Биография Ольги Розановой, список её прижизненных выставок


О. Розанова
Фото М.П. Кореневой
Владимир, ок. 1900 г.

(1886–1918),

Розанова Ольга Владимировна – русский художник, теоретик, книжный иллюстратор, график, поэт.

Родилась в г. Меленки Владимирской губернии. в семье уездного чиновника. С 1896 жила во Владимире. Приехав в Москву, в 1907–1910 посещала Строгановское художественно-промышленное училище и частную школу-мастерскую К.Ф.Юона. В 1911 занималась в школе Е.Н.Званцевой в Петербурге. Участвовала в выставках и изданиях «Союза молодежи», а также «Бубнового валета». Входила в организованное К.С.Малевичем недолговечное общество «Супремус» (1917).  Жила в Петербурге-Петрограде и (с 1915) в Москве, летом наезжая во Владимир. Начиная с 1910-х годов, Розанова сближается с художниками группы “Союз молодежи”. В 1911 году вступает в это объединение, участвует в выставках и диспутах. В 1913 году в сборнике “Союза молодежи” публикует свою статью по проблемам абстрактного искусства. (“Основы нового творчества и причины его непонимания” сб. “Союз молодежи”, СПб 1913, с 20-21.). С 1913 года занимается иллюстрацией футуристических книг, сближается с Крученых и Хлебниковым.

Уже ранним, фовистским ее вещам (Красный дом, 1910, Русский музей) присущи яркие и декоративные цветовые контрасты. Окончательно ее талант сформировался в дизайне футуристических книг В.В.Хлебникова и Крученых (Старинная любовь. Бух лесиный, Взорваль; обе – 1913; и др.), где ей удалось (по словам последнего) сочетать «ужасы кубизма» с «женским лукавством». Шедевром ее книжного искусства стала рукодельная Вселенская война со стихами Крученых (1916) – беспредметные цветные аппликации рождают удивительный эффект радостного распада или своего рода апокалиптического праздника. Ирония и драма в ее картинах часто переплетаются (цикл Игральные карты, 1916, созданный для публикации в виде современных лубков). Кубофутуристские и супрематические эксперименты претворяются в поэтику «зауми», загадочного гротеска (Метроном, 1915, Третьяковская галерея; Сон игрока, 1910-е годы, Художественный музей, Самара), а иной раз – в абстракции, сводящие цвет и форму к некоему первозданному минимуму (Зеленая полоса, 1910-е годы, Музей-заповедник, Ростов).

Главным образом, под влиянием “Зауми” Крученых начинает заниматься поэзией. В 1913-1915 годах в живописи работает в стиле кубофутуризма. В 1916 году вступает в общество “Супремус”, живописные работы этого времени в целом отвечают супрематической концепции Казимира Малевича, однако отличаются от классического супрематизма повышенным вниманием к декоративной составляющей живописи. В 1917-1918 годах Розанова создает свой собственный живописный стиль “цветопись”, который представляет собой новое понимание абстрактного искусства, основанное на принципе цветового построения картины. В 1917 г. Розанова, как многие другие представители левого искусства, активно включается в реорганизацию искусства.

 

После Октябрьской революции Розанова работала в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса, стремясь наладить деятельность художественных промыслов в Абрамцево, Сергиевом Посаде и других центрах. Организует вместе с другими художниками секции ГСХМ в провинциальных городах России. Совместно с Родченко руководит подсекцией прикладного искусства, реорганизует мастерские в центрах народных промыслов. Начинает разрабатывать теорию прикладного искусства в соответствии с требованием нового времени.

Розанова скоропостижно скончалась от дифтерита в Москве 8 ноября 1918.

 

Выставки:

Союз молодежи. Санкт-Петербург, 1911-1914.
Выставки в бюро Добычиной. Санкт-Петербург, 1913, 1916.
Свободная футуристическая интернациональная выставка. Рим, 1914.
Левые течения. Петроград, 1915.
Трамвай В. Петроград, 1915.
0.10. Петроград, 1915.
Бубновый валет. Москва, 1916, 1917.
Магазин. Москва, 1916.
Первая выставка картин профессионального союза художников Москвы. Москва, 1918.

Футуристические книги с иллюстрациями и стихами Розановой:

А. Крученых, В. Хлебников “Бух лесинный”, СПб.,1913.
А. Крученых “Взорваль”, СПб.,1913.
А. Крученых “Возропщем”, СПб.,1913.
А. Крученых “Утиное гнездышко дурных слов”, СПб.,1913.
А. Крученых, Алягров “Заумная книга”, М., 1916.
А. Крученых “Балос”, Тифлис, 1917.