Биография Марии Шкапской. Библиография поэтессы.

Мария Михайловна Шкапская (урожд. Андреевская; 3 (15) октября 1891 — 7 сентября 1952) — русская поэтесса и журналистка.

Мария Михайловна Шкапская родилась в Петербурге 3 октября 1891 года на Вознесенском проспекте петербурженкой в 4-м поколении, старшей в многодетной семье отставного мелкого чиновника М.П. Андреевского. Росла в большой нищете и с 11 лет должна была зарабатывать на семью в семь человек, заботиться о душевнобольном отце и параличной матери. Работала прачкой, составительницей прошений, статисткой в театральной труппе. После того, как Мария Михайловна отлично кончила городскую школу, учительница С. П. Вельтищева за свой счет за свой счет определила ее в Петровскую гимназию.

Гимназию Мария Михайловна окончила в 1910 году, после чего вышла замуж за студента Шкапского. В этом же году поступает на медфак в Психо-Неврологический Институт, где учится два года. Летом семья Шкапских работали по статистике в экспедициях на Псково-Чудском озере. В связи с этом работой они и зимой подолгу жили в Пскове. «Жизнь в маленьком городке, где благодаря близости столицы всегда группировалось много политических ссыльных, также была содержательной… Мы занимались изучением марксистской литературы, в дни смерти Толстого нами была проведена уличная демонстрация, в 1911 году большая маевка».

Шкапская с мужем еще с гимназических лет участвовали в революционно-марксистских кружках. И впервые поэтесса была арестована в 1912 году на Казанской площади в Петербурге. Вторично она была взята вместе с мужем по делу витмеровцев в 1913 году, после чего Шкапские были отправлены за границу, во Францию. Изучала в Париже китайский язык и китайскую литературу, познакомилась с известными русскими литераторами. В 1920 по рекомендации Блока и Михаила Кузмина была принята в члены петроградского Союза поэтов, представив к рассмотрению еще не опубликованные стихи. В начале 1920-х Мария Шкапская издала семь поэтических сборников, а также книгу стихов для детей.

И именно за границей, по словам самой поэтессы, началась ее литературная жизнь. В конце 1914 года Шкапская знакомится с Короленко, который переслал ее стихи в «Северные записки» и «Вестник Европы» Кроме того, с 1915 года Мария Михайловна стала посылать свои очерки через Д. И. Заславского. С ним поэтесса познакомилась в поезде, когда их под конвоем высылали из России. Очерки эти были напечатаны в петроградской газете «День».

И по возвращении на Родину, с 1916 по 1917 гг., Шкапская была разъездным корреспондентом.

С 1920 года , еще до появления первой книги, Марию Михайловну приняли в Союз Поэтов, учрежденный по инициативе В. Я. Брюсова. В дальнейшем Мария Шкапская уже входила в Союз Писателей.

С 1921 по 1923 гг. поэтесса продолжала работать в Петроградском Музейном отделе, и только к 1923 году целиком переходит на литературу, что и становится основным видом е заработка.

С 1925 по 1932 год вновь переходит на очерковую работу. На сей раз работает разъездным очеркистом в «Правде».

С 1932 по 1936 год, по приглашению Горького, Шкапская работает над Историей завода Карла Маркса, «которая отдельными главами проходила в Горьковском Альманахе и ряде ленинградских и московских журналов».

Шкапская прожила тяжёлую жизнь, но не была репрессирована, её просто всё больше забывали с годами. А.А. Тарковский рассказывал, что Мария Михайловна умерла, сидя в жюри съезда кинологов и приглашая группу белых собак на ринг.

Наследство Шкапской ныне собрано, найдены многие неизданные произведения. Пока что существует всего один небольшой сборник её стихов «Час вечерний».

Ранние стихи Шкапской, составившие сборник «Час вечерний», написаны тонко и изящно, в духе умеренного акмеизма, но не отличаются особой оригинальностью. Напротив, поэзия Шкапской начала 1920-х гг. исключительно самобытна. Шкапская разрабатывает одну тему — тему «женской Голгофы», страстного пути женщины: жены, любовницы, матери. Поэзия Шкапской резко физиологична: ее темами становятся потеря девственности, зачатие, деторождение, аборт. Все эти физиологические явления, однако, интерпретируются Шкапской ещё и в мистическом ключе: мистическое значение крови, плоть мира в ее метафизическом смысле волнуют Шкапскую не меньше, чем модная проблема «реабилитации плоти». В ее стихах развертывается мистерия материнства. Через этот божественный дар лирическая героиня испытывает чувство мистической связи с матерью-землей, а сама Россия, переживающая муки творения нового мира, предстает роженицей. В то же время в стихах Шкапской ощущается неприятие крови, проливаемой во имя революции, опять-таки с чисто женской, «природной» мотивировкой, ибо женщина-мать органически не приемлет насилия и убийства. В поэтическом мире Шкапской образ крови-руды связан как с физиологическим, так и с духовным планом бытия: с мистикой плоти, с тайной наследственности, с исторической памятью. «…И какие древние тайны / В крови бессменной моей — / От первых дней мирозданья / Хранятся до наших дней». Лирическая героиня предстает как хранительница древнего ведовского знания, не случайно эпиграфом к сборнику «Кровь-руда» взяты слова из заговора на кровь.

Произведения Шкапской вызвали сочувственные отклики разных по идейным и творческим ориентациям писателей. Павел Флоренский называл ее «подлинно христианской — по душе — поэтессой» и ставил вровень с Цветаевой и Ахматовой. Максим Горький писал Шкапской: «До Вас женщина ещё не говорила так громко и верно о своей значительности». Однако в середине 1920-х гг. в советской литературной критике творчество Шкапской подверглось резким нападкам: в ряде рецензий говорилось о «пагубности» мировоззрения поэтессы, «насквозь физиологичном и иррациональном», которое «заводит в тупик», а сама Шкапская была названа «эпигоном упадничества». В результате со второй половины 1920-х гг. Шкапская отошла от поэзии и в дальнейшем выступала лишь с очерками о жизни рабочих и крестьян, написанными шаблонным языком раннесоветской публицистики.

Воскрешение поэзии Шкапской произошло в середине 1990-х гг. усилиями, прежде всего, М. Л. Гаспарова, высоко ценившего её стихи сами по себе, а сверх того — видевшего в интенсивно использовавшемся Шкапской приёме «мнимой прозы» любопытную теоретическую проблему. Первые книжные переиздания Шкапской осуществлены в 1994 г.

Библиография

Час вечерний: Стихи (1913—1917). — М.: Мысль, 1922.
Mater dolorosa. — Берлин: Библиофил, 1922.
Барабан Строгого Господина. — Берлин: Огоньки, 1922.
Кровь — руда. — Пг.—Берлин: Эпоха, 1922.
Ца-ца-ца. — Берлин: Манфред, 1923.
Явь: Поэма. — М., Круг, 1923.
Земные ремесла. — М.: Всерос. союз поэтов, 1925.
Алёшины галоши. — Л.: Радуга, 1925.
Пути и поиски: [Очерки] . — М., 1968.
Стихи / Вступ. ст. Б. Филиппова и Е. Жиглевич. — London, 1979.
Мария Шкапская. Стихотворения. / Сост. Г.М.Прашкевич и Р.Х.Солнцев. — Красноярск: Платина, 1999.
Мария Шкапская. Стихи. /Сост М.Л. Гаспаров. – Москва, 1994
Мария Шкапская. Час вечерний: Стихи. / Сост. М.И.Синельников. — СПб.: Лимбус Пресс, 2000.