Она была воистину народной поэтессой. Ее стихами зачитывались, заучивали наизусть и декламировали всегда и везде, когда это было к месту. Она удивительно соответствовала имени, которым ее нарекли родители: мирвари – жемчужина. И всем своим блестящим талантом она увековечила свое имя.
Начало литературной деятельности Мирварид Дильбази пришлось на вторую половину 20-х годов. Первое стихотворение Мирварид опубликованное в 1927 году в журнале «Огонь Октября» называлось «Свобода женщин» оно было опубликовано по случаю женского праздника 8 марта. Первая книга поэтессы издается в 1934 году. Она называлась «Наш голос». Затем в 1937 году выходит вторая книга под названием «Ранняя осень». Во время Великой Отечественной войны печатаются 7 книг Мирварид Дильбази, все они посвящены военно-патриотической тематике. После поэтических сборников «Первая весна» (1937) и «Письмо Бахару» (1940), уже в годы Великой Отечественной войны Дильбази выпускает книги «Песни», «Нефть» (1941), «Боевые песни для детей», «Камал», «Любовь к Родине», «Мать», «Терек», «Землянка», в которых обращается к мужественным защитникам Родины, вдохновляя их на ратный подвиг. В послевоенные годы издаются сборники «Мой подарок» (1948), «Братья» (1952), «Избранные стихи» (1957), «Алжирская девушка», «Место воспоминаний» (1964), «Картинки жизни» (1967), «Избранные произведения» в 2-х томах и книги для детей. Главные мотивы этих произведений — любовь к родине, воспитание характера, честность, чувство дружбы и товарищество. Творческое кредо поэтессы выражено в точных и емких словах одного из её поздних стихов:
Люди — это моя кровь и плоть, Как мне жить без них?
Не говори, что у меня ранена душа.
Я издавна в этот крайВлюблена, влюблена
Тематика стихов Дильбази многогранна: пафос созидательного труда в обществе, жизнь и быт людей. М. Дильбази — поэтесса, влюбленная в природу. В её стихах предстает природа Азербайджана во всем своем многоцветье. Пядь за пядью обошла она Дилижанскую равнину, извилистые тропы Мусакоюна, где прошли её детские годы, гору Авей, родники Союгбулаха, величавые берега Акстафы-чая. Тонко, лирично она воспроизводит эти места в своих лирических произведениях. В стихах более позднего периода они всплывают то в виде воспоминаний юности то, как глашатай поэтических ощущений и чувств. Любовь к народу нашла своё отражение в стихотворении поэтессы «Мечта»:
Хотела бы сад я создать из мечты,
Чтоб каждая мысль там росла как цветок.
Чтоб эти, рожденные сердцем, цветы
Убить обжигающий ветер не мог.
В подарок народу бы я принесла
И песню, и саз — все искусство мое,
И каждая строчка от сердца была б,И вычеркнуть смерть не посмела б её!
— Стихотворение «Мечта»
В 1970—1980-е годы выходят сборники «Когда мёрзнут фиалки», «Материнское крыло», «Эдельвейс», «Сезон сирени», «Избранные стихи», наконец, «Избранные стихи» в трех томах. В последующие годы возрастает интерес М. Дильбази к эпической поэзии и широкосюжетным поэмам: «Мать Айши», «Агарзаев», «Новые страницы из дневника тяжелых дней» и.т.д. Лейтмотив поэзии М.Дильбази взаимоотношения матери и детей. Материнская любовь незаменима, это неиссякаемый источник. Подобное ощущение пронизывает все «Материнские» стихи поэтессы: «Малыши», «Мое материнское сердце», «Диляра и Гюлара», «Совесть» и др. Идейно-эстетическому воспитанию детей посвящены рассказы «Прекрасная мама», «Бабушкины уроки», пьесы «Весна на Мугани», «Красивая Фатма». Произведения поэтессы переведены на многие языки мира. Сама поэтесса тоже занималась переводческой деятельностью. Ею были переведены трагедия Эврипида «Ипполит», часть «Фархад и Ширин» Алишира Наваи, часть эпоса «Давид Сасунский», газели Низами Гянджеви, произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. В. Сафронова, Н. С. Тихонова, Зульфии, С. В. Михалкова и других поэтов.
В поэзии Мирварид Дильбази всегда ощущались острота и тонкость ее художественного чутья, очень глубокое проникновение в суть человеческих отношений и самого человека. Вся жизнь Мирварид ханум была подчинена единственному и главному делу ее жизни – поэзии.
В ряду таких великих женских имен тысячелетней азербайджанской поэзии, как Мехсети, Хейран ханум, Натаван, творчество Мирварид Дильбази – это не только новая ступень этой прекрасной плеяды, это ее продолжение. Самед Вургун поставил ее в ряд лучших советских поэтов. Поэт Наби Хазри писал ей: «Уважаемая Мирварид ханум! Не однажды перечитывал вашу книгу. Какое светлое у вас чувство, ваше творчество подобно сирени. Думая о вас, я вспоминаю слова Коцюбинского, сказанные в конце прошлого века. Он сказал о Лесе Украинке, что Леся – мужественный поэт, мужчина-поэт. Не зря и вас назвали «сыном народа». Вы можете гордиться этим званием. Мужская гордость и женская слава – вот два крыла, поднявшие вас на горизонт поэзии, на весеннее небо, благоухающее сиренью, и сделали вас как поэта воинствующим гражданином, смелым и непоколебимым в своей убежденности».