Гиппиус Зинаида Николаевна, по мужу Мережковская
(1869-1945)
Поэт, критик, писатель (под всевдонимом Антон Крайний).
Родилась в 1867 г. В печати выступила с начала 90-х годов; первоначально примыкала к кружку “символистов” (Д. Мережковский , Н. Минский , А. Волынский , Ф. Сологуб и др.), группировавшемуся вокруг “Северного Вестника”. Первые стихи и рассказы Гиппиус написаны под явным влиянием идей Рескина, Ницше, Метерлинка и других “властителей дум” того времени. Эти произведения Гиппиус (появлявшиеся в “Северном Вестнике”, “Вестнике Европы”, “Русской Мысли” и разных иллюстрированных журналах) собраны в двух книгах: “Новые люди” (СПб., 1896) и “Зеркала” (СПб., 1898). Позднее Гиппиус, по ее выражению, “отреклась от декадентства” и всецело приняла религиозные идеи Мережковского, деятельно участвуя в их разработке. В их духе ею написано несколько религиозно-философских статей, появившихся в “Мире Искусства”. Она принимала постоянное участие в “Религиозно-философских собраниях”, затем в редакции журнала “Новый Путь”, ставившего себе задачей распространять религиозные идеи в русском обществе. Сильное волевое начало, подчас злое, точность и яркость многих литературных оценок, неистовое проповедничество – черты личности, выразившиеся в творчестве “декадентской мадонны”, “сатанессы”, “ведьмы”.
В 1901 – 02 становится одним из организаторов Религиозно-философских собраний (основа – учение о Царствии Божием на земле). Смысл собраний был в объединении интеллигенции и представителей Церкви с целью “религиозного возрождения” страны. Журнал “Новый путь” (1903 – 04) стал печатным органом Собраний. Многие стихи этого времени выражают ее духовные стремления, общие с идеями Мережковского (“Христу”, “Господь отец”, “Предсмертная исповедь христианина” и др.), другие свободны от всякой мистики и религии (“Сосны”, “Дождичек” и др.).
К этому периоду относятся две книги ее рассказов: “Третья книга” (СПб., 1902) и “Алый Меч” (СПб., 1906). В “Новом Пути”, кроме стихов и рассказов, Гиппиус поместила ряд критических статей, под псевдонимом Антон Крайний. Свою критическую деятельность она продолжала сначала в “Весах”, потом в “Русской Мысли”, отличаясь большою вдумчивостью, но вместе с тем крайнею резкостью и порою недостатком беспристрастия. Стихи Гиппиус впервые были собраны в отдельном издании в 1904 г. (“Собрание стихов”, М.); критические статьи – в 1908 г. (“Литературный дневник”, СПб.). После революции 1905 вопросы общественные начинают занимать все большее место в ее рассказах. Далее следовали еще две книги рассказов: “Черное по белому” (СПб., 1908) и “Лунные муравьи” (М., 1912), и второй сборник стихов (М., 1910). В своих последних произведениях Гиппиус стремится к общедоступности и простоте формы. События 1905 – 07 годов живо затронули Гиппиус, и в ее последних рассказах много места уделено вопросам общественности. В сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым ею написана драма “Маков цвет”, изображающая переживания группы русских в 1905 – 06 годах в Париже и в России (СПб., 1908). Она предприняла обширную трилогию, посвященную смуте последних лет; пока появились две первые части: “Чертова кукла” (“Русская Мысль”, 1911 г. и отдельно) и “Роман-царевич” (“Русская Мысль”, 1912). – Гиппиус оригинальнее как автор стихов, чем как автор рассказов и повестей. Всегда внимательно обдуманные, часто ставящие интересные вопросы, не лишенные меткой наблюдательности, рассказы и повести Гиппиус в то же время несколько надуманы, чужды свежести вдохновения, не показывают настоящего знания жизни. Герои Гиппиус говорят интересные слова, попадают в сложные коллизии, но не живут перед читателем; большинство их – только олицетворение отвлеченных идей, а некоторые – не более, как искусно сработанные марионетки, приводимые в движение рукою автора, а не силой своих внутренних психологических переживаний.
В ранних рассказах Гиппиус сильно чувствуется влияние Достоевского и даже простое подражание ему. В позднейших повестях стремление к простоте языка доводит Гиппиус до неряшливости слога, а стремление к краткости – к излишней лаконичности и отрывочности речи. Напротив, как поэт, Гиппиус занимает в русской литературе совершенно самостоятельное место. Стихотворений ею написано немного, но почти все они глубоко содержательны, а по форме безукоризненны и интересны. В поэзии Гиппиус осталась символистом; каждое ее стихотворение, давая ясный реальный образ, позволяет угадывать за ним многое другое. Особенно хороши у Гиппиус раздумья, связанные с какой-либо картиной природы или с каким-нибудь явлением жизни. Техника стиха доведена у Гиппиус до виртуозности. Ей одинаково удаются как смелые новшества в стихосложении, так и привычные размеры, которым она умеет придать неожиданную новизну и своеобразное очарование. Всего ближе поэзия Гиппиус подходит к поэзии Баратынского ; муза Гиппиус также поражает читателя “лица необщим выраженьем”.
В 1900-10-х годах Гиппиус – признанный мэтр литературы. Начав свой творческий путь с публикации стихов, проникнутых индивидуалистическими мотивами, в 1890-1901 годах сотрудничает с журналом “Мир искусства”, где публикует свои первые литературно-критические статьи, потом становится соредактором журнала “Новый путь”. При содействии Гиппиус в журнале состоялся поэтический дебют Александра Блока. Гиппиус выступает в защиту религиозных идеалов, видя в их забвении причину общественного неустройства. С этих эстетических и общественных позиций ведет непримиримую борьбу не только с “отступниками” своего круга (Брюсовым), но и против писателей-реалистов (Максима Горького и Леонида Андреева).
Многие стихи и некоторые рассказы Гиппиус переведены на немецкий и другие языки. По-французски ею написана, в сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым, книга “Le Tsar et la Revolution” (П., 1909) и статья о русской поэзии в “Mercure de France”. См. М. Гофман, “Книга о русских поэтах” (СПб., 1909); В. Брюсов , “Далекие и близкие” (М., 1910); М. Шагинян, “О блаженстве имущего” (М., 1912); Е. Лундберг, “Поэзия З. Г.” (“Русская Мысль”, 1912). В. Бр-ов.
Октябрьскую революцию Гиппиус встретила крайне враждебно. В начале 20-х годов Гиппиус и Дмитрий Мережковский нелегально переходят русско-польскую границу, далее эмигрируют во Францию. С конца 1921 года Гиппиус – организатор литературных воскресений в Париже, общества “Зеленая лампа” (1925-1940), собирающего представителей разных поколений литературной эмиграции. Из ее прозы наиболее значительны “Живые лица” (1925) и воспоминания о А. А. Блоке, В. Я. Брюсове, Федоре Сологубе и др. В эмиграции выступала в статьях и стихах с резкими нападками на советский строй. В 1939 в Париже вышла книга стихов “Сияния”. Два тома воспоминаний “Живые лица” были изданы в Праге в 1925. Гиппиус тяжело перенесла кончину мужа (1941). Тем не менее ей удалось создать литературный памятник Д.Мережковскому, книгу-биографию, насыщенную обширнейшим фактическим материалом. Ее книга “Дмитрий Мережковский” вышла после ее смерти, в 1951.
В возрасте 76 лет она скончалась 9 сентября 1945 в Париже
Литература:
Марина Уртминцева. “Словарь русской литературы”, 1997.