Биография Софьи Прегель

Софья Юльевна Прегель

[20.8(1.9).1897, Одесса — 26.7.1972, Париж]
— поэтесса, мемуаристка.
Родилась в семье промышленника. Мать Роза Глазер — пианистка и певица. Прегель унаследовала возвышенные понятия о дружбе и любви, страсть к музыке, театру, языкам и литературе. Стихи и мемуары «Мое детство» (Париж, 1973. Т.1-3) наполнены чувством тоски и поэтизацией гармонии той жизни, детства и юношества, которая была прервана в 1917. По окончании гимназии поступает в театральную студию, одновременно в течение 2 сезонов выступает в частном Одесском музыкальном театре.
В 1917 зачислена в Петроградскую консерваторию по классу пения. Наступившие революционные перемены вынуждают семью выехать за рубеж.
С 1922 Прегель в Берлине. Зная основные европейские языки, она вступает в переписку со многими русскими и европейскими писателями (в ее архиве хранится обширная переписка с Томасом Манном).
В 1932 переезжает в Париж, где становится непременной участницей художественных объединений молодых поэтов, писателей и сотрудницей «Современных записок», «Чисел» и других журналов и альманахов. Выпустив до войны 3 книги стихов: «Разговор с памятью» (Париж, 1935), «Солнечный произвол» (Париж, 1937), «Полдень» (Париж, 1939), она приобрела авторитет поэта, связанного с классическим наследием русской литературы. Рецензенты ее книг указывали на то, что «поэзия С.Прегель чрезвычайно широка по диапазону, поэтесса с одинаковой легкостью и убедительностью говорит обо всем — от воспоминаний детства и русской природы… до самых напряженных и трудных, трагических событий из эпохи революции и второй мировой войны» (Терапиано Ю.— С.194). Ей присуще проникновенное ощущение содержания детского сознания, чувство буйной напряженности жизни, острота в постижении окружающего мира. Особое внимание поэтесса уделяет лирическим переживаниям, описаниям внутренних катастроф. «Не повторится громкий город южный, / Все отошло в немую ночь без сна / И кажется бездарной и ненужной / Навязанная кем-то новизна» (Последние стихи. Париж, 1973. С.62).
Заняв с самого начала не без помощи брата-физика в Нью-Йорке обеспеченное положение в эмиграции и со временем утвердившись в нем, Прегель часто объединяла и мирила противоборствующие литературной стороны. В.Яновский вспоминает: «Софья Прегель была добрым человеком, помогла многим поэтам, и очень скоро если не ее литература, то общественная деятельность была принята парижанами без оговорок» (Яновский В. Поля Елисейские. СПб., 1993. С.240).
После немецкой оккупации Парижа Прегель переезжает к брату в Нью-Йорк, где вместе с М.Слонимом основывает в 1942 журнал «Новоселье», просуществовавший 8 лет. В этот период Прегель целиком отдала себя журналу как центру, объединявшему эмигрантскую русскую литру. Любовь к литературе дала возможность Прегель привлечь в журнал широкий круг сотрудников и авторов. Она дружила с представителями всех литературных поколений русской эмиграции. «Благодаря “Новоселью” третье поколение так легко было принято и другими зарубежными органами… тогда как-прежним «молодым» в начале эмиграции не так легко было добиться признания» (Терапиано Ю.— С.198). «Новоселье» не только объединило значительные литературные силы, но и после переезда в 1948 журнала в Париж дало начало издательству «Рифма».
Послевоенная творческая деятельность Прегель была связана с литературной жизнью Парижа, а после смерти в 1957 И.Яссен (Р.С.Чеквер), основательницы издательства «Рифма», Прегель выпускает еще 3 сборника стихов: «Берега» (Париж, 1953), «Встреча» (Париж, 1958), «Весна в Париже» (Париж, 1966). Седьмой сборник «Последние стихи» и мемуары «Мое детство» были отредактированы ее друзьями М.Слонимом и В.Андреевым и вышли после кончины писательницы. В послевоенный период Прегель играла важную роль в умеренно левом крыле литературного лагеря (А.Ладинский, В.Корвин-Пиотровский, В.Андреев и др.). «Она неизменно принимала участие в вечерах и собраниях русской колонии, особенно если они были посвящены делу поддержки живущих или памяти ушедших писателей, часто на память цитируя стихи многих своих друзей» (Мое детство. Т.1. С.5).
Ее творчество в это время посвящено осмыслению пережитого и оценке Второй мировой войны, оно проникнуто острым ощущением трагических событий, растерянности человека перед мировыми катаклизмами. Прегель сумела найти яркие формы для выражения внутреннего протеста и гнева по отношению к происходящему. «Только б жизнь не начать сначала, / Ту, что так нелегко прожита, / Я лечу, меня укачала / Пустота, пустота, пустота» (Последние стихи. С.43).
Архив поэтессы (в Б-ке университета штата Иллинойс, Урбана), собиравшийся в течение всей ее жизни, содержит ценные материалы по истории русской и мировой культуры.

Соч.:
Разговор с памятью. Париж, 1935;
Солнечный произвол. Париж, 1937;
Полдень. Париж, 1939;
Берега. Париж, 1953;
Встреча. Париж, 1958;
Весна в Париже. Париж, 1966;
Последние стихи. Париж, 1973;
Мое детство. Париж, 1973.

Лит.:
Адамович Г. [Рец.: Разговор с памятью] // Последние новости. 1935. 20 июня;
Даманская А. [Рец.: Разговор с памятью] // Сегодня. 1935. 6 июля;
Ходасевич В. [Рец.: Разговор с памятью] // Возрождение. 1935. 25 июля;
Пильский П. [Рец.: Солнечный произвол] // Сегодня. 1937. 4 июля;
Цетлин М. [Рец.: Солнечный произвол] // Современные записки. 1937. №64;
Осокин С. [Андреев В.] [Рец.: Полдень] // Русские записки. 1939. №20-21;
Терапиано Ю. [Рец.: Встреча] // Опыты. 1958. №9;
Трубецкой Ю. [Рец.: Встреча] // Новый журнал. 1958. №55;
Рубисова Е. [Рец.: Весна в Париже] // Современник. 1966. №13;
Померанцев К. С.Ю.Прегель // Померанцев К. Сквозь смерть: Воспоминания. Лондон, 1986.

М.А.Айвазян