воли провели более 550-ти встреч в Европе, Северной Америке и Азии. Около шестидесяти стюардов, пилотов, бортмехаников израильской авиакомпании в свободное от основной работы время, на общественных началах выступают перед жителями разных стран мира с целью поделиться с людьми любовью к Израилю и своему делу. Теперь к проекту «Посланники «Эль-Аль» присоединилась и Россия.

Неформальность, дружеская атмосфера, непринужденность общения – вот основные отличительные черты народной дипломатии от «Эль Аль». Для того чтобы стать «посланником», нужно соответствовать целому ряду критериев: уметь хорошо говорить, обладать презентабельной внешностью, иметь желание искренне и тепло рассказывать об Израиле. Разговор со слушателями подразумевает многочисленные, не всегда приятные, вопросы, поэтому востребованы быстрота реакции и способность к импровизации, хорошее чувство юмора.
Московская аудитория встречала «посланников» очень тепло. Каждый из выступающих под аплодисменты собравшихся поделился своей историей возвращения в Израиль, опытом жизни, службы в армии, мотивами прихода на работу в «Эль Аль». Особенностью мероприятия явилось то, что все гости говорили по-русски, поскольку репатриировались с территории стран СНГ (обычно встречи проходят на английском языке).

Из всех «посланников» только Кристина Радованович с детства мечтала стать стюардессой, поэтому после службы в летных войсках Армии обороны Израиля сразу подала документы в «Эль Аль» и была принята на работу. Ирина Зегерман собиралась стать актрисой, успешно окончила хореографическое училище в Харькове, пробовала поступать во ВГИК, но по причине «пятой графы» в еще советском паспорте ей не оставили шансов. Приехав в Израиль, она в корне поменяла жизнь, шесть лет летала с «Эль Аль» бортпроводником, потом училась на факультете журналистики и PR, двенадцать лет занималась новым для себя делом. И все для того, чтобы… вновь вернуться в авиакомпанию! «Я не люблю рутину, мне по душе путешествия, новые встречи, интересные люди. Несмотря на то, что дома остаются двое детей и муж-врач, я всякий раз с удовольствием отправляюсь в полет. Зачастую возвращаюсь домой под утро после рабочей смены, бужу детей, готовлю им завтрак. Думаю постоянно, как все успеть! Но я счастлива, что у меня есть любимая работа. После возвращения в «Эль Аль» у меня снова загорелись глаза», – рассказывает Ирина. Среди бортпроводников «Эль Аль» нет выраженного возрастного ценза, летают опытные стюардессы «под шестьдесят» и даже старше. В небе есть, куда расти: от бортпроводника «эконома» до стюарда бизнес и первого классов, а далее – до менеджера полета. Да и рейсы у авиакомпании не только регулярные, но и чартерные. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху тоже поднимается в небо с «Эль Аль», поэтому ответственность всегда велика.

Стать бортпроводником, а уж тем более – пилотом авиакомпании, очень непросто. Нужно выдержать три тура испытаний, включающих психологическое тестирование, проверку общих знаний, собеседование на английском, работу в группе. Когда-то на место стюарда претендовали не менее тридцати человек, а капитаном судна становились только бывшие военные летчики. Сейчас ситуация изменилась. Пилотом может стать и гражданское лицо, правда, «послужной список» у претендента должен быть очень серьезным и включать в себя профильное образование, высокую квалификацию, большой опыт профессиональной работы на пассажирских «Боингах», знание иностранных языков. Среди капитанов «Эль Аль», кстати, есть и два русскоязычных летчика. Огромное значение авиакомпания придает безопасности пассажиров и экипажа, стрессоустойчивости, скорости реакции сотрудников.

Обо всем этом эмоционально говорил тридцатилетний Дмитрий Степанов. Сейчас он трудится стюардом, но мечтает занять место капитана воздушного судна, по специальной программе проходит обучение в США, серьезно готовится. Его жизненный опыт в Израиле – это, прежде всего, служба в армии, которой он отдал более восьми лет. За плечами – танковое подразделение, офицерские и командирские курсы, три войны и несколько крупных спецопераций. Дмитрий рассуждает о том, насколько важна и престижна служба в армии для молодых израильтян, их успешной социализации и дальнейшей карьеры. «Меня выстроили в армии как личность, для израильтян служба – это большой плавильный котел, в котором формируют систему ценностей, закаляют характер. До сих пор ежегодные сборы резервистов занимают у меня до шестидесяти дней в году, я считаю это очень важным. Нигде я не встречал такого душевного отношения к военным как в Израиле. Но я всегда хотел стать музыкантом, поэтому после завершения службы в чине капитана, стал учиться именно музыке, несмотря на то, что все вокруг крутили пальцем у виска. Параллельно подал документы в «Эль Аль», не очень представляя себя поначалу в качестве бортпроводника, но втянулся, мне все очень понравилось. В первую очередь нас готовят спасать людей в случае непредвиденных обстоятельств, обеспечивать безопасность полета. Мне это очень близко. Мечтаю лет через пять поменять место в самолете и сесть к штурвалу, сейчас напряженно над этим работаю».

А вот у Лии Найдич совсем иной путь в профессию. После репатриации она жила в Бней Браке, получила религиозное образование. Проходила альтернативную службу в больнице – работала в компьютерном центре, стала медиком-волонтером. Училась в Иерусалиме на дизайнера, даже придумала свой бренд и занималась его раскруткой, но в какой-то момент поняла, что скучная работа в офисе – не для нее. И вот уже два года Лия – стюардесса. Нисколько не жалеет о подобном решении, только шутит, что от бесконечных улыбок на лице болят мышцы.

Со стороны кажется иногда, что жизнь бортпроводника легка и приятна, подразумевает захватывающие путешествия в прекрасные уголки мира, яркие встречи и множество приключений. На самом деле, это очень тяжелый труд, который сопровождают нештатные ситуации на борту, хроническая усталость, тяжелый график работы. Норма налета у стюардов «Эль Аль» – 1200 часов в год. Нет ни суток, ни времен года, на ритуалы вроде «посидеть на дорожку» нет времени. Лучший отдых – сон, в любом месте, в любое время дня и ночи. Удивительно, что при таком графике сотрудники «Эль Аль» еще находят время на общественную работу и проводят встречи, рассказывая об Израиле, традициях страны и его жителях.

Глядя на сияющие, радостные лица ребят невольно проникаешься доверием к тому, о чем они говорят. Личное общение воздействует гораздо сильнее любой официальной пропаганды. Израиль в неформальной интерпретации молодых «посланников «Эль Аль» совершенно не похож на стереотипы, которые тиражируются порой в мировых СМИ. Для «посланников» Израиль – страна счастливых возможностей, где статусу придают гораздо меньше значения, чем человеческим взаимоотношениям, где «все соседи» и общаются «на ты», знают друг о друге практически все. Израиль – добрый и гостеприимный дом, где всегда рады друзьям, а частью этого образа является авиакомпания «Эль Аль», в полете с которой многие люди получают первое представление об Израиле. Пусть оно будет добрым, сердечным и улыбчивым, как народная дипломатия сотрудников авиакомпании.

Интернет-портал международного еврейского журнала “Алеф”, октябрь, 2018 год.